Радугин А. А.
А. А. Радугин
ФИЛОСОФИЯ
курс лекции
Второе издание, переработанное и дополненное
Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации
по высшему образованию в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений
Силою духа живой
одержал он победу и вышел
Он далеко за пределы ограды огненной мира
По безграничным пройдя своей мыслью и духом
пространствам
Тит Лукреций Кар. «О природе вещей», 11, 1114
гп /1оге!
а! та та! ег
Москва
2004 Издательство
ЦЕНТР
УДК 1(075)
ББК 87я73
Р15
Содержание
Рецензенты: кафедра философии Воронежской государственной
лесотехнической академии;
А. С. Кривей, •член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук,
зав. кафедрой философии Воронежского государственного
университета
На обложке:
фрагмент картины голландского художника Михиела Свертса «Портрет молодого человека», 1656 г.
От автора
тема 1
Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
1. Понятие мировоззрения и его структура
2. Предфилософское значение мифологии и религии
3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Радугин А. А.
Р15 Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.
15ВЫ 5-88860-050-4
Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со- держания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содер- жание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва- ется через изложение основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древней- ших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собст- венно историко-философским материалом, значительное место в учеб- ном пособии отводится современным достижениям философской мысли. Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ву- зов, а также всех интересующихся философией
Без объявления
5-88860-050-4
ББК 87я73 (С) А. А. Радугин, 2004
тема 2
Философский плюрализм: причины и истолкования
1. Историко-философский процесс: исходные понятия
и движущие силы.
Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская концепции философии
2. Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций
тема 3
Античная философия
1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит
2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит
3. Поворот к человеку — философские учения софистов и Сократа
4. Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философии
5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм
тема 4
Средневековая христианская философия
1. Христианская апологетика:
основная проблематика и идейные истоки
2. Основные принципы религиозно-философского мышления
и мировоззрения
3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика 4 Религиозный интеллектуализм и религиозный
антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры
тема 5
Философия эпохи Возрождения
3. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2. Философские и космологические учения Николая Кузанского
и Джордано Бруно
тема 6
Разработка метода научного исследования
в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт,
Б. Спиноза
1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолах и критика схоластики 2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила
индуктивного метода
3. Рационализм Р. Декарта.
Основные правила дедуктивного метода
4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5. Познавательный процесс и учение о субстанции
в системе Б. Спинозы
тема 7
Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века
1. Рационализм как умонастроение и методология
эпохи Просвещения
2. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения
тема 8
Эволюция британского эмпиризма
конца XVII — середины XVIII века:
Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
1. Теория познания Д. Локка
2. Субъективный идеализм Д. Беркли
3. Скептицизм Д. Юма
тема 9
Немецкая классическая философия
1. Концепция субъекта в философской системе Канта
2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте
и объективный идеализм Ф. Шеллинга
3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.
Марксистское учение о практике и истине
тема 10
Русская религиозная философия XIX—XX вв.
1. Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о мессианской роли русского народа
и соборности
2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология 3. Проблемы веры и разума в православном религиозном
антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
тема 11
Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира
1. Концепция бытия — фундамент философской картины мира 2. Диалектико-материалистическая картина мироздания
3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.
тема 12
Природа человека и смысл его существования
1. Решение проблемы специфики человеческого бытия
в «философской антропологии»
2. Марксистская философия о соотношении биологического
и социального в человеке. Проблемы человеческого начала
3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение
человеческого бытия
тема 13
Познание, его возможности и средства
1. Субъект и объект познания. Познание как отражение
действительности
2. Чувственное и рациональное познание 3. Диалектика-материалистическая теория истины 4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера
тема 14
Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»
1. Неокантианские концепции методов научного познания
(Марбургская и Баденская школы) 2. Разработка методологии научного познания в позитивизме
и неопозитивизме
3. Концепция науки в критическом рационализме
4. Научная рациональность как предмет исследования
в отечественной «философии и методологии научного познания»
тема 15
Современный философский иррационализм: регаение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях
1. Философский иррационализм как умонастроение
и философское направление 2. «Философия жизни» и ее разновидности
3. Эволюция психоаналитической философии.
Структура че.говеческой личности.
Сознание и бессознательное
4. Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности
тема 16
Общество и культура как предметы философского анализа
1. Специфика философского осмысления общественной жизни
2. Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций
в философии истории А. Тойнби
3 Смысл истории и ее постижение в философии
истории К, Ясперса
4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека
5. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур.
