Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые инст-ты, их виды






Институт права — это основной элемент системы права, совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

Нормы, включаемые в правовые институты, регламентируют лишь отдель­ные участки, фрагменты стороны общественной жизни. Они не охватывают все стороны регулируемого вида общественных отношений, поэтому возможно­стью самостоятельного регулятивно-охранительного воздействия на общест­венные отношения не обладают.

При этом правовой институт является не произвольным сочетанием право­вых норм, а упорядоченной совокупностью норм, связанных между собой сво­им юридическим содержанием и непосредственным отношением к регулируе­мым ими общественным отношениям.

Признаками института права, являющимися основанием для обособле­ния совокупности правовых норм в конкретный правовой институт, являются:

а) юридическое единство правовых норм (нормы, входящие в правовой
институт, образуют целостный комплекс, единство содержания которого выражается в общих положениях, правовых принципах, совокупности используемых
правовых понятий, единстве правового режима регулирования);

б) однородность фактического содержания (каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы
отношений либо отдельных поступков, действий людей);

в) нормативная обособленность (закрепление норм, образующих право­
вой институт, в отдельных главах, разделах, частях и иных структурных компонентах нормативных правовых актов);

г) полнота регулируемых отношений (институт права включает в себя
правовые нормы различных видов (дефинитивные, управомочивающие, обязывающие, запрещающие и др.), которые в комплексе имеют возможность регу­лировать все стороны соответствующей группы общественных отношений и призваны обеспечивать полноту правового регулирования).

В силу этих свойств каждый институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными эле­ментами системы права.

В качестве примеров институтов российского права можно указать: в конституционном праве — институт гражданства, институт выборов; в граждан­ском праве — институт купли-продажи, институт представительства, институт возмещения вреда, институт дарения; институт исковой давности; в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт задержания лица, явно совершившего общественно опасное деяние; в уголовно-процессуальном праве — институт потерпевшего, институт обвиняе­мого; в гражданско-процессуальном праве — институт гражданского истца, ин­ститут гражданского ответчика; в экологическом праве — институт права соб­ственности на природные ресурсы и объекты, институт природопользования, институт правовой охраны природных ресурсов и окружающей среды; в трудо­вом праве — институт трудового договора; институт заработной платы; инсти­тут трудовой дисциплины и т. д.

Институты права можно классифицировать:

а) по отраслям права:

гражданские;

уголовные;

административные;

финансовые и т. д.

Отраслевая принадлежность правовых институтов — наиболее общий критерий их дифференциации. Сколько отраслей права — столько соответствую­щих групп институтов;

б) по содержанию:

простые (отраслевые);

сложные (межотраслевые, или комплексные).

В рамках простого (отраслевого) института права объединяются нормы, имеющие юридическое значение применительно к одной отрасли. Например, в уголовном праве существуют отраслевые институты — институт соучастия в преступлении, институт экологических преступлений, институт необходимой обороны; в уголовно-процессуальном праве — институт обжалования и опро­тестования судебных приговоров, определения и постановлений, не вступив­ших в законную силу; в гражданском праве — институт дарения, институт за­лога, институт проведения игр и пари; в семейном праве — институт прекра­щения брака и т. д.

Сложный (межотраслевой, или комплексный) институт права представ­ляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. В качестве при­меров межотраслевых институтов можно указать институт собственности, ко­торый является предметом регулирования, в частности, конституционного, гражданского, семейного, административного отраслей права; институт гражданства — совокупность норм, входящих в состав конституционного, гра­жданского, семейного, административного отраслей права; институт предъяв­ления гражданского иска — совокупность норм, входящих в состав граждан­ского процессуального права и уголовного процессуального права; институт выборов — совокупность норм, входящих в состав конституционного, админи­стративного, уголовного права.

В рамках сложного института могут выделяться субинституты. Субин­ституты представляют собой группы норм права в рамках одного правового ин­ститута, которые выражают некоторые особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений. Например, в гражданском праве в институте купли-продажи субинститутом является розничная купля-продажа; в институте ренты в качестве субинститутов выступают постоянная рента, по­жизненная рента, пожизненное содержание с иждивением; в институте постав­ки — субинституты штрафа, неустойки, ответственности; в уголовном праве в институте назначения наказаний выделяется субинститут назначения наказания несовершеннолетним; в трудовом праве в институте охраны труда — субинсти­тут охраны труда женщин и т. д.;

в) по функциональной роли:

охранительные;

регулятивные;

учредительные (закрепительные).

Охранительные институты направлены на охрану и защиту обществен­ных отношений. Они имеют широкое распространение в уголовном праве, сре­ди них — институт уголовной ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование определенных отношений, например, институт мены.

Учредительные (закрепительные) институты закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должност­ных лиц, а также граждан. Характерны для конституционного и администра­тивного права;

г) по субординации в правовом регулировании:

материальные институты (например, институт подряда);

процессуальные институты (например, институт возбуждения уголовного дела).

51. Материальное и процессуальное право

Отрасли права делятся на материальные и процес­суальные. Следует отметить, что материальное право направлено на регулирование общественных отношений в соответствии с за­кономерностями общественного развития, а также задачами и функциями государства. Государство нормативно определяет порядок применения материального права и понятия, связан­ные с этим применением. Эти последние называются процессу­альными. Если сравнить материальное и процессуальное право, то, образно говоря, становится очевидным, что они соотносятся как предмет и метод исследования. Материальное право — это регулятор конкретных материальных общественных отношений. Процессуальное же право определяет порядок реализации пред­писаний материальных норм права, прав и обязанностей субъек­тов права, вовлечённых в конкретные правовые отношения.

Материальные правовые нормы, как уже говорилось, реализу­ются и проявляют себя с помощью процессуальных правовых норм. Следует подчеркнуть, что исторически процессуальное право воз­никло благодаря материальному праву. Процесс правопримене­ния есть форма жизни закона1. В этом процессе совершенствуется и материальное, и процессуальное право. Нормы материального права объективны, а процессуального — субъективны. В этом одна из их отличительных черт. Особенности процессуального права связаны еще с потребностями технологии применения соответству­ющих процедур, реализации норм материального права. Таким образом, мы видим, что уголовному праву соответствует уголов­ный процесс, гражданскому праву - гражданский процесс, ад­министративному праву — административный процесс. В соот­ветствии с действующей Конституцией в Российской Федерации всего функционирует пять процессов. К ранее названным следу­ет добавить конституционный и арбитражный процессы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.