Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика жанра литературного портрета






Зарубежные и отечественные литературоведы до сих пор не могут прийти к единому мнению в вопросе характеристики жанра литературного портрета, поскольку существует множество точек зрения на данный предмет. Прежде всего, необходимо отметить, что литературный портрет очень тесно связан с литературной биографией.

Точкой отсчета возникновения биографии принято считать античность, а именно работу Плутарха «Параллельные жизнеописания». Благодаря древнегреческому философу произошло точное разделение истории и биографии. Он установил, что один из предметов ставит в приоритет изучение человеческих деяний, а другой рассматривает самого человека, его личность.

Далее в эпоху Средневековья наиболее близки литературной биографии, приобретшей религиозный характер, жития святых. Это связано с огромной ролью церкви, разрешающей проблемы человека. Религия охватывала все сферы жизни и выполняла множество функций в социальном устройстве.

В эпоху Возрождения развитие биографии заметно усиливается, благодаря духу времени, егo интересу к отдельной индивидуальности, ее внутреннему миру.

XVIII век и эпоха Просвещения вносят в биографический жанр документальность, строгий отбор источников, стремление к истoрическoй тoчнoсти. Самым ярким примером является биографии того времени является книга Дж. Босуэлла «Жизнь Джонсона».

В XIX веке основной чертой биографии становится достоверность излагаемого материала, не лишенного субъективного отношения к героям и их идеализации.

Особую популярность и развитие жанр литературной биографии приобретает в XX столетии сразу в нескольких странах, таких как Франция и Англия. В этот период в биографии проявляется обостренный интерес к личности.

Каждый из временных периодов добавляет этому жанру что-то свое, и возможно, из-за этого и возникает трудность дать точное определение, что такое литературная биография и литературный портрет. Эти понятия соотносимы, поскольку возникновение литературного портрета связано, в первую очередь, с усовершенствованием биографии и автопортретности, т.е. «отражения образа автора в мемуарно-биографическом произведении, что стимулировало дальнейшее развитие портретного жанра» [В.С. Барахов 1976, с. 25].

Примечательна цитата С. Розановой о развитии литературного портрета как отдельного жанрового явления. «Воспоминания, которые преимущественно служили вспомогательным документом, источником историко-литературных и биографических сведений, теперь стали самостоятельным жанром словесного искусства, оказывающим влияние на развитие самой литературы, воздействующим на формирование самосознания личности» [С. Розанова 1976, с. 249]. Автор отмечает исключительность и важность данного жанра.

Литературоведы стремятся понять феномен портрета, расценивают его как особую форму сознания, с помощью которой в образе реального человека удается соединить субъективное и объективное. Эта тенденция реализуется в работах М.И. Андрониковой. Она рассматривает литературный портрет «в широком эстетическом плане как часть общей проблемы портрета, но под углом зрения присущего ему жанрового своеобразия в литературе» [М.И. Андроникова 1974, с. 22].

Термин «литературный портрет» в современном литературоведении до сих пор не обозначен конкретно как жанр. Есть несколько вариантов определения литературного портрета. Н.Н. Борышнева в своей работе «Поэтика романов Джона Гарднера» (2004) выделяет три направления этого жанра: 1) литературный портрет как средство создания образа персонажа в романе, повести, рассказе и т.д.; 2) литературный портрет как сoставная часть, кoмпонент бoлее сложнoй жанрoвой структуры; 3) литературный портрет как самостоятельный жанр.

М.Т. Мезенцев считает, что «предметом литературного портрета является человек и его работа. Совпадение с очерком очевидное» [М.Т. Мезенцев 1971, с.73].

В «Краткой литературной энциклопедии» дается следующее определение: «Литературный портрет – краткий очерк о писателе, художнике, выдающемся общественном деятеле, созданный на основе собеседования с «героем», или краткий мемуарный очерк о таком герое» [Краткая литературная энциклопедия 1968, с.895]. Данная характеристика ограничивает рамки жанровой специфики литературного портрета и является слишком узкой, поскольку существует множество литературных портретов исторических личностей прошлых эпох, с которыми нельзя вести диалог. Таковыми будут являться произведения А.Моруа, П. Акройда и др. Данные авторы совмещают и биографию выбранных личностей, и их произведения, что лишний раз подтверждает взаимосвязь биографии и литературного портрета.

В.С. Барахов рассматривает типологию жанра литературного портрета с четырех позиций: 1)как жанр мемуарно-биографической литературы; 2) как документальное биографическое повествование о давно умершем историческом деятеле, основанное на использовании всякого рода документов; 3) как жанр критики; 4) как жанр научно-монографического исследования в творчестве известного деятеля искусства и т.д.

Это позволяет отметить, что жанровая специфика литературного портрета весьма многообразна, а его цель точно сформулирована В.С. Бараховым – «дать o тoм или инoм персонаже пoнятие как o человеке, раскрыть его неповторимую личность» [В.С. Барахов 1975, с. 31].

Специфика литературного портрета заключена, прежде всего, именно в обращении к конкретному реальному лицу, к его специфичности. Как отмечает Барахов В.С.: «Именно в целостном изображении индивидуальности человека, неповторимости его «лица», мышления, которые проявляются как в его характере, манере поведения, языке, так и в его биографии, творческой деятельности, в разнообразных приметах индивидуального бытия, отражающих духовный мир воссоздаваемой личности, раскрывается эстетическая сущность жанра литературного портрета» [В.С. Барахов 1975, с. 36]. Но это не сводится к тождеству конкретного реального человека как такового, поскольку в словесном портрете происходит художественное познание человека и самопознание самого создателя портрета. В.С. Барахов считает, что «основной целью писателя, автора литературного портрета, так и творца живописного портрета, является создание художественного образа, за которым угадывается мир отдельной личности, ее жизнь, биография, преломленные через призму индивидуального восприятия художника» [В.С. Барахов 1976, с. 34]. Это и есть основная задача словесного портрета. Всегда есть доля субъективности в том или ином художественном творении, и литературный портрет не исключение. По справедливому замечанию А.А. Сидорова: «Портрет – это всегда «повесть человека о человеке» [А.А. Сидоров 1927, с.6].

В данной работе, анализируя романы Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой»(1999) и Питера Акройда «Тернер»(2006), рассматривается литературный портрет, как определенный прием, при помощи которого раскрываются образы художников Яна Вермеера и Уильяма Тернера. Иными словами, литературный портрет выступает как средство создания образа персонажа в романе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.