тема 17
Глобальные проблемы современности
1. Происхождение и сущность глобальных проблем 2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем
современности
3. Кослюцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Рекомендуемая литература по всем темам
о
т автора
В нашей стране осуществляется формирование новой системы образования с учетом всех отечественных до- стижений и в соответствии с мировыми стандартами. С этой целью Государственный комитет Российской Фе- дерации по высшему образованию разработал в 1993 го- ду основные профессиональные образовательные про- граммы.
Важное место в этих программах занимает социаль- но-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию утвердила «Государственные тре- бования (Федеральный Компонент) обязательному мини- муму содержания и уровню подготовки выпускников выс- шей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины». Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеорети- ческой гуманитарной подготовки специалиста любого про- филя.
Философию нередко представляют как некое абст- рактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это пред- ставление. В действительности все свои проблемы фило- софия черпает из жизни и решает их с единственной це- лью — помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетичес- кие установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и до- биваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размы- шлений, так и весьма эффективные инструменты мысли- тельной деятельности. Изучение философии — это апро- бированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и под- вергать критике те или иные суждения, отделять сущест- венное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.
Данное учебное пособие — это первая попытка изло- жить курс философии в соответствии с требованиями Го- сударственного стандарта. Автор отказался от укоренив- шейся в нашей стране практики преподавания философии с разделением на историю и теорию философии. Такое раз- деление, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидак- тически не оправдано, так как предполагает существова- ние какой-то особой, оторванной от конкретно-историчес- кого движения философской мысли, теории^философии. На практике это разделение означает преподавание фи- лософии с позиции какой-то одной конкретной философ- ской школы. В нашей стране это чаще всего означало при- дание абсолютного приоритета марксистской философии. Не отвергая крупных достижений философии марксизма, автор стремился избежать односторонности и идеологиче- ской догматизированности в изложении материала, озна- комить изучающих философию с различными философ- скими направлениями, течениями, школами, системами.
Основной замысел автора пособия—раскрыть содер- жание дидактических единиц Государственного стандар- та, или, выражаясь проще, дать содержание программы курса философии через изложение истории философии и основных философских течений, школ и систем современ- ности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему фи- лософию ознакомиться с философской проблематикой в ее историческом контексте и проследить ее развитие на про- тяжении существования европейской цивилизации.
Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебно- го курса невозможно раскрыть все богатство и многообра- зие философских проблем, направлений и учений. Цель автора — помочь изучающим философию составить себе первоначальное представление о предмете философии и ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдаю- щихся мыслителях, о решении «вечных» человеческих проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобаль- ными проблемами современности. При этом автор исходит из установки, что знание философии — не самоцель. Он надеется, что это знание поможет читателю выработать определенную жизненную позицию и позволит быстрее решать встающиеперед ним личные, профессиональные и общественные проблемы.
ф.
тема 1
'илософия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
1/ Понятие мировоззрения и его структура
2/ Предфилософское значение мифологии и религии
3/ Специфика философского решения
мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Понятие мировоззрения и его структура Каждый культурный^молодой человек имеет определен- ное представление о философии. Он может назвать неко- торые имена знаменитых филосбфов и даже может порас- суждать на тему, что такое философия. И дело тут не толь- ко в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее, гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или не- вольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономер- ности, а какое -— случайности?
Еще в большей степени каждый человек интересует- ся теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предна значении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможнос- ти человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуж- дения и лжи?
Каждого человека, несомненно, волнуют и морально- нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести
I
четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в раз- витии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?
Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но эти- ми проблемами занимаются не только философы. Еще за- долго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило- софскими, а мировоззренческими. У философии свой, спе- цифический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?
Мировоззрение — это сложное, синтетическое, ин- тегральное образование общественного и индивидуаль- ного сознания. Существенное значение для его характе- ристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настрое- ний, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основ- ных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обоб- щенных знаниях—повседневных, профессиональных, на- учных и т. д. Он представляет конкретно-научную и уни- версальную картину мира, систематизирующие и обоб- щающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, на- рода или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, ди- рективные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опи- рался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественны- ми регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представле- ния о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жиз-
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 13
ни. Например: жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных обществен- ных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми яв- ляются социальные нормы: моральные, религиозные, пра- вовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как от- дельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязыва- ющий момент, требование поступать определенным обра- зом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим по- ведением.
