Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. М. Перминова






Самоидентификация личности — это путь к жизненным перспективам человека. От того, с какими целями и ценностями соотносит себя человек, на какие идеалы ориентируется в своей деятельности, какие отношения культивирует в окружающем мире — к людям, природе, к себе, — зависит смысл его жизни. Одной из наиболее значимых ориентации сегодня является образование, с ним связана успешность самореализации личности практически во всех сферах ее деятельности.

Социализация личности осуществляется в процессе образования, обучения и воспитания, когда происходит присвоение и усвоение ею специальных норм, правил и опыта социального поведения. Самоидентификация личности выступает важнейшим условием ее социализации. Различные аспекты этих явлений изучаются философами, социологами, педагогами, психологами в нашей стране и за рубежом (Г. М. Андреева, Л. М. Лесохина, Н. Дж. Смелзер, В. С. Степин, В. А. Ядов и др.). Они исследуют социальные и профессиональные вопросы, особенности влияния самооценки на состояние внутри-личностной сферы и специфику межличностных отношений, проблемы выбора референтной группы и др., выявляют зависимости между уровнем образования человека, его поведением и деятельностью.

Представляется интересной проблема содержательного основания самоидентификации личности, поскольку ее изучение позволит не только конструировать диагностические процедуры и " технологию" самоидентификации, но и прогнозировать ее в целях самосозидания личности на основе образовательных программ.

В процессе самоидентификации происходит и самопознание личности, основу которого составляет рефлексивная деятельность субъекта; от особенностей и масштабов последней зависит уровень самоидентификации в плане продвинутости жизненных перспектив. Л. Н. Лесохина доказала полифункциональный характер образования в структуре человеческой деятельности, их взаимосвязь через содержание образования. Основу самоидентификации составляет интеграция знаний, опыта и отношений человека, характеризующая также и содержание образования.

Будучи педагогической адаптацией сути социальной, материально-практической и духовной деятельности, содержание образования может быть представлено в виде четырехэлементной инвариантной системы: знаний (о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности и т. д.), умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений человека к людям, к миру, к себе (В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.). В. С. Леднев доказал, что отбор содержания образования в учебные планы должен соответствовать инвариантной базисной структуре деятельности, включающей познавательную, коммуникативную, ценностно-ориентационную, преобразовательную (трудовую), эстетическую, физическую ее разновидности. Исходя из закона психологии о том, что деятельность содержательна и предметна, каждый из ее видов, выделенных В. С. Ледневым, должен наполняться составом содержания, включающим знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Взаимосвязь двух указанных инвариантов и составляет интегративную систему содержания образования.

Возникает вопрос: чем же должен завершаться процесс усвоения содержания? Навыком (в системе " знания, умения, навыки", где последние составляют основу содержания обучения) или же ценностным отношением (как элементом содержания образования)? От ответа зависит выбор тех целей, идеалов и ценностей, на которые ориентируется человек в жизни, в своей профессиональной деятельности, в общении со взрослыми и детьми, в своих увлечениях и предпочтениях.

В чем состоит разница между ориентацией на навык или на эмоционально-ценностное отношение (хотя основу того и другого составляют знания)? Навык как автоматизированное умение " гасит" отношение, его активный характер выражения человеком. Эмоционально-ценностное отношение всегда активно (в положительном или негативном значении), и человек, у которого оно сформировано, всегда ищет область и способ его выражения, поскольку в основе отношения лежат потребности и мотивы человека, идеалы и ценности определенного содержания. Что же является высшей ценностью каждого из видов инвариантной структуры деятельности? Высшей ценностью познания является истина, коммуникативной деятельности — общение, преобразовательной (трудовой) — творчество, эстетической — красота, ценностно-ориентационной, составляющей сущность нравственного воспитания, — справедливость, физической — здоровье.

В сформированных у человека ценностных ориентациях, выражающих его отношение к людям, к миру, к себе, к образованию, просматривается характер его самоидентификации, т. е. соотнесения себя с этими ценностями. Навык же как конечный результат образования и обучения, в котором удельный вес опыта творческой деятельности невелик, способствует формированию в человеке качеств " винтика" социально-политической системы.

