Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речевой этикет






Литература, рекомендуемая для изучения темы

1. Богданова, Л. И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий: учебное пособие / Л. И. Богданова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 125 с. – Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/57882.

2. Боженкова, Р. К. Русский язык и культура речи: учебник / Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова, В. М. Шаклеин. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 608 с. – Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/83539.

3. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для ВУЗов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 5-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 537 с.

4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.

5. Зверева, Е. Н. Основы культуры речи. Теоретический курс / Е. Н. Зверева. – М.: Евразийский открытый институт, 2009. – 216 с. – Режим доступа: https://www.biblioclub.ru/90792.

6. Маслов, В. Г. Культура русской речи / В. Г. Маслов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 160 с.

7. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. проф. О. Я. Гойхмана. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 240 с.

8. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 383 с.

9. Райская, Л. М. Лекции по русскому язык и культуре речи / Л. М. Райская. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 148 с.

10. Трофимова, Г. К. русский язык и культура речи. Курс лекций / Г. К. Трофимова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 160 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?

2. В чем заключается национальная специфика этикета?

3. Как проявляется взаимодействие речевого и поведенческого этикета?

4. Каковы формулы речевого этикета в зависимости от ситуации обшения?

5. Что такое речевые табу?

6. Каково место комплимента в речевом этикете?

7. Какова роль обращения в официальном и неофициальном общении?

8. Какова речевая культура вопросов и ответов?

9. Каковы основные приемы активного слушания?

Практические задания

Задание 1 Прочитайте приветствия. Определите, какую дополнительную информацию они содержат.

– Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!

– Здравствуй, Толик!

– Здрасьте!

– Здорово!

– Добрый день!

– Привет.

– Приветик.

– Приветствую вас!

– Рад вас приветствовать!

– Разрешите поприветствовать вас.

– Какая радость!

– Какая встреча!

– Ну и встреча!

– Ба! Кого я вижу!

– Какая неожиданность!

– Ты ли это?!

Задание 2 Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.

1. Вы – студент 1-го курса. Вам необходимо обратиться с просьбой к декану, преподавателю, однокурснику.

2. Вы – менеджер турфирмы. К вам пришел: ваш однокурсник, незнакомый юноша (девушка), представитель конкурируюшей фирмы.

3. Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике; ученого из университета выступить в колледже с лекцией; руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.

Задание 3 Напишите двадцать обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: тетечка, мальчугашка.

Задание 4 Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие из них используются в официальной речи, какие – в неофициальной. Какую функцию выполняет каждый из вариантов?

Задание 5 Из любого художественного произведения современного автора выпишите все обращения и проанализируйте, как они характеризуют того, кто обращается, и того, к кому обращаются.

Задание 6 Определите, какой речевой ситуации соответствуют данные формулы:


Сделайте одолжение…

Если вас это не затруднит…

Если вам не трудно

Будьте любезны…

Не могу ли попросить вас…

Очень вас прошу…

Разрешите порекомендовать вам…

Позвольте обратить ваше внимание на…

Я бы предложил вам…

Разрешите с вами познакомиться.

Я хотел бы с вами познакомиться.

Давайте познакомимся.

Будем знакомы.

Привет!

Здравствуй!

Здравствуйте!

Добрый день!

Всего доброго (хорошего)! До завтра. До вечера. До свидания.

Позвольте (разрешите) пригласить вас…

Приходите на праздник (юбилей, встречу).

Будем рады видеть вас.

Разрешите поздравить вас с…

Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…

Горячо поздравляю…







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.