Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция литературной биографии в англоязычной литературе, ее сближение с романом






Жанр биографии именно в английской литературе занимает особое положение, что неслучайно, поскольку «англичане утверждают свою индивидуальность через культ прошлого, культ предков для них – гарантия сохранения культурных ценностей» [Х. Ибрагимова 2013, стр. 131]. Поэтому существует огромное количество биографий, принадлежащих английским писателям о своих выдающихся соотечественниках. Например, такие как Х.Карпентер «Джон Р. Р. Толкин. Биография», Пэт Роджерс «Генри Филдинг. Биография», Энгус Уилсон «Чарльз Диккенс. Литературная биография». В этом можно убедиться и на примере творчества Питера Акройда. Он пишет книги об уникальных и исключительных людях Великобритании, таких как Томас Чаттертон, Чарльз Диккенс, Оскар Уайльд, Томас Стернз Элиот, Уильям Блейк, Уильям Тернер и др.

Н.Н. Борышнева в своей диссертации «Поэтика романов Джона Гарднера» (2004) отмечает, что Юрген Шлегер «доказывает, что сама английская историческая реальность обусловливает культ личности и почитания предков. Существование института биографии, по мнению Шлегера, - это показатель личностно-ориентированной культуры» [Н.Н. Борышнева 2004, стр.40].

Представители разных стран по-своему определяют жанр биографии, поскольку все они видят в нем что-то свое и используют для разных целей. «В англо-американской литературной биографии автору удается абстрагироваться от творчества героя. В ней читатель дает оценку, автор лишь беспристрастно излагает факты» [Н.Н. Борышнева 2004, стр. 39]. В то время как французы и немцы не способны отделить творческую личность от ее произведения. В данном случае англичане многограннее смотрят на изображаемого ими человека.

А.В. Шубина считает, что жанр биографии - это «жизнеописание отдельного человека, обычно известного, написанное от третьего лица и претендующее на определенную объективность и беспристрастность» [А.В. Шубина 2009, стр. 13].

В своей работе «Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда» А. В. Шубина подробно рассматривает развитие биографического жанра именно в английской литературе.

Первоначально интерес к биографии сформировался в качестве способа борьбы жизни со смертью, т.е. люди хотели запечатлеть в веках ту или иную творческую личность, создавшую определенные ценности в конкретной сфере человеческой жизни.

Английская биография формировалась в рамках европейского течения. А.В. Шубина отмечает, что литературная биография в Англии «испытывала в ходе эволюции влияние пуританской идеологии, ориентированной на высокую оценку личностной ценности и на восприятие личности как самосознающего субъекта» [А.В. Шубина А.В 2009, стр. 15]. Можно думать, что благодаря этому воздействию в Англии и возник культ творческой личности.

В XVIII веке происходит сближение жанра романа и биографии. Они расширяют друг друга, но из-за этого возникают трудности в определении жанра конкретного произведения.

XIX век является для жанра биографии особенным. Именно в это время биография формируется как жанр, выявляются новые элементы ее эволюции. Необходимо отметить, что господствующим литературным направлением в начале века является романтизм, несомненно, повлиявший на английскую биографию. Теперь в литературе на первый план выходит личность, её внутренний мир и переживания, но помимо этого делается акцент и на огромных возможностях человека, что очень важно именно для биографического жанра. «Идея «великого человека» была определяющей для биографий романтической поры» [Е.В. Ушакова 2001, стр. 24].

Проблема вымысла и истины всегда присутствовала в литературе и в разные эпохи решалась по-своему. Она не чужда и биографии первой половины XIX века. Как отмечает Е.В. Ушакова: «Авторы жизнеописаний используют домысел для того, чтобы досочинить историю, которая должна соответствовать романтической модели, включающей в себя неизбежное противостояние героя и среды» [Е.В. Ушакова 2001, стр. 30]. Романтизму, как литературному направлению, присущи два типа молодого человека:

1) юноша – мечтатель, готовый на все ради искусства;

2) юноша - скиталец, переживающий разочарования в жизни.

Эти два типа имеют общую черту – они не похожи на других, противопоставляют себя обществу, высказывают свой протест. Это и отразилось в биографическом жанре. «По мысли Карлейля, биография должна представлять жизнь как битву героя с окружением, а не быть лишь «описью» отдельных человеческих добродетелей и пороков» [Е.В.Ушакова 2001, стр. 31].

Е.В. Ушакова отмечает, что «в биографиях романтиков отчетливо проявляется стремление видеть взаимодействие личности и ее общественное окружение» [Е.В.Ушакова 2001, стр. 31].

В годы правления королевы Виктории (с 1837 по 1901 год). Страна обратила внимание на себя, на то, что происходит внутри Британской империи, а не во внешней политике. В эту эпоху развивается научная сфера, но что особенно важно, так это невероятное самодисциплинирование человеческой личности, в основе которого лежали догматы пуританства. Дисциплина, скромность, порядочность, нравственность и другие человеческие добродетели прививались с детства. Семья – главная основа в воспитании личности в Англии на тот момент. Появляется культ дома и семьи. «Многие романисты обращаются к темам семейной жизни, в литературе происходит перенос внимания с изображения общественных событий на события личной жизни» [Е.В.Ушакова 2001, стр. 32]. Этой идеей пропитано творчество Чарльза Диккенса и Шарлотты Бронте.

Еще одной важной особенностью этого периода в литературе является дидактическая, воспитательная функция – «герой должен быть примером» [Е.В.Ушакова 2001, стр. 33].

Эти основные черты имели место и являлись основополагающими для литературной биографии Англии XIX века.

