Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менины (Фрейлины). 1656 г.






Написана в поздний период. Название появилось позднее. Неизвестно, как называлась эта картина в 17 веке. В королевских описях эта картина числится либо как «Семья Филиппа IV», либо «Семейный портрет».

Филипп IV и его супруга изображены в туманном зеркале в центре картины.
Сам король очень любил эту картину и она висела в его апартаментах.

Она довольно большая 3, 20м х 2, 75м.

Ее можно отнести сразу к нескольким жанрам. Это и групповой портрет, т. к. известны имена всех лиц и даже имя собачки. В то же время, это жанровая сцена, портрет из повседневной жизни двора. В то же время это историческая композиция, учитывая высокое положение всех действующих лиц.

Все действующие лица — реальные обитатели королевского двора. Известно, интерьер какого помещения здесь изображен. Более того, изображенные на стенах висящие картины до сих пор хранятся в Прадо.

В одном из помещений дворца изображен сам художник, занятый работой над картиной. Не понятно, какую картину он пишет. По идее все обращены к зрителю, и он пишет работу короля и королевы. Однако среди работ Веласкеса нет ни одного общего портрета короля и королевы. Можно предположить, что он их пишет. Однако зачем тогда ему создавать такой миф? Можно предположить, что он пишет Маргариту, а король и королева только зашли и все к ним повернулись, но тогда не совсем объяснима композиция (поскольку известно, какое помещение было изображено, можно проверить, если сзади вход, если есть — то они вошли, если нет — ну не будут же они сидеть позировать спиной к двери...). Эту вещь иногда называют картиной о картине и главным героем здесь предстает он сам, потому что все присутствуют здесь ради него.

На глазах у зрителя здесь происходит преображение мотива реальности в сложное и многозначное произведение. Одна из самых главных особенностей этого произведения — это живой контакт живописного образа и зрителя. Зритель ощущает себя не столько свидетелем, сколько участником сцены.

Пространство картины мыслится как продолжение реального пространства. Почти все персонажи смотрят на зрителя. Это, пожалуй, единственная (кроме «Прях») работа, где мы видим у Веласкеса законченное интерьерное пространство, разработанное детально, наделенное повышенной выразительностью и насыщенное воздухом и светом. Это как бы апогей желания Веласкеса передавать световоздушную среду.

В конце — открытая дверь, в которой стоит фигура придворного гофмаршала, лицо которого обращено к зрителю. Он возвращает взгляд зрителя обратно. И благодаря этой фигуре и рядом висящему зеркалу все пространство оказывается активно включенным в композицию, и композиция приобретает целостность. Нечто подобное было у Вермеера в «Уроке музыки».

Живопись достигает удивительной мягкости. Он научился передавать освещенный воздух. Чувствуется, как дрожат пылинки с лучах света. Все окутано воздушной дымкой, приглушающей яркость красок. Общий серовато-зеленоватый тон. Если посмотреть вблизи, то картина написана в почти импрессионистической манере.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.