Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Глава I. Жанр биографии и его беллетризация в XXI веке






Содержание

 

Введение. 3

Глава I. Жанр биографии и его беллетризация в XXI веке. 10

1.1.Специфика жанра литературного портрета. 10

1.2.Эволюция литературной биографии в англоязычной литературе, ее сближение с романом. 14

Глава II. Особенности создания образа художника в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой». 21

2.1. Образ города и мира вещей Яна Вермеера. 21

2.2. Особенности структуры романа. 29

2.3. Литературный портрет Яна Вермеера и его картины «Девушка с жемчужной серёжкой». 30

Глава III. Образ художника в романе Питера Акройда «Тернер» и способы его создания. 38

3.1.Образ Лондона в романе: художник и город. 38

3.2. Семья, окружение и быт Уильяма Тернера. 41

3.3. Литературный портрет художника и его творчества. 44

Заключение. 55

Список литературы.. 58

 

Введение

Литературная биография в начале XXI века приобрела значительную популярность. Теперь её слабые стороны: гибридность с другими жанрами, сочетание точной документальности и художественности воспринимаются как достоинства, способствующие росту интереса к этому жанру. В Англии ему отведено особое место. Уже в XX веке английская литературная биография отделилась от остальных. Это связано с трепетным отношением к своему историческому прошлому, в котором англичане видят связь с настоящим.

Актуальность исследования обусловлена возрастающим вниманием к жанру литературной биографии и литературного портрета. Как отмечает М.М Бахтин, жанровое изучение является одним из перспективных в литературном процессе.

В качестве материала исследования выбраны два романа: «Девушка с жемчужной сережкой», «Тернер».

Предметом исследования является специфика биографического жанра в романах Т.Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой, П. Акройда «Тернер».

Трейси Шевалье родилась 19 октября 1962 года в Вашингтоне, округ Колумбия. В 1984 году, получив статус бакалавра искусств, она решает уехать в Лондон, где и живет в наши дни. Её становление в роли писательницы произошло уже в Англии. Жизненный и творческий путь Т. Шевалье напоминает судьбу Фрэнсис Бернет (1849 - 1924), которая родилась в Англии, но из-за жизненных трудностей переехала в США, но всегда посещала родину. Это подтверждает тот факт, что Старый свет очаровывает, притягивает к себе и не отпускает. За двадцать лет, прожитых в Англии, Трейси Шевалье создала семь романов – «Дева в голубом» (1997), «Девушка с жемчужной сережкой» (1999), «Падшие ангелы» (2001), «Дама и единорог» (2003), «Тигр, светло горящий» (2007), «Прелестные создания» (2009), «Последний побег» (2012).

Роман «Девушка с жемчужной сережкой» принес славу и известность Т. Шевалье. Его сюжет основан на истории создания знаменитого полотна Яна Вермеера: в произведении подробно воссоздается процесс творчества художника Яна Вермеера (1632—1675), о его работе над картиной «Девушка с жемчужной сережкой» (1665).

Действие романа происходит в XVII веке, когда роль искусства в жизни европейского человека изменилась, возникли новые темы. В Голландии того времени стали другими глазами смотреть на мир – в сердцах людей появилось место для чуткого восприятия окружающей природы. Они также стали идеализировать дом, как тихое пристанище, и особенно благоговеть перед предметами, связанными с бытом. Именно поэтому в Голландии оказались так популярны жанры пейзажа, среди которых и морской, реалистическое изображение интерьера и натюрморт.

Мир в XVII веке переворачивало от взрыва научных и географических открытий. Наука все больше привлекала к себе интерес европейцев, из-за чего они все дальше отходили от религиозно-христианского понимания бытия, все меньше воспринимали Вселенную как чудо, созданное Богом для человека, познавать которое нужно, удивляясь величию творца. Тайное больше не будоражило ум, а естественным образом занимало место в сердце как принадлежащее Господу.

Художников всех направлений, в том числе и Вермеера, волновало воздействие света на предметы. Большое значение для воплощения небывалых доселе задач в искусстве получила попытка передачи тона и фактуры предметов при разном характере освещенности: учитывалось воздействие естественного или искусственного света на изображаемые объекты.

Творчество Трейси Шевалье остается на сегодняшний день мало изученным. Из зарубежных исследователей выделяется Валентина Мусий с работой «Уильям Блейк в его сочинениях и в романе Трейси Шевалье «Тигр, светло горящий» (2011). Среди отечественных литературоведов известны статьи И.И. Гасумовой «Экфрастический дискурс в романе Трейси Шевалье «Дева в голубом» (2011), И.И. Гасумовой, Н.С. Бочкарёвой «Экфрастический дискурс в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» (2011), И.И. Туляковой «Иллюминированные книги» Уильяма Блейка в экфрастическом романе Трейси Шевалье «Тигр, светло горящий» (2014). В данных статьях проводится исследование романов Трейси Шевалье с точки зрения экфрастического дискурса, т.е. как произведения живописи участвуют в создании художественного текста. Проводится анализ картин, изучается символика цвета, играющего важную роль в создании персонажа. На основании данных исследований можно сделать вывод, что уникальность творчества Трейси Шевалье заключается в описании произведений изобразительного искусства в художественных текстах.

В данной работе также изучается роман «Тернер» (2006) Питера Акройда, который родился 5 октября 1949 года в Лондоне (Великобритания). Исследование посвящено анализу одной из книг серии «Краткие биографии», выпущенной Питером Акройдом в 2004 году. Сюда вошли такие произведения как «Чосер», «Тернер» и «Ньютон». Выход этой серии приурочен к круглым историческим датам. Рассматриваемый роман посвящен двухсот тридцатилетнему юбилею живописца – Уильяму Тернеру (1775 - 1851).