Новый этап формирования английской биографии происходит на рубеже XIX-XX веков. В 1918 году выходит книга «Знаменитые викторианцы» Джайлса Стрэйчи. Произведение представляет собой цикл из четырех портретов значимых фигур в истории правления королевы Виктории: Флоренс Найтингейл, кардинал Меннинг, генерал Гордон, Томас Арнольд. Стрэйчи делает переворот в жанре биографии: представляет эту форму как литературное произведение, а не документальный факт. А.В. Шубина рассматривает произведение как «эссеистический жанр биографического повествования» и фиксирует, что дана «новая концепция героя биографии, полемизирующая с викторианской концепцией панегирика великому человеку, утверждая, что «простой человек может предстать в героическом свете» [А.В. Шубина 2009, стр. 45].

В XX веке в Англии пересматриваются моральные ценности. На смену викторианскому сознанию приходят более свободные нравы. Это касается не только общественной жизни, но и литературной. Как отмечает Е.В. Ушакова: «Строгость и целомудренность викторианских биографий казалась смешной и буржуазно-добродетельной» [Е.В. Ушакова 2001, стр. 35]. В это время на литературный процесс активно воздействуют работы З. Фрейда и К.Г. Юнга. Е.В. Ушакова дает определение биографии: «Современная биография о писателе – сочетание литературоведческого анализа и серьезного исследования психологии творчества» [Е.В. Ушакова 2001, стр. 43].

В XX веке выходит на арену такое направление в литературе как модернизм, который также оставляет свой след в истории английской биографии. Яркими образцами модернистской биографии в Англии принято считать творения Вирджинии Вульф «Орландо. Биография» (1928) и «Флаш. Биографический очерк» (1933). Постмодернизм во многом изменяет жанр биографии. Ролан Барт, как теоретик постмодернизма, выдвигает идею уничтожения автора и деперсонизации текста. Помимо этого «утверждается кризис личностного начала, растворение суверенной субъективности человека в текстах – сознаниях» [Е.В. Ушакова 2001, стр 45]. Получается, если автор умер, то собственно и зачем им интересоваться, если теперь главным является читатель. Однако, несмотря на это жанр биографии не приходит в упадок и продолжает развиваться, пусть не так явно, как в предыдущие эпохи. Е.В. Ушакова подчеркивает, что «акцент перемещается с хронологически выстроенных фактов на изображение творческого сознания, ключевых моментов жизни героя, которые и делают его писателем» [Е.В. Ушакова 2001, стр. 54].

Основными вопросами, волнующими теперь многих ученых в области изучения жанра биографии, являются:

1) соотношение факта и вымысла,

2) отношения автора и героя,

3) классификация биографий.

Е.В. Ушакова выделяет следующие черты постмодернистской биографии:

1) фрагментация;

2) смешение биографического и автобиографического;

3) эксперименты с точкой зрения;

Наблюдается интересное явление, связанное с жанром романа и биографии. Если в XIX веке роман принимал облик биографии, то теперь биография маскируется под роман. Но, несмотря на отсутствие четкой границы между данными жанрами, необходимо видеть, в чем же состоит различие между ними. «Биография отличается от романа не отсутствием вымысла, а принципиально иной структурой произведения, иной авторской установкой», - считает Е.В. Ушакова [Е.В. Ушакова 2001, стр. 54].

Биография в рамках постмодернизма, по мнению А.В. Шубиной, решает одну из позитивных задач – «разрушение стереотипа, освобождение образа исторической личности от всего условного [А.В. Шубина 2009, стр. 26]. Это позволяет воспринимать образ полнее и свободнее. Тот или иной изображаемый автором человек, герой, теперь ничем не ограничен; он индивидуален. И это опять же доказательство уникальности целой нации. Через образ творческой личности передается культ прошлого и культ предков как носителей культурных ценностей, что очень важно для англичан. Е.В. Ушакова отмечает, что «для Питера Акройда биография – это возможность проникнуть в ушедшие исторические эпохи, которые, как он считает, имплицитно присутствуют и в нашем времени. Познать себя мы можем только через познание прошлого – таково его кредо» [Е.В. Ушакова 2001, стр. 55]. И это неслучайно, поскольку характерным признаком английского постмодернизма является историоцентризм, который ярко прослеживается во всем творчестве Питера Акройда.

Биография как жанр в рамках постмодернизма, конечно, имеет определенные сдвиги в своей эволюции, но все же, по мнению Е.В. Ушаковой, остается мало изученной в данную эпоху. Но есть одна важная особенность: «Постмодернистская биография высвечивает пробелы в жизнеописании, факты о существовании которых традиционный биограф может умолчать, если они не вписываются в его концепцию, побуждает читателей к собственной интерпретации» [Е.В. Ушакова 2001, стр. 60].

Литературная биография – многогранное явление в литературном процессе XXI века. В ходе исследования обнаружена явная связь с литературным портретом, заключающаяся в их предмете изображения: человек и его творчество. Выявлено и главное отличие: биография подразумевает под собой хронологическое описание жизни героя, а не только характеристику его внешности и творчества.

В Англии биография имеет свои особенности, во многом связанные с национальным характером страны. Самая главная особенность – культ прошлого и исторической личности. Каждый временной период и литературное направление привнесли что-то своё в этот жанр: сближение с романом, внимание к отельной личности, её переживаниям и возможностям, выявлена функция семьи, эксперимент с точкой зрения, смешение биографического и автобиографического.

В целом, в XX веке можно выявить два аспекта развития жанра биографии. По-прежнему личность писателей, художников и других творческих и интересных людей привлекает и волнует, но в то же время появились направления, оспаривающие, даже отрицающие существование автора, что могло бы привести к краху биографии. Однако именно эти две полярные точки зрения и способствуют движению и развитию жанра биографии.

Глава II. Особенности создания образа художника в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.