Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Цель воспитания






 

2.1. Цель воспитания и целеполагание как педагогическая проблема

Одной из ведущих характеристик воспитательной деятельности, как мы выяснили это ранее (см. наше пособие. Часть 2), является ее ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, которая определяет смысл и необходимость конкретных форм и методов воспитательных влияний.

Любая профессиональная деятельность направлена на достижение конкретного конечного результата. Целеполагание - это начальный этап в организации воспитательной деятельности, когда человек пытается представить ее конечный результат, спланировать те формы и методы, которые способствуют достижению поставленных целей и задач развития личности.

Таким образом, целеполагание включает в себя: ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ как определение оптимального для данного общества и уровня развития личности эталона образованного и воспитанного человека и ЦЕЛЕРЕАЛИЗАЦИЮ как планирования процесса его достижения – определение форм, методов и средств воспитательного процесса.

Целеполагание в воспитательной деятельности – это прежде всего прогнозирование тех изменений, которые должны произойти в личности и тех личностных качествах, умениях, привычках, которые должны (желательны) сформироваться в процессе ее развития. Целеполагание предполагает и осмысление целесообразности конкретных форм, методов и средств воспитательной деятельности, направленных на содействие в развитии личности ребенка его личностно и общественно значимых характеристик. Четко сформулированная воспитательная цель дает возможность оценить результативность воспитательного процесса в целом и воспитательной деятельности каждого воспитателя. Таким образом, можно утверждать, что целеполагание выступает начальным этапом любой воспитательной деятельности в любом типе учебных учреждений.

На важность постановки воспитательной цели обращается внимание как в отечественной, так и зарубежной литературе прошлого и настоящего времени.

Вот некоторые из суждений известных педагогов и психологов:

К.Д.УШИНСКИЙ (к. Х1Х в.): «Вверяя воспитанию чистые впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно произвело в них первые, а потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности и потребовать на этот вопрос ясного и категоричного ответа» (139, с..12).

Н.К.КРУПСКАЯ (н. ХХ в.): «Уметь работать - значит уметь ставить себе ясные цели, осознавать, на ряд каких частных, поставленных целей каждая поставленная цель распадается, уметь выбирать наиболее целесообразные средства осуществления поставленной цели, т.е. такие средства, которые давали бы возможность наилучшим образом, с наименьшей затратой сил и времени достигнуть поставленной цели…». «Ясно поставленная цель, углубленное понимание цели, определение путей к этой цели – это то, что необходимо каждому…» (66, с. 71, 113-114).

А.С.МАКАРЕНКО (н. ХХ в.): « Мы должны знать, чего мы добиваемся, и должны никогда не забывать об этом. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей, никакая параллельная или боковая цель не должна отстранять нас от главной цели» (82, с.107).

А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ (н. ХХ в.): « ... порча человека... Над этим драгоценнейшим материалом нужно работать совершенно четко, заранее определившись, что ты хочешь сделать из него» (79, с. 304).

К.БЕЙКЕР (Великобритания, 1987): «Очень важно иметь взаимосогласованные цели… Только в этом случае система обретает целенаправленность и избавляется от распыленности… Мы не можем позволить себе далее иметь систему, в которой учителя решают, чему обучать учеников, не соотнося этого с национально согласованными целями» (Цит. по 85, с. 126).

Однако, если проанализировать реальную практику, то постановка цели еще не есть воспитательная деятельность. Целеполагание является результатом осмысления целесообразности конкретных форм и методов воспитательной деятельности. В этом проявляется теоретическая функция педагогики. И как показывает практика, не всегда цель, сформулированная педагогом, воплощается в соответствующих ей результатах развития личности ребенка, а потому этап целеполагания нередко рассматривается как лишний и бесполезный. Справедливо звучат мысли А.С.Макаренко, высказанные им еще в 30-е годы прошлого столетия: «В педагогической теории (хочется добавить – и в педагогической практике – Г.С.), как это ни странно, цель воспитательной работы обратилась в категорию почти забытую» (82, с. 345).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.