3. Эмоционально-волевой компонент. Для того что- бы знания, ценности и нормы реализовывались в практи- ческихпоступкахи действиях, необходимо их эмоциональ- но-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоци- онально-волевой составляющей мировоззренческого ком- понента.
4. Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установ- ки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практичес- кой составляющей мировоззрение носило бы крайне абст- рактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоз- зрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.
На основе вышеизложенного можно определить ми- ровоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
По характеру формирования и способу функциони- рования можно выделить жизненно-практический и тео-
ретический уровни мировоззрения. Жизненно-практиче- ский уровень мировоззрения складывается стихийно и ба- зируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения неред- ко называют жизненной философией. Такова важнейшая сфера функционирования мировоззрения. Поскольку именно на этом уровне оно включается в социальное и ин- дивидуальное взаимодействие абсолютного большинства людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образо- вания и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образова- ния, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поко- ления в поколение, и познанный опыт каждого конкретно- го индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, сле- дует отметить, что этот уровень мировоззрения не отлича- ется глубокой продуманностью, систематичностью, обос- нованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на другом, более вы- соком уровне мировоззрения, который носит теоретичес- кий характер. К этому уровню решения мировоззренчес- ких проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде- алов, определяющих цели, средства и характер деятель- ности людей.
Философ, в буквальном значении этого слова, явля- ется не только творцом мировоззренческих систем. Он ви- дит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение пред- метом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.
Соотношение жизненно-практического и теорети- ческого уровней мировоззрения в определенной мере
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 1 5
можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практичес- кое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.
Предфилософское значение мифологии и религии Исторически первой формой мировоззрения является ми- фология. Она возникает на самой ранней стадии общест- венного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие гло- бальные вопросы как происхождение и устройство миро- здания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифо- логии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тай- нам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, ко- торые подстерегают человека на его жизненном пути. Осо- бое место занимают мифы о достижениях людей: добыва- нии огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский от- мечал, что миф, как он существовал в первобытной общи- не, то есть в его живой первозданной форме — это не исто- рия, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художествен- ное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных ус- тановок, для санкционирования определенного типа веро- ваний и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении спе- циальных знаний.
Таким образом, миф — это не первоначальная фор- ма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях при-
роды и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки зна- ний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).
Для первобытного человека как было невозможно за- фиксировать свое знание, так и убедиться в своем незна- нии. Для него знание не существовало как нечто объектив- ное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотдели- мая частица.
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде», и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собра- нии древнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существо- вал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем за- ключался источник жизни мира. Все возникло из безгра- ничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля -— Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.
Безграничный Хаос породил Мрак — Эфеба и тем- ную Ночь Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Могучая, благодатная Земля породила беспредель- ное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Зем- лей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у Них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 17
Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Напри-, мер, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии Книга Бытия. '
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахро-; нический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяс- нение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью | мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечива- ло духовную связь поколений. Содержание мифа пред- ставлялось первобытному человеку в высшей степени ре- ( альным, заслуживающим абсолютного доверия. (
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмеча- лось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они бы- ли важными стабилизаторами общественной жизни., Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифо- логии. Главное значение мифов состоит в том, что они ус- танавливали гармонию между миром и человеком, при- родой и обществом, обществом и индивидом и, таким об- разом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих во- просов?
Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе ми- /- фология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует от- дельно от религии как самостоятельная, относительно не- зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифо- логия и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни
мифы являются «религиозными», а другие — «мифологи- ческими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззрен- ческих конструкциях (например, таких, в которых преоб- ладает разделение мира на естественный и сверхъестест- венный) и не в особом отношении к этим мировоззренчес- ким конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой ста- дии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых дей- ствий, направленных на установление определенных от- ношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включает- ся в культовую систему, выступает в качестве ее содер- жательной стороны.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в куль- товую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упоря- дочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помо- щью обрядности религия культивирует человеческие чув- ства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосер- дия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связываяихприсутствие со священным, сверхъ- естественным.
Основная функция религии состоит в том, чтобы по- мочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвы- сить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выража- ясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не завися- щего от конъюнктуры пространственно-временных коор- динат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысли знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему пре- одолевать житейские трудности.
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 19
Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.
