Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примитивное поведение






Мы видим, таким образом, что уже примитивный человек сде­лал в своем развитии тот важнейший шаг, который заключается в переходе от натуральной арифметики к пользованию знаками. То же самое мы отметили и в области развития памяти, и в об­ласти развития мышления. Мы вправе предположить, что в этом и состоит общий путь исторического развития человеческого пове­дения.

Подобно тому как возрастающее господство над природой осно­вывается у человека не столько на развитии его естественных ор­ганов, сколько на совершенствовании его техники, подобно этому и господство его над собой, всевозрастающее развитие его поведе-

ния основываются преимущественно на совершенствовании внеш­них знаков, внешних приемов и способов, вырабатываемых в оп­ределенной социальной среде под давлением технических и экономических потребностей.

Под этим влиянием перестраиваются и все естественные психо­логические операции человека. Одни отмирают, другие раскрыва­ются. Но самым важным, самым решающим, самым характерным для всего процесса является то, что он совершенствуется извне и определяется в конечном счете общественной жизнью той группы или того народа, к которому принадлежит индивид.

Если у обезьяны мы отмечаем наличие употребления орудий и отсутствие употребления знаков, то у примитивного человека мы замечаем выросший на основе примитивных орудий труд как основу его существования и переходную форму от натуральных психологических процессов (как эйдетическая память, непосредст­венное восприятие количеств) к пользованию культурными знака­ми, к созданию особой культурной техники, при помощи которой он овладевает своим поведением.

Однако есть одна черта, характеризующая в этом отношении ту стадию, которой достиг в своем развитии примитивный чело­век. Когда хотят охарактеризовать примитивного человека одним словом, обыкновенно говорят о магии или магическом мышлении как наиболее характерной для него черте. Эта черта, как мы сейчас постараемся показать, характеризует не только внешнее поведение человека, направленное на овладение природой, она ха­рактеризует и его поведение, направленное на овладение собой.

Что такое магическое действие, легко видеть на любом самом простом примере. Человек хочет, чтобы пошел дождь. Для этого он изображает при помощи особой церемонии дождь: дует, изобра­жая ветер, размахивает руками, изображая молнию, стучит в ба­рабан, изображая гром, проливает воду, — одним словом, подражает дождю, создает зрительную картину, аналогичную той, какую он хочет вызвать в природе. К подобной же магии, осно­ванной на аналогии, прибегает примитивный или полупримитивный человек тогда, когда он совершает половой акт на засеянном поле, желая таким образом побудить землю к плодородию.

Как правильно указывает Данцель, примитивный человек вы­полняет церемонию плодородия в тех случаях, где мы применили бы технические сельскохозяйственные мероприятия. Из анализа этих простейших примеров легко видеть, что примитивный чело­век применяет магические операции там, где он стремится при помощи этих магических операций достигнуть власти или господ- /* ства над природой, вызвать по своей воле то или иное явление.

Вот почему магическое поведение есть уже поведение собствен­но человеческое, невозможное у животного. Вот почему также не­правильно рассматривать магию исключительно как недостаток мышления. Напротив, в известном отношении она есть огромный шаг вперед по сравнению с поведением животного. Она выражает созревшую в человеке тенденцию к господству над природой, т. е. тенденцию перехода к принципиально новой форме приспособле­ния.

В магии проявляется не только тенденция к власти над приро­дой, но в такой же мере и тенденция к господству над собой. В этом смысле в магии мы находим зародыш и другой чисто чело­веческой формы поведения: овладения своими реакциями. Магия допускает принципиально одинаковое воздействие на силы приро­ды и на поведение человека. Она одинаково допускает заговор на любовь и на дождь. Поэтому в ней в нерасчлененном виде заключена и будущая техника, направленная на овладение приро­дой, и культурная техника, направленная на овладение собствен­ным поведением человека.

Поэтому Данцель говорит, что в противоположность объектив­ной практике нашей техники мы можем обозначить магическое поведение в известной мере как своего рода субъективную, инс­тинктивно примененную психотехнику. В недифференцированности объективного и субъективного и в постепенной поляризации того и другого видит этот автор исходную точку и самую существен­ную линию культурного развития человека.

