Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осн-е правовые сис-мы современности






Романо-германская правовая семья среди существующих в мире правовых групп занимает, можно сказать, ведущее место в разви­тии современной юридической науки и практики. «генетические» корни данной правовой системы берут на­чало из Древнего Рима. Свои истоки она берет из римского права. Романо-германская правовая система рас­пространена на территории большей части Африки, стран Латин­ской Америки, стран Востока и Континентальной Европы. Дан­ная правовая система подразделяется на две группы: романскую и германскую. В первую группу включают правовую систему Бель­гии, Голландии, Италии, Люксембурга и Франции. Ко второй груп­пе относят правовые системы Австрии, Германии, Швейцарии.

признаки:

свои истоки берет из римского права;

представляет собой единую систему источников писаного права при доминанте нормативно-правовых актов (правового за­конодательства);

в формировании права главная роль принадлежит законо­дателю, правоприменителю же отводится роль реализатора об­щих правовых норм посредством принятия решения в правопри­менительных актах;

имеются высшей юридической силы писаные основные за­коны (Конституции);

с помощью кодифицированных нормативных актов достигается высокий уровень нормативных обоб­щений;

заметная роль подзаконных нормативных актов (регламенты, циркуляры и др.);

дифференциация системы права на публичное и частное, на отрасли;

на первое место выдвигаются права человека и его обязан­ности;

правовой обычай и юридический прецедент являются вспо­могательными, дополнительными источниками;

10)наличие единой терминологической, понятийной и кате­гориальной системы.

К романо-германской правовой системе относят славянские правовые системы, которые подразделяют на группу российско­го

права (Россия, Белоруссия, Украина) и западнославянскую группу (Болгария, Сербия, Черногория).

Англосаксонская правовая семья является одной из наиболее распространенных в мире. В ее правовом пространстве находятся Англия, Австрия, Канада, США, Северная Ирландия, Новая Зеландия и другие, т. е. третья часть населения Земли. Эту право­вую группу называют еще семьей общего права. От других блоков правовых систем она отличается тем, что в качестве основного источника права признает судебный прецедент, т.е. судебную прак­тику. Судебный прецедент предполагает, что при решении дела суд учитывает прошлую судебную практику по аналогичным де­лам.

Следует подчеркнуть, что основным отличием англосаксонской правовой системы от других правовых систем является признание судебного прецедента источником права. Это обстоятельство дает суду возможность творить право. Таким образом, получается, на­пример, что в Великобритании правотворческий процесс осуще­ствляют парламент и суд, хотя последний не принимает законы.

Отметим, что прецедент признается и за пределами англо­саксонской правовой семьи. Однако в иных правовых системах судебный прецедент не претендует на статус источника права.

В англосаксонской правовой семье имеются и иные особеннос­ти. К ним следует отнести отсутствие деления данной правовой системы на отрасли, подотрасли и т. д., сориентированность норм общего права на разрешение конкретных проблем, а не на форми­рование общего правила поведения, преувеличение роли процес­суального права по сравнению с иными отраслями права и другие.

Социалистическое право в нашей стране достаточно известно и рассматривать его подробно нет необходимости. Считалось, что социалистическое право отражает возведенную в закон волю гос­подствующего класса, осуществляющего диктатуру пролетариа­та (до начала 50-х годов прошлого века), затем (начало 60-х го­дов) строящего развитой социализм, и, наконец (80-е годы), стро­ящего социализм с «человеческим» лицом. Можно сказать, что этому праву были характерны черты романо-германской право­вой системы. Оно несло в себе ярко выраженную партийную на­правленность, де-факто вытеснившую классовую природу. Соци­алистическое право было инструментом государства, ставшего ору­дием в руках высшего органа партийной власти - политбюро. Такая правовая система все еще занимает господствующее поло­жение в правовой жизни Китая, Кубы, Северной Кореи, в отдель­ных государствах, возникших после распада СССР.

Мусульманское право, в отличие от других правовых семей, не считают самостоятельной отраслью или наукой. Объясняется это тем, что исламская религия считается религией закона, основой которой считается Коран — главная священная книга тех, кто исповедует эту рели­гию. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха сво­ему проповеднику и посланнику Мухаммеду. Коран является первым и основным источником права. Однако никто из исламс­ких правоведов не воспринимает его лишь как книгу или Ко­декс права, ибо писания Корана, в силу своей священности, не могут быть предметом толкований и сомнений. Его писаниям сле­дует верить и следовать. По этой причине представители мусуль­манской (исламской) правоохранительной системы в своей право­применительной практике руководствуются книгами, иными ис­точниками, написанными авторитетными юристами, учеными-богословами. На основе их толкования судья, иной государствен­ный служащий принимает решение по конкретным фактам, ситу­ациям, возникшим между участниками правоотношений.

Характерными признаками мусульманской правовой системы принято считать:

творцом права является Аллах (Бог), а не суверен (король, царь), государство, общество. Поэтому предписания Корана нетолкуются, не обсуждаются, а неукоснительно исполняются;

думать надо не над тем, как усовершенствовать дозволенияи запреты Корана, а как точнее их исполнять;

единые правила поведения для мусульманина состоят из юридических положений, заимосвязанных с религиозными, философскими и моральными постулатами;

отсутствует деление права на частное и публичное;

труды ученых-юристов (доктрины) являются признанными источниками права;

правовая система построена на приоритете обязанностей, а не прав.

Индусская правовая система (семья) возникла на основе слож­ных религиозных догматов, составляющих сущность индуизма.

Таким образом, индусская правовая система носит религиоз­ный характер. Данная правовая система распространена в Бан­гладеш, Малайзии, Кении, Танзании, Непале, Сингапуре и в ряде других стран. Она сформировалась более двух тысяч лет назад. Ее характерными чертами являются: кастовый прин­цип1, т. е. вера в то, что люди с рождения разделены на касты, каждая из которых отличается правами, обязанностями, мора­лью и философией; религиозные источники права - веды: со­брание религиозных молитв, гимнов, песен, сказаний2, являю­щихся системой норм; приоритет обычного права в регулиро­вании наследственного права, в решении других вопросов, свя­занных с режимом семейного имущества3; признание доктриальных установлений, а не судебных прецедентов или норматив­ных актов, источниками права; действие до настоящего времени кастовых производств, правила которых суд не вправе пересмат­ривать.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.