Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка одаренности и проблема культурного развития






Измерение и оценка одаренности стали за последнее время де­лом большой практической важности. Высказанная в Америке и во Франции в конце XIX в. мысль о возможности выражения в цифрах степени одаренности ребенка в течение последних десяти­летий сумела найти свои конкретные формы, и теперь мы не только имеем ряд разработанных систем тестов, но и с успехом применяем их в школе, клинике и производстве.

Идея, лежащая в основе современных тестов на исследование одаренности, вкратце заключается в следующем: если дать испыту­емому ряд задач, из которых каждая имеет в виду деятельность, связанную с определенной психологической функцией, если затем расположить эти задачи в порядке возрастающей трудности, то ес­тественно, что человек, более одаренный в отношении данной функции, окажется в состоянии решить большее количество таких задач или проделать их с большим успехом. Это дает возможность выражать степень одаренности в некоторых относительных цифрах.

На таком принципиальном положении основаны все тесты ода­ренности, отдельные системы их отличаются уже в деталях, в приемах осуществления этой основной идеи.

Так, известная система «психологического профиля» проф. Россо-лимо исходит из того, что изучает высоту развития отдельных функ-

ций (внимания, памяти, воли, сметливости и т. п.), выражая эту вы­соту в условных единицах — числом проделанных задач; результатом такого обследования является «психологический профиль», указываю-. щий на высоту каждой отдельной функции. Другая известная система тестов — система Бине — пытается дать суммарную оценку степени развития ребенка данного возраста. Подметив, что далеко не каждая задача доступна для детей различных возрастов, Бине подобрал ряд эмпирических серий тестов, каждая из которых легко решалась нор­мальным ребенком данного возраста. Такие серии задач были вырабо­таны для трех-, четырех-, пятилеток и т. д. Если ребенок данного возраста оказывался отсталым, то он обычно не решал всех задач со­ответствующего возраста. Так эмпирически вычислялась степень его развития или отсталости.

Однако хорошая и верная по существу мысль об измерении одаренности путем тестов оказывается довольно сложной задачей, если мы пытаемся подойти к ней ближе.

В самом деле, какие именно свойства должны испытываться в различных тестах на одаренность? Что именно является одаренно­стью и что обычно принято понимать под этим термином?

Присматриваясь ближе к различным системам тестов на одарен­ность, мы убеждаемся, что в них испытываются часто совершенно различные, взятые из совершенно разных областей функции. Можно сказать, что почти все современные тесты на одаренность исследуют или состояние врожденных психофизиологических функций, или же совершенно другое — развитие навыков и степень осведомленности человека. Первый цикл процессов, как предполагается, не подвержен развитию или подвержен ему в малой степени; поэтому-то часто бы­вает важно испытать естественную память человека, его зрение, его слух, скорость его движений и т. п. Однако осведомленность челове­ка, конечно, подвержена сильнейшим изменениям и сама является результатом более или менее богатого опыта, более или менее удачного и длительного контакта со средой. Если мы проанализируем данные, получаемые, например, в результате исследования тестами Бине, то должны будем признать, что нами получен, собственно гово­ря, весьма разнообразный материал и что за суммарной цифрой, выражающей якобы суммарный возраст ребенка, кроется недиффе­ренцированная комбинация оценочных природных свойств и полу­ченных в школе знаний. В самом деле, свидетельствует ли об одаренности ученика называние денежных знаков, называние месяцев по порядку, подыскание рифмы к слову и т. п.? На основании этих данных мы можем судить не столько собственно об одаренности, сколько о школьной осведомленности ребенка, о большем или мень­шем запасе знаний и слов и т. п. Конечно, все это может входить в широко понятое значение одаренности, но, конечно, далеко не исчер-

пывает этого понятия. Ведь мы знаем виды и случаи одаренности, ко­торая не сопровождается большим числом знаний. Рядом с исследова­нием богатства осведомленности ребенка следует изучить и ряд других его особенностей, не имеющих прямой связи с его познания­ми, но играющих большую роль в его культурном развитии. Мы ду­маем также, что для изучения одаренности далеко не достаточно оценить естественные, прирожденные свойства личности.