В самом деле, полное выделение объективного и субъективного становится возможным только на основе развития техники, при помощи которой человек, воздействуя на природу, познает ее как нечто, стоящее вне его и подчиняющееся своим особым законам. В процессе своего собственного поведения, накапливая известный психологический опыт, он познает законы, управляющие его по­ведением.

Человек воздействует на природу, сталкивая ее силы, застав­ляя одни силы воздействовать на другие. Так же воздействует он на себя, сталкивая внешние силы (стимулы) и заставляя их воз­действовать на себя. Этот опыт воздействия через промежуточную внешнюю силу природы, этот путь «орудия» с психологической стороны одинаков и для техники, и для поведения.

Бюлер и Коффка с полным правом говорят, что процесс употре­бления слова в качестве знака для обозначения вещи обнаруживает в момент возникновения у ребенка полную психологическую парал­лель с употреблением палки в опытах с шимпанзе. Наблюдения над ребенком показывают, что с психологической стороны все осо­бенности того процесса, который наблюдали мы у-обезьяны, повто-

ряются снова здесь. Отличительная черта магического мышления примитивного человека заключается в том, что его поведение, на­правленное на овладение природой, и поведение, направленное на овладение собой, еще не отделены одно от другого.

Магию Рейнах определяет как стратегию анимизма. Другие ав­торы, такие, как Юберт и Маус, определяют ее как технику ани­мизма. И в самом деле, примитивный человек, смотрящий на природу как на систему одушевленных предметов и сил, воздей­ствует на эти силы так, как он воздействует на одушевленное существо. Тейлор поэтому справедливо видит сущность магии в ошибочном выдвижении идеального перед реальным.

Фрезер правильно говорит, что магия принимает власть над мыслями за власть над вещами; естественные законы заменяются психологическими; то, что сближается в мысли, сближается для примитивного человека и в действительности. В этом заложена основа имитативной магии. Легко заметить, что в приведенных выше примерах магических операций воздействие на природу строится по закону простой ассоциации по сходству.

Так как производимая церемония напоминает дождь, то она и в природе должна вызвать дождь; так как половой акт порождает плодородие, то он должен обеспечить хороший урожай. Подобные действия оказываются возможными только на основе убеждения, что законы природы суть законы мысли. На подобном же отожде­ствлении законов природы с законами мысли покоятся и другие магические операции вроде, например, той, при которой, для того чтобы причинить зло человеку, колют, ранят или разрывают его изображение, сжигают частичку его волос и т. д.

Наше описание магического поведения человека было бы не­полно, если бы мы не сказали, что подобное же магическое от­ношение проявляет человек не только в отношении к природе, но и в отношении к себе самому.

Слова, числа, узлы, употребляемые для запоминания, — все это постепенно также начинает играть роль магического средства, потому что примитивный человек еще не овладел настолько своим поведением, чтобы понять истинные законы, по которым действует язык, число или мнемотехнический знак. Успех, производимый этими средствами, кажется ему волшебным; точно так же силе волшебства дикари приписывали то, что белые люди при помощи записки передают друг другу мысли, и т. д.

Было бы, однако, величайшей ошибкой абсолютизировать маги­ческий характер примитивного мышления и поведения, как это делает Леви-Брюль, и приписывать ему значение первичной само­стоятельно возникающей особенности. Исследования показывают, как говорит Турнвальд, что магия вовсе не наиболее распростра-

нена среди самых примитивных народов. Лишь у средних прими­тивов она приобретает почву для своего развития, и расцвет ее приходится на высшие примитивные народы и древние культурные народы. Необходимо значительное развитие культуры, для того чтобы возникли необходимые предпосылки для магии.