Философия и наука
Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовнопрактический характер. Исторические особенно- сти этого мировоззрения связаны с низким уровнем освое- ния человеком действительности, зависимостью его от не- освоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его позна- вательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере раз- вития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования по- знавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретичес- кий характер. На смену образу и символу приходит Логос — разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разу- ма, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логичес- ким законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, фило- софия вынесла на первый план интеллектуальные аспек- ты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе по- требность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (рпиео — люблю, зорЫа—му- дрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математики мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и за- крепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «фи- лософия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретичес- ких знаний, накопленных человечеством. При этом следу-
ет отметить, что именовавшиеся философией знания древ- них охватывали не только практические наблюдения и вы- воды, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выно- сить практические решения, служила руководством чело- веческого поведения и образа жизни. Как видим, возник- новение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхожде- нии мира в целом, о его строении, о происхождении чело- века и его положении в мире и т. д. Она унаследовала так- же весь объем позитивного знания, которое на протяже- нии тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся филосо- фии происходило под иным углом зрения, а именно с пози- ций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия— это теоретически сфор- мулированное мировоззрение. Философия — это миро- воззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим фор- мам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из су- щественных ее особенностей. Философия — это теорети- ческий уровень мировоззрение. Следовательно, мировоз- зрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало филосо- фии составляет начало науки вообще. Это подтверждает- ся историей. Философия — мать науки. Первые естество- испытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теорети- ческие методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, вы- работать достоверные, общезначимые принципы и поло- жения.
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 21
История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формиру- ется именно в рамках философии. Точнее, именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенст- вовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения дейст- вительности. Иногда этот процесс описывают как отпочко- вание от философии конкретных наук. Нам представляет- ся, что слово «отпочкование» не совсем точно характери- зует суть этого процесса, поскольку в этот момент происходило не только становление новых форм теорети- ческого освоения знания — конкретных наук, но и обрете- ние философией своего нового облика, изменение предме- та, метода и функций философии.
В европейской культуре этот процесс проходил в два основных этапа, имеющих между собой некоторую опо- средованную связь.
Первый этап связан с дифференциацией теоретичес- кой формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее четко зафиксирован в системе Аристотеля. Древнегреческий философ и ученый выделял: логику — науку о правильном мышлении, психо- логию — науку о душе, физику — науку о природе, мета- физику (собственно философию) — учение о первопричи- нах, самых общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». И Аристотель не преувели- чивал, так как он просто констатировал существовавшее в его время глубокое различие по степени теоретической зре- лости между философией и другими науками.
В античном и средневековом обществах не было до- статочных стимулов для развития науки. Поэтому наука как самостоятельный социальный институт формируется в Европе в XVI—XVII вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы ис- следования. Философия же, базируясь на конкретно-на- учном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.
Таким образом, после того как сформировались са- мостоятельные отрасли научного знания — математика, физика, биология, химия и т. д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического ос- воения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универ- сального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих ос- нований бытия.
Философское обобщение имеет гораздо более широ- кий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повсед- невного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли при- суще рассмотрение мира за пределами человеческого опы- та. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целост- ную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объек- тивную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира дает мировоззрен- ческую опору конкретным научным исследованиям, поз- воляет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Итак, универсализм — характерный при- знак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия пре- тендовала на выработку универсального знания или уни- версальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».
Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, ле- жащая в основе). Субстанция — это предельное основа- ние, позволяющее сводить чувственное многообразие ве- щей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существую- щему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устрой- ство и развитие мира не генетически, а через единое ус- тойчивое начало. Позднее, рассматривая различные фи-
Философия как мировоззренческая система ее смысл и предназначение 23
лософские учения, мы всегда будем фиксировать такое на- чало. Сейчас же следует подчеркнуть, что универсализм и субстанционализм — это не два разных, а единый харак- терный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстан- ции всех вещей. С того момента, когда начались такого ро- да обобщения, мы можем говорить, что появилась филосо- фия.
Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освое- ния действительности. Но это совсем не означает, что фи- лософия, в отличие от мифологии и религии, с самого нача- ла оперирует сложным логическим аппаратом. Последую- щее наше знакомство с историей философии убеждает, что философы зачастую используют образы и символы, следовательно, находятся под глубоким влиянием мифо- логического и религиозного мировоззрения. Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявля- ется не в особых средствах выражения своих идей, а в осо- бой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в со- мнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обы- чаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Именно с сомнения и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие? А это сразу же необходимо предполагает ответ на вопрос: что означа- ет «быть»? Для обыденного, жизненно-практического ми- ровоззрения такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: «Живу себе, и все жи- вет, существует и никаких проблем».
Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, — значит усом- ниться в правомерности и достаточности повседневного, «житейского» подхода к явлениям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения.
В вводной части курса нет возможности анализиро- вать те исторические предпосылки, которые создали воз- можность и необходимость подобной установки. Об этом
речь пойдет далее. Здесь же следует подчеркнуть, что фи- лософия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Первые древнегреческие философы в ка- честве одной из важнейших проблем рассматривали про- блему различения того, что общепринято (мнение), и того, что именно на самом деле (знание).
Философ все ставит под сомнение. Но это не означа- ет, что он стремится разрушить коллективные верования, нравственные устои и т. д. Философы ставят все под сомне- ние для того, чтобы проверить, насколько прочны эти че- ловеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали провер- ку, поставить на более прочный фундамент знания. Таким образом, философия с самого начала своего существова- ния имеет духовно-практическую направленность. Вопро- сы — что такое «быть», что значит «быть»? — ставятся не отвлеченно, всегда ориентируют читателя и слушателя на уяснение места человека в этом бытии. Одна из важных граней, сторон этого вопроса: что значит быть человечест- ву в целом и мне, конкретному человеку в частности; что значит для человека жить; каков смысл и оправдание че- ловеческой деятельности? Постановка главного вопроса о бытии означает, что в философии определяющее значе- ние имеет решение так называемых смысложизненных вопросов. В соответствии с особенностями той или иной ис- торической эпохи, культуры народов философия предло- жила человечеству множество вариантов решения этих вопросов. Дальнейшее рассмотрение истории развития философии позволит нам более детально ознакомиться с этими вариантами.
тема 2
^илософский плюрализм: причины и истолкования
1/ Историко-философский процесс:
исходные понятия и движущие силы. Гегелевская,
марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
концепции философии
2/ Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций
Историко-философский процесс: исходные понятия
и движущие силы. Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская концепции философии На прошлой лекции мы определили наиболее общие ха- рактерные черты философии, отличающие ее от других форм решения мировоззренческих вопросов. Сегодня мы переходим к изучению историко-философского процесса. При изучении истории философии бросается в глаза мно- гообразие философских учений, школ, течений, направле- ний. Прежде, чем приступить к изучению всего этого мно- гообразия, необходимо уточнить ряд исходных понятий.
Первичной, исходной единицей историко-философ- ского процесса является философское учение того или ино- го мыслителя. Философское учение — это система опре- деленных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным фи- лософом, находит своих продолжателей, постольку фор- мируются философские школы. Последователи Платона —- платоники, Августина — августинцы, Маркса — марк- систы и т. д. Философские школы — это совокупность фи- лософских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных моди- фикаций одних и тех же идейных принципов, развивае- мых различными, нередко конкурирующими школами принято называть течениями. Например, в современной
философии таким течением является неопозитивизм, пер- сонализм и т. д. Наиболее крупные и значительные образо- вания в историко-философском процессе именуются фи- лософскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем рас- хождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения. Фило- софские направления существуют, как правило, в течение весьма длительного исторического периода, на протяже- нии ряда исторических эпох. В качестве примера фило- софских направлений можно назвать материализм и иде- ализм, эмпиризм и рационализм, рациокализм и иррацио- нализм и т. д.
Существование множества философских учений, школ, течений и направлений характеризует историко- философский процесс со стороны его внутренней диффе- ренциации и поляризации. Развитие философии предста- ет как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. Таким образом, трудность в уяс- нении того, что представляет собой философия, в значи- тельной мере связана с тем, что философии как таковой просто нет. Реально существовало и существует множест- во различных учений, школ, течений и направлений, кото- рые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. При этом с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разреше- ния философских проблем. Из этого нередко делаются не- обоснованные выводы. Первый — о том, что у философии нет единого систематизирующего начала и, следователь- но, невозможна ее самотождественность. Второй — о том, что поскольку философы обосновывали противоречащие друг другу положения, которые в равной мере оказывают- ся опровержимыми, постольку философия не способна отыскать истину. Отсюда следует вывод о несостоятельно- сти любых философских воззрений.