Мы далеки от мысли, что абсолютно все профессии носят творческий характер, однако современный труд все более интеллектуализируется и требует значительных умственных затрат, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к уровню образованности человека. Это предполагает сформированность у современного человека общей и функциональной грамотности, профессиональной компетентности, ориентации в смежных областях деятельности, высокой культуры (общения, труда, взаимоотношений) и приобщенности к ней через различные области науки, искусства, литературы.

Самоидентификация позволяет определить, грамотен ли человек только на уровне знаний и умений или же на уровне искусства (опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения). Мы придерживаемся точки зрения Л. Н. Лесохиной и А. Н. Лапицкого о том, что грамотность — это умение и искусство чтения, письма, счета, говорения, понимания, что позволяет судить об открытом и творческом характере ее формирования у человека. Поскольку проблема формирования грамотности и предупреждения функциональной неграмотности — одна из самых актуальных в мире, ее решение также оказывается связанным с содержанием образования (общим, профессиональным), дополнительным образованием, повышением культуры человека и общества.

Ориентируясь на приведенное определение грамотности, можно говорить о том, что основу ее формирования составляет овладение интегративной системой содержания образования во всей ее полноте. Однако грамотность предполагает и более широкие области использования этого понятия. Ценностно-ориентационная деятельность (связанная с нравственным воспитанием, регуляцией и саморегуляцией на основе нравственных идеалов и ценностей) невозможна без знаний и умений в этой области, самостоятельного, творческого их использования на основе сложившегося опыта, эмоционально-ценностного отношения к знаниям, к людям, к себе. Отсюда — и степень грамотности (нравственности) поведения человека. Этими же критериями " измеряется" профессиональная деятельность и профессиональная компетентность человека, в основе содержания которых также находится интегративная система содержания образования. Таким образом, человек " измеряет себя" (идентифицирует себя) комплексными и интегративными показателями, грамотное и правильное использование которых помогает упорядочить этот процесс. Содержание образования как социально-культурный и культурно-исторический феномен (развивающийся во времени и пространстве) и как интегративная система может выступать средством самоидентификации личности, в чем наипервейшую роль играет рефлексия.

Рассмотрим взаимосвязь самопознания и самоидентификации. В книге " Человеческая антропология и философия науки" В. С. Степин анализирует три типа научной рациональности в познании. Первый — классический тип — характеризуется направленностью рефлексии исключительно на объект изучения (конструирования), который выступает единственной и главной целью деятельности, при этом " цена средств" не принимается во внимание. Второй тип научной рациональности, который В. С. Степин называет неклассическим (в противовес первому), характеризуется направленностью не только на объект, но и на средства, с помощью которых он изучается или конструируется. Иначе говоря, во внимание принимается " цена затрат", и при этом возможно обсуждение вопроса о целесообразности того или иного решения (проекта и др.). И наконец, третий тип научной рациональности — постнеклассический — опирается на рефлексию, в которой учитывается комплекс связей: между объектом, средствами и целью. В центре внимания оказывается вопрос о смысле (изучения, содержания) объекта, его назначении для человека, последствиях его использования. Человечество прошло через все пути научной рациональности в научном познании и в практической деятельности.

Эти же типы научной рациональности и особенности рефлексивной деятельности характерны и для процесса усвоения знаний. Рефлексивная деятельность является " психолого-педагогическим механизмом" самоидентификации личности в обучении. Так, если целью обучения выступает только его объект в виде результатов " знания, умения, навыки", то рефлексия охватывает их как единственную цель и ценность. Известно, как надолго задержались " исчерпывающие" характеристики учащихся: " отличник", " хорошист", " троечник". Самоидентификация, основанная на подобном ограниченном подходе (за которым стоят всего лишь знания, умения, навыки), зачастую приводит к неадекватной самооценке — заниженной или завышенной. В том и другом случае формируются не соответствующие реальным возможностям и силам человека жизненные планы. В случае заниженных притязаний многие потенции человека остаются нереализованными; при завышенной самооценке возможен стресс из-за несовпадения самоидентификации себя в прошлом и в настоящем (из-за неудач в предпринятых попытках). Самоидентификация, основанная на рефлексии, учитывающей результат и затраты для его достижения, позволяет человеку реальнее оценить себя, более адекватно выбрать область деятельности, так как сфера самопознания (и самопознанности) расширяется, — он мысленно соотносит свои возможности с возможностями других людей. Тогда риск продуман и оправдан, и неудачи не столь трагичны в их осмыслении (естественно, если это не связано с крайним риском для здоровья человека).