Мы видим, следовательно, что примитивное поведение и маги­ческое поведение отнюдь не совпадают и что магия является не первичным, а относительно поздно возникающим свойством мыш­ления. «В магии, — говорит Леруа, — Леви-Брюль находит ос­новную область, которая подтверждает его идеи. Но магия есть и у культурных народов, и магия, как и вера в магические силы, не означает непременно мысли, уклоняющейся от естественных законов логики». Последнее обстоятельство особенно важно, так как позволяет понять истинное место и значение магии в прими­тивном поведении. Мы уже приводили выше прекрасный анализ Турнвальда, показавшего, что магическая церемония изгнания ду­ха из больного человека вполне логична с точки зрения прими­тивного понимания причин болезни.

Турнвальд показал далее, что известное развитие технической мощи примитивного человека является необходимой предпосылкой для возникновения магии. Данная степень развития примитивной техники и мышления является необходимым условием, для того чтобы поведение могло приобрести магический характер. Таким образом, не магия порождает примитивную технику и склад при­митивного мышления, а техника и связанная с ней техника при­митивного мышления порождают магию.

Это становится особенно ясным, если принять во внимание не только позднее возникновение магии и ее относительную незави­симость от примитивности, но и то, что даже там, где магия ши­роко развита, она отнюдь не безраздельно господствует в поведении примитивного человека и его мышлении и отнюдь не окрашивает в свой цвет все поведение в целом. Скорее, как по­казывают исследования, она представляет одну только сторону по­ведения, один его план или разрез, одну из многих его граней, конечно, внутренне, органически связанную со всеми остальными гранями, но не заменяющую их и не сливающуюся с ними.

Мы уже приводили мнение одного из исследователей, гласящее, что примитивный человек умер бы на другой день, если бы он действительно мыслил по Леви-Брюлю. Это и в самом деле так. Все приспособление к природе, вся примитивная техническая дея­тельность, охота, рыболовство, война, — короче, все, что состав­ляет действительную основу его жизни, было бы абсолютно невозможно на основе только магического мышления. Равным об­разом никакое овладение поведением, никакая мнемотехника, за-

чатки письменности и счисления, никакое употребление знаков не могли бы возникнуть на этой основе. Овладение силами природы и собственным поведением требует не мнимого, а действительного, не мистического, а логического, не магического, а технического мышления.

Мы уже выше указывали, что магическое значение первичных мнемотехнических средств, слов и чисел — вообще знаков — имеет более позднее происхождение и уж во всяком случае не является исходным и первичным. Мистическое значение чисел, справедливо говорит Леруа, не содержит в себе ничего примитив­ного. Это относится и к остальным позднейшим магическим наро­стам, Магия во всяком случае не является первичной исходной точкой культурного развития, синонимом примитивности, перво­бытности и изначальности мышления. Но даже тогда, когда она появляется, она, как уже сказано, не покрывает собой поведения в целом.

«У примитивного человека, — говорит Леруа, — есть два раз­личных плана: план натуральный, экспериментальный, и план сверхнатуральный, или мистический. Это относится к уму прими­тива в такой же мере, как и к его жизни. Может происходить смешение этих двух планов, но их смешение и слияние не есть правило, как говорит Леви-Брюль». Если нельзя преуменьшать значение магов, говорит этот автор в другой связи, нельзя его и переоценивать и, главное, надо его рассматривать в его плане. «Другими словами, нельзя утверждать, что примитивный ум по­стоянно смешивает магическое могущество и техническое умение». Вождь, например, не маг, а тот, кто обладает большим возрастом и опытом, мужеством, даром речи.

Главная ошибка Леви-Брюля заключается в недооценке техни­ческой деятельности, практического интеллекта примитивного че­ловека, того бесконечно поднявшегося над операциями шимпанзе, но генетически связанного с ним употребления орудий, которое в корнях своих не имеет ничего общего с магией. Мышление при­митива Леви-Брюль часто ошибочно отождествляет с его инстинк­тивной и автоматической деятельностью.