Подобные взгляды присущи не только неискушенно- му в философии обывателю, по и многим философам-про- фессионалам. Наиболее ярко их высказывали сторонники скептицизма (но не только они). Противники скептицизма,
Философский плюрализм: причины и истолкования 27
соглашаясь с тем, что предшествующие философские уче- ния были ложными, или, по крайней мере, имели серьез- ные изъяны, стремились создать «единственно истинную философию». Великие философы Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопен- гауэр, Маркс, Ницше и другие — объявляли свои фило- софские системы вершиной развития философской мыс- ли, впитавшей все лучшее, что было у предшествующих поколений философов, дающей человечеству абсолютную истину и, тем самым, покончившими с гибельной для фи- лософии борьбой.
В течение длительного времени в общественном со- знании складывалось упрощенное представление о том, что многообразие философских учений есть плод деятель- ности несговорчивых философов, пытающихся завладеть умами людей в корыстных целях или чтобы потешить свое самолюбие. Впервые серьезное исследование историчес- кого развития философии провел крупнейший немецкий философ Гегель. Он покончил с упрощенным представле- нием о причинах философского плюрализма. Гегель связал многообразие философии с многообразием дейст- вительности, одной из форм постижения которой и высту- пает философия. Поскольку действительность многооб- разна, постольку и философия многообразна. Однако, по мнению Гегеля, это многообразие не исключает, а, напро- тив, предполагает единство. Все философские системы, на его взгляд, представляют собой моменты развития «Абсо- лютной идеи», «Абсолютного Духа». Таким образом, при- знается ценность каждой философской системы, но в то же время подчеркивается ее относительность. Абсолют- ным, непреходящим в философских системах, по Гегелю, является ее принцип, представляющий собой момент раз- ворачивания «Абсолютной идеи», а временным, преходя- щим — абсолютизация этого принципа, которая неправо- мерно противопоставляет данную систему всем другим философским системам.
Существенной особенностью учения Гегеля являет- ся стремление увязать развитие философии с конкретным историческим процессом, с его религиозными, экономиче- скими и иными характеристиками. При таком подходе раз- витие философии объяснялось не только внутренней ло-
гикой развития «Абсолютной идеи», но и влиянием соци- альной реальности. Философские системы характеризу- ются Гегелем как исторические образования, «духовные квинтэссенции эпохи». Гегель пишет: «Определенный об- раз философии одновременен, следовательно, с опреде- ленным образом народов, среди которых она выступает, с их государственным устройством и формой правления, с их нравственностью, с их общественной жизнью» (Гегель. История философии. Соч. Т. XI. — С. 53). Таким образом, по Гегелю, каждый философ является сыном своего вре- мени. Это означает, что его учение ограничено рамками той эпохи, в которой он живет и творит. Но если каждая эпоха порождает свой тип философии, то, учитывая качествен- ное различие исторических эпох, цивилизаций, культур, национальных особенностей, естественно, возникает вы- вод о неизбежности философского плюрализма не только для прошлой истории человечества, но и для настоящего и будущего. Сам Гегель такого вывода не делает. У него име- ется внутреннее противоречие между диалектическим ме- тодом и консервативной системой. (Об этом речь пойдет далее, при рассмотрении его философского учения.) Ге- гель акцентировал внимание на непреходящем моменте в философских системах, на том, что является обнаружени- ем саморазвития «Абсолютной идеи». Поэтому он свою фи- лософскую систему представил как высший этап фило- софского развития человечества, в которой «Абсолютная идея» нашла свое завершение.
- Гегелевское учение об исторической обусловленнос-
ти философии восприняли и развили, в соответствии со своими взглядами, К. Маркс и Ф. Энгельс, а также их последователи — марксисты. В марксизме проблема фи- лософского плюрализма приобрела историко-материа- листическое решение. Философия рассматривается в марксизме как одна из форм общественного сознания, спе- цифически, под своим углом зрения, отражающая обще- ственное бытие. Следовательно, философия, как духовное образование, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. При этом в марксизме большое зна- чение придается социально-классовой обусловленности философских учений, подчеркивается идеологическая
Философский плюрализм1 причины и истолкования 29
функция философии. Предполагается, что каждый круп- ный философ сознательно или бессознательно отражает наиболее важные моменты своей эпохи, своего народа и при этом он выражает интересы тех или иных социальных классов или слоев общества.
Однако марксизм не ставит развитие философии в жесткую, однозначную зависимость от развития общест- венного бытия, материальной и духовной жизни людей. В соответствии с положением об относительной самостоя- тельности в развитии общественного сознания, признает- ся возможность и относительно самостоятельного разви- тия философии, отставание от развития форм обществен- ной жизни («консервативные» и «реакционные» учения) или же опережение философией непосредственных задач общественной жизни («прогрессивные» и «революцион- ные» учения. В марксизме признается также зависимость философских учений и от личности создающих их мысли- телей.