Можем ли мы без анализа забраковать интеллектуальную рабо­ту человека с очень плохой от природы памятью? Можем ли мы признать его малоодаренным, если рядом с плохой от природы памятью он даст нам низкие баллы в отношении других нату­ральных процессов: скорости реакции, точности движений, внима­ния и т. п.? Нам кажется, мы были бы не правы, сделав такое заключение. Мы не должны забывать, что у людей, безусловно, одаренных, бывают часто плохие от природы данные, что природ­ный недостаток не остается на всю жизнь зияющим отверстием, что он может заполняться, компенсироваться какими-нибудь при­обретенными в течение жизни искусственными приемами и что на базе плохой натуральной памяти при известной «культурной ода­ренности», как мы показали выше, может вырасти великолепное использование этой небольшой памяти, в то время как в другом случае хорошие природные данные могут лежать без движения,

Констатируя определенное состояние прирожденных свойств че­ловека, мы определяем лишь его «исходное положение», которое при различно пошедшем культурном развитии может дать неоди­наковые результаты.

В чем же заключается такое культурное развитие и как по­дойти к его установлению и оценке путем определенных психоло­гических тестов?

Из всего прошлого изложения наш ответ на этот вопрос выте­кает сам собой. Мы думаем, что степень культурного развития выражается не только в приобретенных знаниях, но и в умении человека пользоваться предметами внешнего мира, и прежде всего пользоваться рационально своими собственными психологическими процессами. Культура, среда переделывают человека, не только давая ему определенные знания. Они трансформируют самую структуру его психологических процессов, вырабатывая в нем оп­ределенные приемы пользования своими собственными возможно­стями. Культурная одаренность заключается прежде всего в том, чтобы, имея от природы средние или плохие данные, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, ка­ких другой, культурно неразвитый человек может достигнуть только с помощью натуральных данных, значительно более силь­ных. Умение владеть своим натуральным богатством, выработка и применение наилучших приемов их использования — вот в чем сущность культурной одаренности.

Не нужно думать, что культурная одаренность — единое, по­стоянное и статическое понятие. Нет, она может иметь совершен­но различные проявления, и одаренность в одной области вовсе не обязательно предполагает наличие ее в другой. Музыкант, раз­вивший необычайную культурную деятельность в одной области, может совершенно не обладать данными, которые мы предполага­ем у ученого; человек с большой практической одаренностью об­ладает опять-таки совсем иным комплексом особенностей. Вместо абстрактного и малоговорящего термина «общая одаренность» вы­двигается сейчас понятие целого ряда специальных «одаренностей».

И однако во всех них есть один общий момент, и он сводится именно к максимальному умению использовать свои природные данные, к выработке все новых и новых, внешних и внутренних, простых и сложных по структуре приемов, переводящих натураль­ный процесс в опосредствованный, искусственный, культурный. В богатстве и активности этих приемов и заложено то общее, что дает понятие «культурной одаренности».

Конечно, это понятие предполагает динамический, приобретаемый в живом контакте с социальной средой феномен; эти психологические образования являются продуктом социального воздействия на челове­ка, представителем и плодом внешней культурной среды в жизни ор­ганизма. Они есть у каждого человека, только в зависимости от истории каждого и от различной пластичности его исходных консти­туциональных данных они богато развиты у одного и находятся в за­чаточном, бедном состоянии у другого. Задача психолога заключается в том, чтобы изучить их с достаточной точностью и определить коэф­фициент этого «культурного развития» у каждого из изучаемых инди­видов. Степень натуральных предрасположений — возрастное состояние нервно-психической деятельности — вся база натуральной невродинамики — и уже затем стадия, структура культурных процес­сов, степень осведомленности, богатство знаний — вот как представ­ляется программа исследования одаренности личности.

Можно с уверенностью рассчитывать, что развивающиеся экспе­риментально-психологические исследования в недалеком будущем смогут дать нам как готовые системы тестов культурного разви­тия, так и те стандарты, которые можно признать характерными для культурного развития детей отдельных возрастов, биологиче­ских и социальных группировок.

Изучение наряду с врожденными свойствами человека еще и тех форм нервно-психической деятельности, которые обязаны сво­им существованием культурному влиянию социальной среды, даст нам возможность ближе понять ребенка наших детских садов и школ, точнее оценить характер его развития и научиться рацио­нальным культурным влиянием продвигать это развитие все боль­ше и больше вперед.

 

Оглавление

Асмолов А. Социальная биография культурно-исторической психологии………………3

Предисловие...........................................................................................................................9

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.