Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антропологиеский материализм Фейербаха.






Последним великим представителем классической немецкой философии был Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной сущности Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке. Под антропологической философией Фейербах понимал учение в котором, цельный реальный человек был бы как исходным пунктом, так и конечной его целью. Главное место в этом учении занимают вопросы, важные для каждого человека – жизнь, любовь, счастье, смерть, надежда на бессмертие.

Антропологизм был главной особенностью Фейербаховского материализма. Антропологизм был направлен против трактовки человека как «раба божьего» и покорного орудия мирового духа. Человек есть единство бытия и сознания. Бытие – это тело человека, а сознание это его, человека, сознание. Тело есть фундамент разума. Фейербах гуманизировал онтологию. Он повернул ее к интересам и потребностям человека и провозгласил материалистический гуманизм. Обязанность философа помочь людям стать счастливыми.

Понятие человеческой природы у Фейербаха сводится к совокупности способностей, потребностей и страстей: эгоизм, любовь, страх и радость, ощущение. мышление, чувства, несчастья, и стремление к несчастью. В состав человеческой природы входит способность к фантазии. «Первый объект человека есть человек». Человек есть продукт культуры истории. Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Сущность человека отличается от человеческой природы. Человеческая природа присуща каждому отдельному человеку, а человеческая сущность имеет смысл только для социальной клеточки, состоящей из двух лиц

Человек это единство материального и духовного. Фейербах – материалист и атеист, исходя из антропологического материализма старался доказать, что не бог создал человека, а человек силой своей фантазии и абстрактного мышления сотворил Бога, передав ему свои собственные черты и характеристики. Однако критика религии не означает ее попытку ее упразднения. Фейербах пытался заменить старую религию на новую, котораядолжна вместо любви к богу проповедовать любовь к человеку и веру человека в самого себя. Бог – не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального.

Основой антропологии Фейербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

Фейербах признает важную познавательную функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задача мышления – собирать, сравнивать, различать, классифицировать чувственные данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный характер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда является объектом непосредственного восприятия.

Заслугой Фейербаха является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике он подверг характер гегелевской диалектики. Основное содержание и смысл философии Фейербаха – отстаивание материализма. в теории познания он отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания.

Принципы морали Фейербах выводит из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижения которого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относится к другим людям. Учение Фейербаха о человеке очень актуально. Для него человек – это мир чувств, эмоций, желаний, настроений, размышлений. Главное в жизни человека – любовь, дружба, преданность.

Основные сочинения Фейербаха: «Сущность Христианства» (1841), «Основы Философии будущего» (184

 

 

ТЕМА № 3: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ЛЕКЦИЯ 7. КРИТИКА ФИЛОСОФСКОЙ КЛАССИКИ И ИРРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. ШОПЕНГАУЭРА, С. КЪЕРКЕГОРА, Ф. НИЦШЕ.

ПЛАН:

1. Основные черты классического и неклассического типов философствования.

2. Становление иррационалистической традиции в неклассической философии.

3. Марксистская философия.

 

1. Основные черты классического и неклассического типов философствования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.