Гегелевской и марксистской концепции в определе- нии сущности и предназначения философии противостоит экзистенциально- персоналистский подход. Представи- тели этого направления выступают против истолкования философии как отражения и выражения каких-либо сто- рон абсолютной идеи или общественного бытия. Филосо- фия, по их мнению, специфична не своим предметом, а способом отношения человека к бытию. Следовательно, сущность философии образует не какой-то особый специ- фический предмет рассмотрения, а само философское мы- шление, философствование. Философское мышление, да- же если его и можно назвать отражением бытия, есть отра- жение в форме проблемы, иначе говоря, специфичность философии проявляется преобразованием наллчной дей- ствительности в проблему: проблематизация действи- тельности и одновременно попытка ее депроблематиза- ции, то есть разрешение этой проблемы в мышлении.
В экзистенциально-персоналистской интерпрета- ции подчеркивается, что философия — это не наука, а ду- ховно-практическая форма освоения действительности. В отличие от науки, она представляет собой не просто теоре- тическое знание, интеллектуальную конструкцию, а яв- ляется выражением основных убеждений человека, его
нравственной позиции. Философствование — это духов- ный акт, в котором действует не только интеллект, но вся совокупность духовных сил человека. Это значит, что в ос- нове философии лежит опыт человеческого существова- ния во всей его полноте.
Сторонники этого направления настаивают на лич- ном, субъективном характере философии, на присутст- вии личности философа во всем его учении. Философия — это стремление личности установить согласие с самим со- бой и с окружающим миром, это форма реализации его соб- ственной сущности. Она рождается из чувства неудовле- творенности и беспокойства и является результатом уси- лий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая личность создает свою философскую систему. Сколько личностей, столько может быть и философских систем. На каждой значительной философской системе лежит печать личности философа. Это проявляется и в выборе пробле- матики исследования, и через идеи, выражающие в абст- рактных терминах внутреннее состояние личности фило- софа, и в стиле (способе изложения материала). В связи с этим делается вывод, что каждая философская система обладает ценностью только для ее создателя и она не мо- жет претендовать на значимость для всех. Поэтому не сле- дует сталкивать философские системы друг с другом, объ- являть, что одна из них истинна, другая — ложна. Каждая из них представляет ценность сама по себе.
Очевидно, что такой подход приводит философию в тупики субъективизма. Она теряет общественную значи- мость, какое-либо духовно-нравственное значение для других людей. Поэтому представители экзистенциально- персоналистского подхода стремятся найти какие-то об- щезначимые характеристики философствования. Напри- мер, французский персоналист Ж. Лакруа заявляет, что это значит универсализировать духовный опыт личности, переводя его в термины, доступные для других систем. Представители религиозного направления такую воз- можность связывают с тем, что духовная жизнь людей имеет одну общую основу — Бога. Сторонники нерелиги- озного экзистенциализма пытаются вывести общезначи- мость из тождества иррационально-волевого начала лич- , ности.
Философский плюрализм: причины и истолкования 31
Итак, мы зафиксировали три точки зрения на причи- ны философского плюрализма, вытекающие из опреде- ленного понимания специфики философии. По нашему мнению, каждая из этих позиций содержит в себе рацио- нальное начало. Поэтому их можно увязать друг с другом, представив синтетическую целостную концепцию.
Сущность и предназначение философии —
попытка синтеза всех трех концепций
Философский плюрализм появляется вследствие исто- ричности человека, всех форм его материальной и духов- ной деятельности. Историческая обусловленность фило- софской мысли, на которой настаивал Гегель и Маркс, не вызывает сомнения. Философия как форма духовной дея- тельности необходимо должна нести в себе момент исто- ричности. Философия — это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бы- тием человека.
Проблема исторической обусловленности филосо- фиы имеет много аспектов, сторон. Прежде всего, эта исто- ричность проявляется в том, что создатели философских систем, мыслители, являются детьми своего времени, сво- ей цивилизации, своего народа, государства, вероиспове- дания и т. д. Следовательно, на многообразие философских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность и другие моменты, которые характеризуются определенными материальны- ми и духовными параметрами: развитием производства, характером общественных отношений, состоянием науки, культуры, искусства, тенденциями в их развитии и т. д. Ве- роятно, определенное влияние может оказывать и соци- альное положение мыслителя. Хотя исторический опыт свидетельствует, что рабу-вольноотпущеннику Эпиктету и императору Марку Аврелию это не мешало развивать сходные философские идеи стоицизма.
