Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Либеральный консерватизм» П.Б. Струве






ГОСУДАРСТВО и НАЦИЯ (Струве)

Государство обладает мистический природой. Оно сверхразмуно, надразумно (в сравнении с разумным человеком), надиндивидуально.

Основной закон бытия государства: стремление к могуществу.

Природа государства особенно сильно проявляется по отношению к внешнему миру, в силе и мощи государства на международной арене. Государство, его мистическая природа особенно ярко проявляется в войне.

Власть и властвование, устанавливающееся в государстве, есть сверхразумная и нерациональная. Власть как гипноз, очарование. Власть не есть лишь средство упорядочения общественной жизни.

Власть есть оружие внешнего господства государства и ради этого она держит в подчинении людей.

Национальное начало тесно связано с государственным. Поэтому оно тоже мистическое.

«В основе нации всегда лежит культурная общность в прошлом, настоящем и будущем, общее культурное наследие, общая культурная работа, общие культурные чаяния».

«Всякая крупная нация стремится создать себе государственное тело. Но идея и жизнь нации всегда шире, богаче и свободнее идеи и жизни государства»

Государство есть продукт гораздо более условный, менее органический и потому менее устойчивый и могущественный, чем нация и национальность. (Есть бельгийское, вюртембергское, австрийское государство, но нет таких наций.)

Наибольше мистической природы и силы государство достигает, когда сливается с нацией, увлекая человека в патриотическом порыве.

Внешняя политика государства и есть место, где государство выражает свою природу (стремится к мощи), поэтому внутренняя политика должна быть направлена на достижение внешних целей государства.

ЛИЧНОСТЬ(Струве)

Интересы государства и индивида могут противоречить друг другу. Подчинение государству людей основано не на насилии, а на признании государства высшей ценностью.

В идеале личность признает, что государство высшая ценность. Поэтому у личности есть потребность в сильном государстве. «К государству и национальности прикрепляется неискоренимая религиозная потребность человека. В религии человек выходит из сферы ограниченного, личного существования и приобщается к более широкому, сверхиндивидуальному бытию».

 

Либерализм признает незыблемыми неотъемлемые права личности. Однако это приводит к противостоянию свободы личности с государственной властью(а это плохо, ведь государство, по Струве – общественная ценность!). Поэтому нужно ограничить либерализм и синтезировать его с консерватизмом.

Но и консерватизм должен быть привязан к теме сохранения незыблемых прав личности. Должна утвердиться идея всенародной жизни в форме государственной, охраняющей национальную жизнь.

Основная идея: Без свободы личности невозможно сильное государство и наоборот! Вот он - либеральный консерватизм.

Сеть:

«России необходимы: прочно огражденная свобода лица и мощная правительствующая власть» — таким было политическое кредо Струве.

Синтез либерализма (свободы и прав личности, реформаторства) и консерватизма (власти, порядка, преемственности, «почвы», мощного страны, могущественного «внешне» и «внутренне»).

Принципиальным в методологическом отношении для уяснения сущности либерального консерватизма Струве считал анализ понятия консерватизма,.которое, по его мнению, «есть чисто формальное понятие, могущее вмещать в себя какое угодно содержание»; основное тут — «прикрепление» идеи консервации, ил«охранения, к каким-то определенным содержаниям, к примеру, либеральный консерватизм значит утверждение незыблемых прав лица, т. е. прикрепление идеи консервации (константной идеи-содержания) к этим правам; демократический консерватизм есть приурочение данной же идеи к началу народовластия.

Струве не приемлет казенный, официальный консерватизм, «консервативную казенщину», проникнутую рационализмам и практичностью, но воспринимает консерватизм только как культурно-романтичный идеал, «консервативную романтику» — миросозерцание, которое для него значит «возведенную в принцип „почвенность" и осознанное почитание отцов», восходящее к творчеству славянофилов, а следовательно, к религиозным, нравственным и культурным государственным традициям.

 


«Отрывки о государстве», «Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества»

· «Отрывки о государстве»

Работа содержит теоретические основания теории Струве. Написана она в 1908 году(?).

Обычный консерватизм и обычный радикализм пытаются объяснить все перемены в об-ве и гос-ве исходя из разума(причем разумности отдельного индивида). Но о бщество – это не сумма индивидов, это нечто большее. Человек живет для себя, но срок его планов очень не большой. Гос-во по сравнению с человеком существует намного дольше – с т.з. индивида оно сверхразумно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.