Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение И.А. Ильина о «сопротивлении злу силой».






Уже из названия становится ясно, что Ильин полемизирует с Л. Толстым, подвергая критике его учение о непротивлении злу.

Хаос преодолим только посредством Православия.

Призвание русской философии: помочь слабым увидеть и окрепнуть, а сильным удостовериться и умудриться.

«В страданиях мудреет человечество». Душа мудреет и очищается в мучениях. Но чтобы стать мудрее, необходимо быть честным перед собой и перед лицом Божиим. Главный вопрос в том, может ли человек, который стремится к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Сейчас этот вопрос актуален, потому что нашему поколению дано очень много зла. В наше время зло открыто утверждает себя. Но сразу надо понять, что нет универсального для всех ответа на этот главный вопрос нашего времени, так как философия давно доказала наивность такого подхода.

Критика графа Толстого и его сподвижников (не с потолка берёт критику, приводит ссылки на конкретные произведения Толстого, самое главное, что не нравится Ильину – он считает, что Толстой учит не о зле, а о том, как его НЕ надо преодолевать):

· Субъективизм, основы учения – исключительно личный опыт, предметно не углублённого понимания понятий;

· Нет глубокого анализа, по сути - употребляли термины без содержания;

· Отстаивали своё учение как богооткровенную истину;

· Художественные построения, восполняющие недостаток материала;

· Наивный идиллический взгляд на человеческую сущность, замалчивание тёмных сторон;

· Неверно разделяли добро и зло, выражая это в худ. Героях, наделённых странными качествами;

· Стремились распространять в душах собственные заблуждения;

· Идея о том, что борьбу со злом нужно вести только во внутренней плоскости; (!!!)

· Упрощают сложные вещи;

· Отвернулись от зла и предпочитали его не видеть;

· Утверждали, что злоба вообще не присуща людям;

· Бегство от проблемы выдают за её разрешение;

· Выдвинул сентиментальный нигилизм как моральное откровение;

«учение, узаконивающее слабость, возвеличивающее эгоцентризм, потакающее безволию, снимающее с души общественные и гражданские обязанности и, что гораздо больше, трагическое бремя мироздания, должно было иметь успех среди людей, особенно неумных, безвольных, малообразованных и склонных к упрощающему, наивно-идиллистическому миросозерцанию»

Зло есть прежде всего душевная склонность человека, присущая каждому из нас, как бы некоторое, живущее в нас страстное тяготение к разнузданию зверя, тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Зло начинается там, где начинается человек, душевно-духовный мир. Сами внешние действия не могут быть злыми (злая гримаса может ничего за собой не нести). Зло проявляется не только в физическом насилии.

Добро – одухотворённая любовь. Преданность Божественному. Всегда религиозно.

Непротивление - приятие зла: допущение его в себя и предоставление ему свободы, объема и власти. Последствия непротивления: превращение себя в орудие зла, наслаждение злом, а затем распространение заразы и заражение людей. Самопогибель. Но при этом убеждает себя, что зло – это хорошо, на самом деле это добро (самообман). Убеждает себя, тем самым совершая самопредание. Душа человека поглощается злом, и он становится одержимым.

Если человек в душе порицает зло – значит он уже сопротивляется. Он борется за себя.

чем бесхарактернее и беспринципнее человек, тем ближе он к этому состоянию и тем естественнее для него совсем не сопротивляться злу!

Истоки истинной духовности:

· Чувство стыда

· чувство долга

· живые порывы совести и правосознания

· потребность в красоте и в духовном сорадовании живущему

· любовь к Богу и родине

Из них складывается благородный характер, каркас, который не даёт просочиться злу. Надо взращивать зерно духовности, которое есть в каждом человеке, ставить рамки, запреты. Если не сопротивляться злу, то будет происходить разложение духовности. Не надо быть рабом своих дурных страстей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.