Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй период творчества






 

В жизни Италии происходят большие перемены: умирает Юлий II и Лоренцо Медичи (Великолепный). Эти два человека были крупными меценатами, покровителями и ценителями искусства. В Италии начинается период клерикальной реакции: церковь оказывает сопротивление наступающим переменам в общественном сознании, отвергаются светлые достижения гуманизма и наследие античности. Католическая церковь вновь стремится подчинить себе человеческую личность. В это же время Мик-ло получает известие из Франции о смерти Леонардо да Винчи, который был забыт и покинут своими соотечественниками. Больной Рафаэль всё чаще вынужден передавать свои заказы ученикам.

При новом папе Льве X Микеланджело теряет свободу творчества, его заставляют удовлетворять папские прихоти. Перед ним встаёт выбор:

- либо работать на папские заказы,

- либо ему вовсе не дадут работать.

В своём дневнике он пишет: «Я гибну! Гибну!» и впадает в глубокую депрессию.

Все эти его настроения нашли отражение в скульптуре.

· Усыпальница герцогов. «Утро», «Вечер», «День», «Ночь».

Выполняя заказ нового папы по созданию усыпальницы двух герцогов, его

родственников, он изображает их аллегорически в образе древнеримских легионеров, игнорируя портретное сходство. Его ужасала сама мысль делать портрет с человека, если он не обладал совершенной красотой. По бокам Мик-ло поместил фигуры под названием «Утро», «Вечер», «День», «Ночь». Над этим скульптурным ансамблем он трудился 14 лет. Именно в них Мик-ло передал всю внутреннюю напряжённость и тревогу, которые мучили его последнее время. На скульптуру «Ночь» он пишет стихи:

«Отрадно спать, отрадно камнем быть,

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать – удел завидный,

Прошу, молчи, не смей меня будить»

(перевод Тютчева).

В это время начинается Испано-германская интервенция в Италию. Войска испанского короля Карла V захватили Рим, были уничтожены многие произведения искусства, разбивались алтари, многие бронзовые статуи переплавлялись на пушки. Мик-ло возглавляет строительство оборонительных сооружений вокруг Флоренции во время осады города войсками германского императора. Флоренция терпит поражение. Мик-ло от казни спасает его известность. Горестная судьба родины глубоко ранит душу художника.

 

Микеланджело пережил пятерых пап. Пятый папа Павел III был человеком образованным, и желая упрочить положение художника, он издаёт указ об объявлении Мик-ло главным скульптором, художником и архитектором Ватикана.

 

В 1534 году Мик-ло переезжает в Рим и получает заказ на роспись алтарной стены Сикстинской капеллы на тему «Страшного суда».

· «Страшный суд».

За эту работу Мик-ло принимается с жадностью, дни и ночи сливаются у него

в один туго стянутый узел. Нужно было расписать 200 кв/мет, 300 фигур. Работает он 6 лет и опять в одиночку. В 1541 году фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы с темой «Страшного суда» была открыта для публичного обозрения. Одни ужасались, другие возмущались, третьи восхищались.

Современник Пьетро Аретино в письме к Микеланджело писал: «Страшным судом вы хотите превзойти начало, оставленное Вами на сводах Сикстинской капеллы? Ваши картины покорены вашими же картинами. Вам дадут славу торжествовать над самим собой. Кто бы не содрогнулся, приступая к такой ужасной теме»?

Эта работа как никакая другая выразила его состояние последних лет. Он выбрал не момент свершения суда, а только начало его, когда грешники ещё не отделены от праведников и все охвачены смятением. Христос с ликом страшным и грозным повергает в трепет даже святых, проклиная род человеческий к великому ужасу Богоматери, которая съёжившись в своём плаще, слышит и видит эту погибель. На бесформенно свисающей коже в руке святого Варфоломея, Мик-ло изобразил в виде искажённой маски своё лицо.

Лазарев: «Здесь ангелов не отличишь от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Все они извиваются и корчатся от страха и ужаса. Чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее ощущение, что перед тобой вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег всё новые и новые человеческие жизни. И в таком толковании космической катастрофы уже нет места для героя и героических деяний, не остаётся места и для милосердия. Его великаны уже не в силах противостоять судьбе. Его титаны утратили волю. И не даром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией».

«Страшный суд» был задуман Мик-ло настолько грандиозно, насколько вообще возможно. Это последний момент перед исчезновением Вселенной, ибо, когда наступит катастрофа никто не переживёт её, даже само Божество.

Сюжет Страшного суда должен по канонам выражать смирение и жертвенность, но что делать ему, Мик-ло, когда его душа полна борьбы. Смирение и терпение не знакомы ему. Его фигуры

- полны мощи, но не слабости,

- ужаса, но не боязни,

- отчаяния, но не покорности.

