Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый период творчества






· Давид 1504 год

Эта статуя была заказана Мик-ло правителями его любимой Флоренции для центральной площади города. Сильный юноша, исполненный величественной грации. Месяцы создания Давида – были одними из самых счастливых в жизни Мик-ло. Он создавал статую, которая должна была стать символом свободы любимой им Флоренции. Сам город в это время процветал, и статуя должна было олицетворять силу и несокрушимость города Флоренции. Вазари писал: «Во время работы он не мог оторваться поесть или переодеться, он не расставался с мраморной глыбой. Едкая пыль покрывала волосы, долго ныла голова и болели суставы, он падал в полном изнеможении. Когда слуга с его опухших ног стаскивал сапоги, вместе с ними слезала кожа». Статуя Давида – это «подлинный монумент героической личности, Человеку, каким он должен быть».

Когда статую установили, толпа молча стояла перед ней. За ночь на мрамор наклеили много бумажечек со стихами восхищения, и они колыхались на ветру.

Спустя 20 лет во время войны между Флоренцией и войсками испанского короля Карла V при осаде города у статуи была отбита левая рука, она упала на мостовую и разбилась. В своём дневнике Мик-ло написал: «Я чувствую, что у меня ноет и болит рука, будто мне самому то же отрубили её».

· Моисей1506 год

В 1506 году Мик-ло вызывает в Рим папа Юлий II, который решил

ещё при жизни построить себе гробницу. Со времён древней Греции, великого греческого архитектора и скульптора Фидия, его Парфенона, ни у одного скульптора такого заказа ещё не было. Мик-ло задумал украсить гробницу 40 статуями, но замысел был очень дорогостоящим и Юлий был вынужден от этой идеи отказаться. Мик-ло успел сделать только 3 скульптуры:

ü раба умирающего,

ü раба восставшего,

ü библейского пророка Моисея.

Суриков о скульптуре Моисея: «Мик-ло не искал вокруг себя человека, каким он должен быть. Он сам создавал эту устрашающую силу. Его Моисей показался мне выше окружающей меня натуры. Тут я поверил во всевластие формы - что она может со зрителем сделать. Какое наслаждение, когда досыта удовлетворяешься совершенством. Ведь эти руки, жилы с кровью переданы с полнейшей свободой резца, нигде недомолвки нет».

Асканио Кандиви, ученик Мик-ло: «В это время Мик-ло отошёл от всякого общения с людьми. Иные считали его гордецом, иные сумасбродом. Между тем, как только любовь к мастерству и постоянное упражнение в нём, заставляли его искать одиночества. Он наслаждался и удовлетворялся этим мастерством настолько, что общество людей доставляло ему неудовольствие и нарушало ход его размышлений».

 

· «Купальщики»

Микеланджело никого не считал равным себе. В это время Леонардо да Винчи получил заказ от правителей Флоренции на роспись стены в зале городского совета во дворце Синьори. Весь город стал ходить в его студию толпами и Леонардо стал героем дня, его стали называть «первым художником». Это было горькая пилюля для Мик-ло. Узнав о происходящем, Мик-ло спешно возвращается во Флоренцию. Посетив тайно зал городского совета, Мик-ло не мог не признать, что создатель картины «Битва при Анигари» является величайшим художником. Гениальность Мик-ло заставляла его признавать гениальность других. И это вынужденное признание ещё больше воспламенило его, сам себя он считал лучшим рисовальщиком.

Мик-ло добивается от городского управления заказа на роспись левой стены зала (фрески Леонардо должны были занимать правую сторону). Эскиз Мик-ло «Купальщики» изображал сцену боевой тревоги на берегу реки Арно: голые солдаты выскакивают из воды, карабкаются на берег, хватают одежду и оружие. На их лицах и страх, и ужас, и беспомощность – но все эти чувства устремлены на преодоление возникшей опасности и возможной гибели.

В это время папа Юлий II вновь вызывает Мик-ло в Рим для нового заказа – росписи потолка «Сикстинской капеллы», домовой церкви Папы Римского. Мик-ло был вынужден покинуть родной город.

Обе идеи и Леонардо, и Мик-ло не были до конца реализованы. Оба они не завершили работы по росписи зала во славу флорентийских побед, оба картона не сохранились полностью.

· Потолок Сикстинской капеллы.

Вернувшись в Рим, Мик-ло приступает к одному из самых главных творений в

своей жизни – росписи потолка Сикстинской капеллы, домовой церкви Римского Папы. Ни одному художнику ещё ни приходилось браться за такую гигантскую работу: 600 кв/м на потолке, 343 фигуры.

Мик-ло работал в одиночку 4, 5 года с 1508 по 1512 год.

 

 

Это было время сверх человеческого духовного и физического напряжения. Лёжа на лесах, на спине он писал всё сам, боясь что-либо доверить ученикам. Папу Юлия II он не допускал в капеллу во время работы. Когда тот пробирался под своды, Мик-ло как будто нечаянно сбрасывал его с лесов, обращая в бегство разъярённого старика. Их отношения вообще были сложными: сплошные вспышки гнева, острые конфликты, кончавшиеся примирением. Оба были нрава крутого, но оба были необходимы друг другу: художник нужен был своей гениальностью, а первосвященник как заказчик беспримерного размаха и как ценитель искусства. После смерти Юлия II уже не будет на папском престоле никого, кто истинно ценил бы прекрасное.

По сей день роспись Сикстинской капеллы считается высочайшим проявлением человеческого гения и человеческого дерзания. Сам Мик-ло писал: «Я тружусь через силу больше, чем любой человек, когда-либо существовавший».

Он создал как бы свой титанический мир, который наполняет нашу душу восторгом и смятением, ибо его цель – решительно превзойти природу, сотворить из человека титана. Бернард Бернсон: «Мик-ло создал такой образ человека, который может подчинить Землю, и, кто знает, может быть больше, чем землю».

Рим был потрясён величием созданного, но не радостно очарован. Сикстинский плафон Микеланджело, рождённый в творческих муках, ответно требует от зрителя и мучительного восприятия. Средний пояс Мик-ло заполнил библейскими сценами, а на боковых поместил библейских пророков. Первое впечатление – грандиозность, затем вы обнаруживаете, что этот величественный ансамбль состоит из одних человеческих фигур, в большинстве своём обнажённых, так, что весь плафон воспринимается как торжественный гимн красоте человека. И эта красота выражает высшую духовность и нечеловеческую мощь, это сплошной порыв. В этом произведении великого и единственного в своём роде художника максимально отразилась главная идея Эпохи Возрождения; «Гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил».

Обнажённые юноши безымянны, но их совокупность – полная сумма возможностей и красот человека: на их дивных лицах образно отражены смелость, жизнерадостность, спокойствие, ликование – весь спектр человеческих чувств и переживаний.

Одна из самых прекрасных композиций «Рождение первого человека» - сотворение Богом Адама. По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окружённый ангелами; плавный полёт подчеркнут спокойно скрещенными ногами, правая рука, дарующая жизнь – вытянута. Она вплотную прикасается к руке Адама, чья фигура ещё беспомощна, но между тем вы чувствуете, что в ней заложена грандиозная сила, которая только и ждёт, чтобы развернуться во всей своей славе. Весь пафос изображения – две руки, которые вот-вот соприкоснутся: Бог создаёт человека по образу и подобию своему!

Над нами, на этом потолке, как бы прокатываются вал за валом гигантские волны человеческой жизни. Этой работой заканчивается первый период жизни и творчества Микеланджело.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.