Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и особенности системы сбыта с/х продукции и продовольствия в современных условиях.






Становление рыночных отношений вызвало необходимость создания рыночной инфраструктуры, базирующейся на многообразии форм сбытовых структур, развитии конкуренции и ком-их отношений. Современный сбыт характеризуется появлением новых рыночных каналов.

В настоящее время сложились следующие наиболее крупные каналы реализации товарной с.-х. продукции:

- для удовлетворения гос. нужд через элеваторы, заготовительные организации;

- через различные рыночные структуры (тов. биржи, опт. ярмарки, аукционы);

- другим пр-иям и организациям, в т.ч. с.-х.(в рамках межхозяйственной специализации);

- потребительской кооперации;

- на колхозном рынке;

- работникам хозяйства;

Важнейшим каналом, особенно для крупных с.-х.предприятий является продажа продукции для удовлетворения гос. нужд. Государство в этом случае выступает перед с.-х. товаропроизводителями гарантированным оптовым покупателем, а это очень важно, когда оно устанавливает квоты на объем производства с.-х. продукции. Гарантированность рынка сбыта, сокращение затрат времени и средств на транспортировку и реализацию продукции, повышение престижа фирмы в связи с выполнением госзаказа делают это канал весьма привлекательным. Во всем мире товаропроизводители конкурируют между собой за получение госзаказа на продукцию с гарантированными качественными свойствами.

Недостатки этого канала следующие:

- рынок сбыта ограничивается обязательствами контракта

- высокая вероятность сбыта по более низким ценам, чем они сложились на определенный момент на рынке

- предъявляются жесткие требования оптовых покупателей к качеству продукции.

В условиях недостаточной развитости рыночной инфраструктуры многоканальный сбыт с/х продукции ввиду сложного финансового положения товаропроизводителей заменяется реализацией большей части продукции торгово-посредническим структурам, по бартерному обмену, а также через собственную торговую сеть в свежем или переработанном виде. При этом сельские товаропроизводители теряют в цене, отвлекают от производства дефицитные ресурсы на создание базы хранения и переработки.

Формирование рыночной системы продвижения продукции связано, прежде всего, выбором наиболее эффективных каналов ее реализации, определением потенциальных покупателей, возрастанием (или стабилизации) объемов сбыта, снижением издержек и повышением конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках и все это при обязательном условии обеспечения продовольственной безопасности республики.

При выборе целесообразных каналов следует учитывать множество экон-их факторов. Имеют значение эффективность хранения и транспортировки товаров. Цель состоит в выборе такого канала сбыта, который доставит продукцию как можно ближе к потребителю с наименьшими расходами и без снижения качества.

В сбытовой деятельности пр-ия немаловажное значение имеет осуществление функций, заключающихся в продвижении товара к конечному потребителю. У хозяйств имеется широкий выбор средств и каналов для доведения своей продукции до конечного потребителя; одни средства и каналы конкурируют между собой, другие: меняют или дополняют друг друга.

Существуют два основных типа каналов товародвижения — прямые и косвенные. Прямые связаны с перемещением продукции от производителя к потребителю без использования независимых посредников. Этот тип сельскохозяйственное предприятие использует напрямую через свои торговые точки. Косвенные связаны с перемещением продукции от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем — к потребителю. Участие в сбыте и продвижении продукции принимают посредники-оптовики, закупщики и т.д.

На аграрном рынке сложились три основные формы реализации с/х продукции: продажа продукции на основе прямых договоров, торговля через посредников и прямой сбыт через собственную торговую сеть. Сравнительный анализ позволяет выбрать оптимальный канал реализации в зависимости от вида и назначения продукции, сложившейся ситуации на рынке, воздействия элементов внутренней и внешней среды маркетинговой деятельности.

Различают три основных типа сбытовой сети: по регионам; по видам продукции; по типу потребителя. При организации сбыта по регионам формируются региональные сбытовые подразделения; при сбыте по продуктам отдельные подразделения специализируются на одном или нескольких видах продукции; при сбыте по типу потребителя каждое подразделение закрепляется за одним или несколькими заказчиками.

Функционирование рынка в значительной степени определяется инфраструктурным обеспечением рынка, осуществляющим закупку продукции у производителей; транспортировку, погрузочно-разгрузочные операции; оптовую и розничную торговлю.

С учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой можно прогнозировать, что по мере становления в агропромышленном комплексе рыночных отношений все большая часть с/х продукции продовольственного и производственно-технического назначения, включая ту часть, которая в настоящее время реализуется для гос. нужд по контрактам, будет продаваться через рыночные структуры. Наиболее важными станут товарные биржи, прежде всего межреспубликанские, межрегиональные и региональные круглогодичные биржи по реализации зерна и продуктов его переработки, сахара, картофеля и плодоовощной продукции.

К числу перспективных каналов реализации с/х продукции можно отнести местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы, выставки-продажи. В отличие от товарных бирж, где цены определяются на стандартные условия, на этих рынках продавцы и покупатели имеют возможность ознакомиться непосредственно с товаром, оценить его конкурентоспособность, договориться не только о количестве и качестве товара, но и об уровне цен, сроках поставки.

Наиболее приемлемыми каналами реализации для крупных с/х орг-ий являются те, где в качестве партнера выступает крупный оптовый покупатель (заготовительные организации, осуществляющие закупку с/х продукции для гос. нужд, пр-ия по ее переработке, местные оптовые рынки, а также другие с/х пр-ия в рамках межхозяйственной специализации и кооперации). Значительную часть продукции они продают по прямым связям в торговую сеть и пр-иям общественного питания, а также своим работникам.

Для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения, которые предъявляют к продаже более мелкие партии продукции, одним из лучших партнеров является потребительская кооперация: ее пр-ия хорошо оплачивают продукцию и к тому же близко расположены, что уменьшает транспортные расходы. Значительная часть продукции реализуется этими хозяйствами для гос. нужд на контрактной основе, а также спонсорам и на колхозном рынке.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.