Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №5 Основные направления воспитательной работы в начальной школе






1. Комплексный подход к воспитанию.

2. формы и методы воспитательных работ по основным направлениям воспитания.

1. Комплексный подход.Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия.

Современные технологии воспитания осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

1. воздействуют на воспитанников по трем направлениям – на сознание, чувства и поведение;

2. положительный результат достигается при ограниченном слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитании личности;

3. единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, школы, органов правопорядка, коллективов и групп – непременное условие комплексного подхода;

4. заданные качества личности формируется через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного,

5. физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания в органически слитом процессе;

6. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания и управлению им.

2. Формы и методы воспитательных работ по основным направлениям воспитания.

Умственное воспитание осуществляется как процесс усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человека, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, представленного в знаниях, навыках, умениях, способах познания и т.п. Умственное воспитание в современной казахстанской школе осуществляется в процессе общего образования в сочетании с политехническим обучением и трудовым воспитанием, привлечением учащихся к общественно-полезному труду.

Физическое воспитание – узконаправленная, и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Физкультурная деятельность детей включает разнообразные формы занятий физкультурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования потребности к труду, к деятельности детей по созданию духовных и материальных благ. Система трудового воспитания: учебный труд, трудовое обучение, производительный труд, общественно значимый, результативный, бытовой, самообслуживающий труд.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Нравственное сознание складывается из первичных нравственных представлений, которые в течении жизни усложняются и обогащаются, интегрируются нравственные понятия.

Эстетическое воспитание – один из видов воспитания личности, цель которого – формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности. Предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство.

Экономическое воспитание – формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.

Экологическое воспитание – формирование заботливого отношения к окружающей среде. В формировании экологического сознания школьников важную роль играют школьные предметы и внеклассные мероприятия.

Правовое воспитание – формирование основ правового сознания и поведения юного гражданина.

Лекция№ 6 Методика организации детского коллектива.

1.Воспитание коллективистов. Его сущность и признаки.

2.Форма организации детского коллектива в начальной школе.

3.Воспитание личности в коллективе.

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа кол­лектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только высокоорганизованная группа.

2. В том значении, которое приобре­ло понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллек­тивом называется объединение воспитанников (учеников), от­личающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их:

 

1. Общая социально значимая цель.

2. Общая совместная деятельность.

3. Отношения ответственной зависимости.

4. Общий выборный руководящий орган.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, корпорации и т. Д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

3. Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляйте взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, раз­рабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художе­ственные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А. С. Макаренко содер­жит подробную технологию поэтапного формирования коллек­тива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; оп­ределил принципы развития коллектива (гласности, ответ­ственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Лекция№ 7 Методы воспитания и формы воспитательной работы

в начальной школе.

1.Классификация методов воспитания.

2.Методы воздействия на личность учащихся.

3.Методы поощрения учащихся.

4.Формы воспитательной работы в начальной школе.

1. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнару­жить в методах общее и специфическое, существенное и слу­чайное, теоретическое и практическое и тем самым способ­ствует их осознанному выбору, наиболее эффективному приме­нению. По характеру методы воспитания делятся на убеждение, уп­ражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гон­чаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, приме­нимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обоб­щенно (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников). Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко на­званы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, само­воспитания

2. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы на­зывались короче и выразительнее — методами убеждения, по­скольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность ак­тивно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

3. Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положитель­ные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает от­ветственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобре­ние, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почет­ных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение вос­питатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учите­лями или родителями. Поощрение вниманием возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитан­ников, переживании вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собствен­ного достоинства. Поощрения более высокого уровня — благодарности, на­граждения и т. д. - вызывают и поддерживают сильные и ус­тойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или коллективу длитель-

ные стимулы, так как они не только венча­ют длительный и упорный труд, но свидетельствуют о дости­жении нового, более высокого уровня. Награждать надо тор­жественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирова­ния и связанные с ним переживания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.