Спустя год после смерти художника в 1565 году будет принято решение о драпировке – одевании фигур «Страшного суда». Это будет поручено одному из его учеников Даниэлле. Даниэлле покроет фигуры такой краской, чтобы при случае её можно было смыть без всякого ущерба для фресок Микеланджело.

Микеланджело прожил долгую жизнь, почти 90 лет. Он пережил всех своих близких, умерли его младшие братья, после тяжёлой болезни скончался единственно близкий ему человек, его слуга Урбино. Дом его опустел. Последний этап творчества Мик-ло отмечен тревогой, бесконечным одиночеством и осознанием бренности бытия, углублением в скорбные думы, а порой и отчаянием. У него наступает душевный надлом, и он всё чаще обращается к теме смерти:

«Внуши мне ярость к миру, к суете,

Чтоб не доступен зовам, прежде милым.

Я в смертном часе вечной жизни ждал.

Надежды нет, и всё объемлет мрак,

И ложь царит, и правда прячет око».

Рождённый и выросший в эпоху, когда его гуманистические идеалы и чувство величия человека могли быть оценены по достоинству, когда рядом с ним творили его гениальные современники Леонардо да Винчи и Рафаэль, сейчас он вынужден был жить в эпоху, которую не мог не презирать.

· Скульптурная группа «Пьета с Никодимом».

В это время, в 1550 году Мик-ло начинает работать над скульптурной группой «Пьета с Никодимом». Как и все последние скульптуры Мик-ло, она проникнута мыслью о смерти, жизнеутверждающая мощь прежних лет сменяется щемящей душевной болью.

К мысли о смерти старый скульптор возвращался в эти годы постоянно. Он готовил себя к стоическому и мудрому ее приятию: «Кто хочет найти себя и насладиться собой, — пишет он в одном из писем, — тот не должен искать развлечений и удовольствий. Он должен думать о смерти! Ибо лишь эта мысль ведет нас к самопознанию, заставляет верить в свою крепость и оберегает нас от того, чтобы родственники, друзья и сильные мира сего не растерзали бы нас на куски со всеми нашими пороками и желаниями, разуверяющими человека в самом себе».

По утверждению Вазари, голова Никодима была автопортретом старого Микеланджело, а сама скульптурная группа предназначалась для его надгробия. Работа шла медленно. А в 1555 г. Микеланджело разбил эту, еще незавершенную, группу. И только благодаря кропотливым стараниям его ученика Тиберио Кальканьи, восстановившего группу, она была сохранена для потомства.

Микеланджело 75 лет. Утешение он находит только в работе. Его назначают главным архитектором собора Святого Петра в Риме. После 11 лет раздумий, молитв, надежд и отчаяния он создаёт проект как бы парящего в вышине купола. Мик-ло было ясно, что на строительстве собора Святого Петра он вступил в состязание со временем, которое ему осталось прожить.

За шесть дней до смерти Микеланджело начал работать над вторым вариантом Пьеты, сделанной раньше (1499 год). Одинокая Богоматерь поддерживает мертвое тело Христа. Смысл этого произведения – трагическое единство матери и сына, где тело изображено настолько исхудалым, что не остается надежды на возвращение жизни.


Микеланджело умер 18 февраля 1564. Римляне хотели похоронить его в своём городе, но этому воспротивились правители Флоренции. Его тело было перевезено во Флоренцию под видом тюка с товаром и торжественно погребено в церкви Санта Кроче.

Всмотритесь в это лицо, и в эти глаза человека, утверждавшего всем своим творчеством: «Гений человека почти такой же, как у самого творца небесных святил».

«Он верил в то, что святость достижима,

И человек, как высшее творенье мира

Дерзнёт как Прометей,

Над небом выше быть». (Ольга Бакшеева Р-502)

 

 

ИТОГ.

Эпоха Возрождения – это величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до этого времени человечеством. Эта эпоха возвеличила Человека, вознесла его на беспримерно высокий пьедестал. Эпоха, которая нуждалась в Титанах, породила этих Титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности.

 

Гений Леонардо да Винчи.

Мудрец и художник, сила интеллекта. Воля к познанию мира и овладение познанием в искусстве. Утверждение всевластия человеческого ума.

 

Гений Рафаэля.

Гармония, красота, добро. Он даровал человечеству радость безмятежного любования миром во всей его величавой красоте.

 

Гений Микеланджело.

Он безоговорочно верил в великие возможности человека. Он верил в то, что человек может сделать и выковать свой образ более ярким, чем сотворила его природа.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.