Нами экспериментально доказано, что образовательный эффект зависит от уровня самопознания личности, поэтому психолого-педагогический цикл усвоения знаний должен завершаться не только их обобщением и систематизацией, но и рефлексией ученика и учителя в учебном процессе. Современные технологии обучения ориентированы на рефлексивную деятельность субъектов (А. К. Маркова, Т. И. Шамова, Г. П. Щедровицкий и др.).

Смысл человеческому существованию придает самоидентификация, в основе которой лежит рефлексия, охватывающая цель, средства и объект, ибо в этом случае у человека вырабатывается мотивированное отношение к ценностям, он приучает себя к осознанному выбору, базирующемуся на определенных нравственных идеалах. Такая позиция формируется в том случае, если еще при обучении он имеет дело с содержанием образования как открытой системой, предполагающей опыт творческой деятельности.

При сознательном овладении содержанием образования как интегративной системой, когда включается постнеклассический тип научной рациональности в учебном познании и самопознании, самоидентификация личности выполняет созидающую функцию для человека.

Самоидентификация осуществляется на основе внутреннего диалога человека с самим собой: " В слове я оформляю себя с точки зрения другого, в конечном счете — с точки зрения коллектива" (Бахтин М. М. Марксизм и философия языка. М., 1929. С. 102). Следовательно, она имеет не только личностный или психологический смысл, но и социальное значение, связана с саморегуляцией поведения, с учетом жизненных перспектив человека, становясь смыслообразующим компонентом в их реализации.

Содержание образования в структуре человеческой деятельности выступает тем гуманитарным и динамическим средством, овладение которым еще в школьном возрасте, а затем и в процессе профессионального становления, и в широких сферах социальной адаптации приучает человека к тому, что он осмысленно конструирует свой жизненный путь, отношения и выбор в социальном пространстве.

Школа самопознания " Кайлас" задумывалась как место, где люди могут учиться новым знаниям, которые необходимы для человека Нового Тысячелетия.

В нашей жизни всё находится в постоянном развитии, эволюции. Планета Земля, которая является единым живым организмом, также развивается. И, конечно же, люди, живущие на ней, находятся в эволюционном развитии. Простая аналогия с клеткой в организме: если она не обновляется, не поддерживает динамическое равновесие, а также не выполняет ту роль, которая ей была отведена в организме, то он её идентифицирует как больную клетку и начинает борьбу с ней. Если таких клеток (раковых клеток) в организме становится очень много, организм умирает.

Так и с человеком. Если он, живёт на Планете Земля, не понимая, зачем он здесь, какие у него задачи и что с этим всем делать, то его развитие останавливается и он деградирует, тем самым, являясь больной клеткой на теле планеты.

Задача школы самопознания " Кайлас" — приоткрыть завесу тайны прихода человека в этот мир, помочь ему узнать, какие задачи стоят перед ним и как следует действовать, чтобы получить радость от пребывания здесь, чтобы получить удовлетворение от своего развития, привнося огромнейший вклад в развитие цивилизации в целом.

Для этого в Школе проводятся семинары, тренинги на различные жизненные темы, идёт обучение древней системе предсказания — картам Таро, проводятся индивидуальные или групповые психотерапевтические тренинги, используются новейшие Ноэтические техники, магические практики, направленные на управление сознанием и развитие способностей человека, и многое другое.

Школа самопознания " Кайлас" — место, где люди могут получать знания и инструменты для своего развития. Развитие само по себе очень многопланово и каждый сможет выбрать для себя что-то своё. Всему тому, что мы умеем сами, мы можем научить и вас.

Наши инструменты:

  • гадание на картах Таро;
  • регрессия в прошлые жизни;
  • целительство (Рейки и другие методики);
  • сефиротическая магия (работа с сознанием с помощью Арканов);
  • работа с энергетикой;
  • внетелесные путешествия;
  • женские даосские практики (одна из самых мощных вещей для женщин);
  • психологическое консультирование и многое другое.
Оценка пользователей  

 

· · · · · · · · · · 0 голосов

 

 

Поделитесь с друзьями  

 

Нравится  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.