«Нельзя сравнивать, как это делает Леви-Брюль, техническую деятельность примитивов с ловкостью бильярдного игрока, — го­ворит по этому поводу Леруа. — Можно с этим сравнить то, как примитив плавает, лазает по деревьям, но изготовление лука или топора не сводится к инстинктивной операции: надо выбрать материал, узнать его свойства, высушить, размягчить, разрезать и т. д. Во всем этом ловкость может придать точность движени­ям, но не может ни осмыслить, ни комбинировать их. Может быть, что игрок на бильярде не является ни в какой мере ма-

тематиком, но конструктор бильярда имел нечто большее, чем инстинктивную ловкость. Разве отсутствие абстрактной теории оз­начает отсутствие логики? Как дикарь, видя, что бумеранг воз­вращается к нему, не приписывает этого действия духу? Надо, чтоб он увидел в этом результат формы, выделил ее полезные детали, чтоб воспроизвести их».

В наши задачи не входит дальнейшее рассмотрение этого воп­роса. Проблема магии выходит далеко за пределы нашей темы и требует не только психологаческого исследования и объяснения, но все же мы решаемся высказать здесь теоретическое предполо­жение, что магическое мышление, означающее разницу между по­требностями и возможностями в деле овладения природными силами, не только обусловлено недостаточным развитием техники и разума при переоценке собственных сил, как говорит Турн-вальд, но закономерно возникает на определенной ступени разви­тия техники и мышления как необходимый продукт не расчлененной еще тенденции к овладению природой и поведением из примитивного единства «наивной психологии и физики».

В нашем изложении мы все время стремились показать, как средства мышления, которыми вооружен примитивный интеллект, с неизбежностью приводят к комплексному мышлению, подготав­ливая психологическую почву для магии. Расхождение линии раз­вития практически действенного интеллекта, технического мышления и мышления речевого, словесного составляет вторую необходимую предпосылку для возникновения магии. Необходи­мость раннего развития технического мышления, приспособления и подчинения сил природы своей власти составляет важнейшее отли­чие интеллекта примитивного человека от интеллекта ребенка.

Та третья теория культурно-психологаческого развития, о кото­рой мы упоминали в одном из первых параграфов настоящей гла­вы и которую мы старались развить в ее главных моментах в нашем очерке, видит основные факторы психологаческого развития примитива в развитии техники и соответствующем ей развитии социального строя. Не из магии рождается техника, но соответст­вующее развитие техники при специальных условиях примитивной жизни порождает магическое мышление.

С особенной ясностью это примитивное единство «наивной пси­хологии» и «наивной физики» проступает в процессах примитив­ного труда, которые мы, к большому сожалению, были вынуждены оставить вне нашего рассмотрения, но которые дают истинный ключ к уразумению всего поведения примитивного че­ловека. Свое материальное символическое выражение это единство находит в соединении орудия и знака, которое встречается часто у примитивных народов. «Так, на Борнео и Целебесе, — расска-

зывает К. Бюхер, — найдены особые палки для копания, на верх­нем конце которых приделана маленькая палочка. Когда при сея­нии риса палка употребляется для разрыхления почвы, маленькая палочка издает звук». Этот звук — нечто вроде трудового возгла­са или команды, которые имеют своей задачей ритмическое регу­лирование работы. Звук снаряда, приделанного к палке для копания, заменяет человеческий голос. Орудие как средство воз­действия на природу и знак как средство стимулирования поведе­ния здесь объединены в одном снаряде, из которого впоследствии разовьются примитивные лопата и барабан.

Соединение в магическом действии тенденции к овладению природой с тенденцией к овладению своим поведением, отражаю­щее в кривом зеркале магии начало культурного развития, — этот полный титул человека, по выражению Турнвальда, — вот самое характерное отличие в личности примитивного человека. Дальнейшее культурное развитие, обусловленное всевозрастающим господством человека над природой, идет по линии разъединения этих двух тенденций. Развитая техника приводит к отделению за­конов природы от законов мысли, и магическое действие начинает отмирать.

Параллельно с более высокой ступенью господства над приро­дой общественная жизнь человека и его трудовая деятельность на­чинают предъявлять все более высокие требования к господству над собственным поведением человека. Развиваются язык, число, письмо и другие технические средства культуры. При их помощи и самое поведение человека подымается на высшую ступень.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.