Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические формы позитивистской философии






Термином «позитивизм» в истории философии обозначается особое философское течение, которое оформилось в 1830-х гг. и сохранив свое влияние до нашего времени, прошло в своем развитии четыре исторические стадии:

«первого» (классического) позитивизма;

«второго» позитивизма (эмпирического);

«третьего» позитивизма (неопозитивизма).

«четвертого» позитивизма (постпозитивизм)

Классический позитивизм. Основателем позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798-1857), который ввел понятие позитивизм, изложив свои идеи в курсе «Позитивной философии». В Англии представителями позитивизма являлись Джон Милль и Герберт Спенсер. Философия позитивизма изучает способы и методы достижения положительного, позитивного знания. Позитивисты отказались от рассмотрения проблем, которые нельзя доказать с помощью эксперимента, выступали за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание; она должна исследовать лишь факты, а не их внутреннюю сущность, опираться на научный метод в исследованиях, используя научный арсенал отказаться от оценочной роли. Главный тезис классического позитивизма – подлинно научное положительное (позитивное) знание о мире может быть получено лишь специальными (прежде всего естественными) науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты.

Эмпирический позитивизм. Махизм или Эмпириокритицизм. Возникает в конце 19 – начале 20 веков. Ее создатели австрийский физик Эрнст Мах (1838-1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843 – 1896). Авенариус написал трактат «Критика чистого опыта» (1888 – 1890) слово «эмпириокритицизм» как раз и означает критика опыта от греч. эмпирио – опыт. Представители этого направления заявляли, что позитивизм не является философией материализма или идеализма, а представляет собой философию реализма; любое положительное научное знание – физическое, астрономическое – само по себе знание философское, и философия не может иметь своего, отдельного от наук предмета. Основная идея махизма – в основе философии должен лежать критический опыт. Главные принципы эмпириокритицизма:

1. Принцип координации, т.е. соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания.

2. Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, теоретических фантазий.

3. Принцип экономии мышления, выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого «экономии сообщения и понимания», которая, по Авенариусу, составляет «сущность науки». экономное описание требует ограничить научное знание эмпирическим материалом.

Неопозитивизм.

Первый вариант неопозитивизма – логический позитивизм. Его основателями явились философы Венского кружка, основанного в 1922 г. Мориц Шлик (австр), Рудольф К а рнап (нем.-амер.) Большое влияние оказали идеи английского философа и математика Бертрана Р а ссела, австрийского философа Людвига В и тгенштейна. Главная идея – в изучении и анализе языка науки, поскольку именно он – главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир. Методом такого анализа должна стать философия (понимаемая как логика), а его результатом – построение единого языка науки. Для достижения этих целей необходимо следовать следующим базисным принципам.

1. Принцип элиминации (исключения) метафизики. Традиционные философские положения не поддаются непосредственному сравнению с фактами, являются поэтому вненаучными и должны быть отделены от научного знания.

2. Принцип верификации, ориентирующий на эмпирическую проверку (верификацию) всех теоретических суждений.

3. Принцип конвенций утверждает, что в фундаменте теоретического знания лежат определенные базисные принципы и положения, которые принимаются научным сообществом в результате соглашений (конвенций). Выбор этих фундаментальных идей и принципов обусловлен не их истинностью, а соображениями простоты и практического удобства.

1. Принцип физикализма ориентирует на объединение (унификацию) всех наук на основе универсального языка, которым является язык физики.

Второй вариант неопозитивизма лингвистический позитивизм стал в 50-60-е гг. стал господствующей формой позитивистского мышления. У его истоков стоял Людвиг В и тгенштейн. Новым стал поворот к изучению повседневного, обыденного языка. Философия должна заниматься «терапией» языка, прояснять языковые выражения, искать общие правила «языковых игр». Все это должно привести к правильной структуре обыденного языка и устранению многообразных «псевдопроблем» (в первую очередь философских).

Неопозитивизм внес заметный вклад в развитие философии науки: им были поставлены и обсуждены реальные проблемы научного знания – его структуры, методов построения, роли конвенциональных элементов, статуса и функций языка и др.

Постпозитивизм включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции.. Главные из них: концепция критического рационализма Карла Поппера англ. (1902-1994); теория исторической динамики - Томаса Куна (1922-1996) амер.; концепция научно-исследовательских программ Имре Л а катоса англ. (1922-1974); анархистская эпистемология Пола Ф е йерабенда амер историк и философ (1924-1994). (эпистемология – теория познания от греч.)

Родоначальником пост позитивизма является английский философ Карл Поппер «Логика научного исследования» (1959). Он отходит от приоритета логического исследования языка и научного аппарата и обращается к истории науки, исследуя не структуру научного познания, а развитие научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, но общая ее тенденция – это рост и совершенствование научного знания. Попер много уделял внимания социальным проблемам, боролся с тоталитаризмом и насилием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.