Таким образом, признавая историческую обуслов- ленность многообразия философских учений, школ и те- чений, следует иметь в виду, что это признание не отменя-
ет признания приоритета личностного начала в филосо- фии. Философское учение — не просто продукт эпохи. Это все продукт размышлений, установок, переживаний кон- кретной личности. Эпоха преломляется, реализует свои императивы, требования через духовную деятельность личности мыслителя. Другое дело, что не все мыслители и не все эпохи стремились выразить свое «Я». Для некото- рых эпох, в частности для средневековья, вообще не при- нято говорить от имени своего «Я». В такую эпоху философ хочет, чтобы его мысли воспринимали как голос времени, государства или истолкователя голоса высших сил — Бога. В средневековой теологии главным достоинством мысли- теля считалось следование «образцу» — творениям «отцов церкви». Тем не менее, это не исключает общего вывода, что основой философского плюрализма является своеоб- разие личности мыслителя, его индивидуального характе- ра, индивидуального опыта, индивидуального пережива-, ния, индивидуальных способностей, индивидуального ос- воения достижений культуры своей эпохи, своего народа. Подчеркивая принципиальное значение личностно- го выражения в исторической обусловленности философ- ского творчества, следует также проанализировать внут- реннюю противоположность влияния «исторического фак- тора» на развитие историко-философского процесса. С одной стороны, каждая историческая эпоха, государство, культура создают предпосылки для сходной, тождествен- ной постановки и решения философских проблем. Но. с другой стороны, эта тождественность обусловливает раз- личия, так как в каждую иную эпоху, в каждой культуре создается иная тождественность, и значит, в разные эпо- хи, в разных культурах должны быть разные способы по- становки и решения философских проблем. Поэтому рас- смотрение философии в процессе исторического развития от одной эпохи к другой, от одной культуры к другой поз- воляет увидеть и оценить большое разнообразие фило- софских учений, школ, течений и направлений.
Вместе с тем, историческое развитие характеризу- ется не только тем, что на смену одной эпохе, культуре при- ходят другие, то есть уникальностью различных эпох, го- сударств, народов, культур. Оно необходимо предполагает преемственность между этими эпохами и культурами. И Филокфм философский плюрализм причины и истолкования 33
это обусловливает возможность заимствования накоплен- ного предшествующими поколениями богатства философ- ской мысли и ее продолжение, развитие философской тра- диции, которая выражается в существовании философ- ских течений и направлений.
Наличие философской традиции характеризует тождественность философской мысли и показывает, что, несмотря на различие эпох, культур, государственно-на- циональных образований и иных факторов, философская мысль устойчива, она периодически возвращается к одной и той же проблематике и решает эту проблематику близ- кими средствами. В различные эпохи, в различных куль- турах у философов могут возникнуть довольно близкие переживания и размышления. И, хотя эти переживания они выражают на языке своего времени, с учетом дости- жений всей предшествующей философии и той конкрет- ной социокультурной ситуации, в которой создается дан- ное философское учение, мы все же отчетливо видим их идейную близость. Ярким примером такой переклички эпох является стоическая традиция — античный стоицизм — христианский стоицизм — экзистенциальный стои- цизм.
Философская традиция проявляется в филиации идей, то есть перехода идейного багажа одних философ- ских учений и школ в другие. Эта филиация может иметь самый разнообразный характер. И сам факт заимствова- ния идей может быть причиной тождественности фило- софских учений, школ, а также причиной их различий внутри школы, течения, направления Таким образом, в традиции в какой-то мере реализуется надысторические детерминанты в философии. Наличие философской тра- диции, позволяющей философской мысли одной эпохи, культуры перекликаться с философской мыслью другой эпохи, культуры, приводит к выводу об относительном значении исторического фактора, позволяет выявить в философии «надысторические моменты». Правда, здесь возможно объяснение и с позиций исторического детер- минизма. Суть его состоит в том, что сходные по некото- рым наиболее общим характеристикам состояния обще- ственного бытия и сознания (например, состояние кризи- са всех сфер общественной жизни) создают наиболее
общие предпосылки для появления близких идей в раз- личные эпохи, продуцируют философские традиции.
Для философского процесса характерен диалог взглядов, подходов. Этот диалог проявляется, во-первых, в том, что каждый значи
|