Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инвентаризация нематериальных активов.






Вариант 1

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества в целях подтверждения их наличия, состояния и оценки (в том числе и НМА).

Основным нормативным актом, определяющим порядок и сроки проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Основными задачами инвентаризации НМА являются:

1) выявление фактического наличия объектов НМА;

2) проверка документов, подтверждающих наличие прав;

3) сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

4) проверка правильности начисления амортизации.

Инвентаризации подлежат все НМА организации, в том числе и права, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, а также права, не учтенные по каким-либо причинам.

Для проведения инвентаризации в организациях создаются специальные комиссии. Персональный состав членов инвентаризационной комиссии утверждает руководитель.

При инвентаризации НМА следует проверить:

1) документальное оформление;

2) документы, подтверждающие права на НМА, т.е. является объект собственностью организации или организация обладает только правом на его использование;

3) срок владения правами и другие документально подтвержденные условия закрепления прав собственности или прав на использование данных объектов.

При инвентаризации НМА:

■ проверяются сведения о наличии нематериальных активов по данным первичных документов; для этого заполняется инвентаризационная опись (ф. № 1а);

■ в этой описи делается сверка данных о фактическом наличии объектов с данными бухгалтерского учета;

■ регулируются выявленные инвентаризационные разницы.

На права использования объектов интеллектуальной собственности, не принадлежащих организации, числящихся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах, составляются отдельные описи.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием НМА и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах следующим образом:

а) излишек НМА приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации:

■ если источник поступления не выявлен: Д 04 – К 91-1,

■ если источник поступления выявлен: Д 08-5 – К 60; Д 04 – К 08-5;

б) если выявлена недостача, то анализируются ее причины.

Как правило, недостача НМА, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, списывается на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Недостача отражается в учете следующим образом. На остаточную стоимость объекта НМА:

Д 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” – К 04. Отнесена недостача на виновное лицо:

Д 73 “Расчеты с персоналом по прочим операциям” (по рыночной стоимости) – К 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей” (по остаточной стоимости НМА);

К 98 “Доходы будущих периодов” (на разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью). Списаны недостачи при отсутствии виновных лиц:

Д 91 – К 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Вариант 2

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:
- наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
Результаты инвентаризации отражают в описи нематериальных активов (форма N ИНВ-1а). Если же данные описи отличаются от данных бухгалтерского учета, составляют сличительную ведомость (форма N ИНВ-18).
Для инвентаризационной описи предусмотрен типовой бланк. Опись составляют в 2 экземплярах:
- один экземпляр передают в бухгалтерию;
- второй - работнику, ответственному за сохранность документов на нематериальные активы.
Не учтенные ранее нематериальные активы, выявленные при инвентаризации, приходуют на баланс:
Дебет 04 Кредит 91-1
- оприходованы ранее не учтенные нематериальные активы, выявленные в процессе инвентаризации.
Списание нематериального актива, на который у организации отсутствуют документы, отражают так:
Дебет 05 Кредит 04
- списана амортизация по нематериальным активам;
Дебет 94 Кредит 04
- списана остаточная стоимость нематериального актива.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.