Творчество Питера Акройда привлекает в первую очередь обилием биографических романов, посвященных известным людям Англии. У себя на родине он популярен, потому что обращается к богатому культурно-историческому прошлому. А.В. Шубина считает, что его «произведения ориентированы на утверждение ценности человеческой индивидуальности» [А.В. Шубина 2009, стр. 58]. В этом и проявляется главная черта именно английской литературы. Англичанам важно видеть, осознавать и гордиться своей исключительностью в истории. А.В. Шубина отмечает, что Питер Акройд «в пародийной форме переосмысляет историческое прошлое в поисках обретения его живого, актуального для современности смысла» [А.В. Шубина 2009, стр. 63]. Именно в прошлом Питер Акройд ищет духовные богатства и ценности, принадлежащие Англии. Каждая написанная им книга следует этой мысли. И не важно, кому она посвящена: городу или конкретному историческому лицу.

Кроме того, в мировой литературе творческое наследие Питера Акройда занимает далеко не последнее место. Интерес проявился к нему сразу, как только стали печататься книги. Он популярен не только в Великобритании, но и в других странах. Потребность развиваться, духовно расти, узнавать что-то новое о других странах и национальностях, их культуре присуща всем нациям, а благодаря произведениям Питера Акройда можно прекрасно ознакомиться с биографиями Лондона, Темзы, Венеции и творческих и интереснейших людей Англии, таких как Оскар Уайльд, Томас Чаттертон, Чарльз Диккенс, Томас Стернз Элиот, Уильям Блейк, Томас Мор.

Биографии, написанные Питером Акройдом, В.Г. Новикова разделяет на несколько групп. Основанием для классификации являются взаимосвязанные концепции времени и истории. К первой группе относятся произведения максимально близкие к классической, традиционной литературной биографии. В них прослеживаются этапы жизненного пути избранного П. Акройдом автора – основные вехи, как становления личности, так и воспитания собственного творца. Эти биографии, как и другие, основаны на тщательно собранной и изученной научной базе. Таковы «Элиот», «Диккенс», «Блейк», «Шекспир». К этой группе можно отнести и «Тернера», так как по структуре и содержанию роман соответствует чертам первой группы биографии, не смотря на то, что в центре фигура не писателя, а художника. Автор биографии проникает в субъективный мир объекта своего творческого исследования, воссоздает его, но, в конечном счете, создает свою субъективную реальность.

Вторая группа – это биографии, содержащие более сильный вымышленный элемент, основанный на стилизации творческой манеры и образа мышления героя. Таково «Завещание Оскара Уайльда». Здесь читатель обнаруживает отказ от линейного изображения всей жизни в пользу эпизода, но особенно важного. Акройд воссоздает социальную психологию эпохи, сохраняя достоверность мельчайших деталей.

Третья группа – биографии, предлагающие альтернативный вариант жизни великого мастера. У Акройда это «Мильтон в Америке» и «Чаттертон». В романе «Мильтон в Америке» (1996) знаменитый английский поэт проживает новый финал своей жизни, тот, который мог быть, если бы он бежал из Лондона. Он не написал бы «Потерянного рая», а умер среди индейских племен.

В четвертой группе объединяются романы Акройда, являющиеся своеобразным итогом формирования его исторического мышления. Это роман «Английская музыка» (1992) и книга «Лондон. Биография» (2000). Все это биографии города как совокупности текстов.

Питер Акройд является достаточно популярным и изученным автором. Это связано, в том числе, с объемом его творческого наследия. В зарубежном литературоведении изучению творчества Питера Акройда посвящены многочисленные работы, монографии и статьи, среди которых стоит отметить: У. Ханнинен «Переписывание истории литературы: Питер Акройд и интертекстуальность» (1997), С. Онега «Метатекст и миф в творчестве Питера Акройда» (1999), Дж. Гибсон и Дж. Волфрей «Питер Акройд: абсурдный и запутанный текст» (2000).

Среди отечественных исследователей могут быть названы Ю.В. Дворко «Основные тенденции британской прозы 80-х годов» (1992), В.В. Струков «Художественные особенности творчества Питера Акройда» (1998), Е.В. Ушакова «Литературная биография как жанр в творчестве Питера Акройда» (2001), О.Ю. Ахманов «Жанровая стратегия детектива в творчестве Питера Акройда» (2011), А.В. Шубина «Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда» (2009).

Научная новизна дипломной работы заключается в том, что в ней представлена эволюция жанра литературной биографии, выявлены черты литературного портрета и рассмотрены романы Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» и Питера Акройда «Тернер» с точки зрения смысловой целостности в рамках жанра литературной биографии. Особое внимание уделено попытке продемонстрировать многоплановость одного из древнейших жанров.

Цель работы: рассмотреть эволюцию жанра биографии и форм биографического повествования (на примере романов Трейси Шевалье и Питера Акройда).

Из вышепоставленной цели вытекают следующие задачи:

1) Выделить особенности литературной биографии и выявить ее связь с жанром романа.

2) Определить место литературной биографии в творческом наследии исследуемых писателей.

3) Представить историко-культурный фон, на котором создавались произведения – Т.Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой», П. Акройд «Тёрнер».

4) Рассмотреть и проанализировать особенности создания образа художников в романах «Девушка с жемчужной сережкой», «Тернер».

Структура работы включает в себя введение, три главы, посвященные истории литературной биографии, анализу романов Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой» и Питера Акройда «Тернер», заключение, библиографию и приложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.