Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII века.






Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Декарт допускает два независимых друг от друга первоначала: нематериальную и материальную субстанции. Основное свойство нематериальной субстанции – мышление, материальной – протяжение.

Дуализм Декарта преодолел Бенедикт Спиноза (1632 –1677). Основные произведения «Богословско-политический трактат» и «Этика».

Спиноза выдвигает монистическую философию протяженной и мыслящей субстанции, подразумевая под ней Бога, отождествленного с природой.

Монизм (от греч. – один единственный), способ рассмотрения многообразие явлений мира, исходя из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего). Он учил, что существует лишь одна субстанция – природа. Она обладает и мышлением и протяжением и является причиной самой себя. Спиноза отрицает существование внеприродного или сверхприроднонго существа, растворяет бога в природе, обосновывает материалистическое и атеистическое понимание природы в форме так называемого пантеизма (т.е. учения, отождествляющего бога с природой). Природа, согласно Спинозе, вечна и бесконечна, она и причина, и следствие, и сущность, и существование.

Плюрализм Лейбница. Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) философская позиция, согласно которой существуют несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Учению Б. Спинозы о единой субстанции представитель идеалистического направления в рационализме немецкий философ Г. Лейбниц– противопоставил идею о множестве субстанций – монад. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде – Богу.

 

4. Философия Просвещения: человек, общество, разум.

XVIII век вошел в историю как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия.

Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества.

 

Основные черты философии Просвещения наиболее ярко проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 г. Идеи просвещения сводились к уверенности в мощь человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры способен преобразовать жизнь человека и общества.

Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеций, Поль Анри Гольбах, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Жюльен Офре де Ламетри, Этьен Бонно де Кондильяк, Жан- Жак Руссо, Шарль Луи Монтескье. Для философии французского просвещения были характерны признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм.

Органичной частью философского мировоззрения эпохи просвещения были социальные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Им была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущая сила которого – развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию. Видные мыслители французского Просвещения развивали теории «естественного права» и «общественного договора». Революционный смысл этих теорий состоял в защите права народа на восстание, если власть нарушает условия договора и становится тиранической.

Еще за четыре десятилетия до революции 1789 года во Франции возникло широкое и мощное движение известное под названием Просвещения. Цель его состояла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли; за разум против веры; за науку, против мистики; за свободу исследования, против ее подавления авторитетом,; за критику, против апологетики.

Философские идеи в живой и доходчивой форме публиковались в энциклопедиях и периодических изданиях, привлекали внимание людей своей логичностью и доказательностью. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства.

Основная теория Просвещения – теория естественного права и общественного договора,. Согласно этой теории каждый участник общества должен свои личные интересы подчинить общественным, отдав при этом часть своих гражданских прав государству, но государство при этом должно взять на себя заботу о человеке, обеспечив мир и согласие. Но так как власть не может выполнить свои обязательства перед народом, народ вправе свергнуть эту власть. Такую революционную теорию проводили самые радикальные идеологи Просвещения: Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, и П. Гольбах.

Просветительское движение приобрело широкий демократический размах. Во Франции появилась целая плеяда передовых мыслителей, ученых сплотившихся вокруг издания «Энциклопедии», где редакторами были Дидро, Гольбах, Ламетри. Социальные идеи французских просветителей органически вплетались в общую систему их философского мировоззрения, в основном материалистического и атеистического, критика католицизма завершилась критикой религии.

В философии Просвещения можно выделить три основные направления:

1) деистическое; (Деизм (от лат. deus – бог) – воззрение, согласно которому бог, сотворив мир не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в течение его событий.

2) атеистическо – материалистическое; 3) утопическо-материалистическое.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке развитию естествозн ания, достижения которого оно часто использует для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности; в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.

 

ТЕМА № 2: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ЛЕКЦИЯ 6.

ПЛАН:

1. Критическая философия И. Канта.

2. Диалектическая философия Г. Гегеля.

3. Антропологический материализм Фейербаха.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.