Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соглашения об избежание двойного налогообложения и трансфертпрайсинг.






Специфика международного налогового планирования в России.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов в условиях глобализации экономики.

В экономической литературе под глобализацией понимается, в частности:

1. процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные;

2. новая капиталистическая экономика, имеющая следующие основные харак­теристики: информация, знания и информационные технологии являются ставными источниками роста производительности и конкурентоспособности, эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, и она является глобальной.

Таким образом, классификацию видов глобализации мировой экономики в зависимости от охваченных ею сфер мирового хозяйства можно представить в следующей схемы (см. схема 14).

Схема 14. Виды глобализации в зависимости от охваченных ею сфер мирового хозяйства.

В каждой из перечисленных сфер мирового хозяйства присутствует налоговая составляющая.

Поскольку система финансов состоит из государственных и муниципальных финансов и из финансов хозяйствующих субъектов, то и финансовая глобализация мировой экономики происходит в обеих этих подсистемах. При этом как на государственном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов в сферу финансовых отношений включаются налоговые отношения. Причем специфика на­логовых отношений такова, что они присутствуют во всех сферах мирового хозяйства, указанных на схеме 6, поэтому чрезвычайно важно для достижения успехов в процессе глобализации учитывать налоговые последствия принимаемы интеграционных решений.

Налоговая глобализация в рамках общей системы глобализации мировой экономики, обладая всеми ее существенными признаками, тем не менее имеет и весьма специфические направления.

В условиях глобализации происходит определенная гармонизация налоговых систем и налоговой политики, наблюдается тенденция унификации налоговых си­стем различных стран, включающая:

• унификацию косвенного налогообложения;

• унификацию прямого налогообложения, в том числе путем заключения различных многосторонних и двусторонних соглашений об устранении двойного налогообложения;

• гармонизацию основ налоговых систем, путем принятия мирового налогового кодекса и различных аналогичных региональных документов, в частности по гармонизации налоговых законодательств государств — участников Евразийского экономического сообщества;

• применение специального статуса европейской компании и Европейской Экономической Группировки;

• разработку системы налоговой классификации ОЭСР, Международным валютным фондом (МВФ) и по Системе национальных счетов (СНС);

• создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения;

• совместную борьбу с отмыванием преступных доходов.

Кроме унификации прямого и косвенного налогообложения происходит также гармонизация основ налоговых систем различных стран.

Таким образом, унификация различных элементов налогообложения выступает как эффективное средство обеспечения свободного движения капиталов и науч­но-технического сотрудничества. В условиях тотальной глобализации проблемы налогообложения каждой страны, а также проблемы государственного и корпо­ративного налогового планирования необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием общей налоговой политики мирового сообщества. Налоги представ­ляют собой «глобальную налоговую паутину», опутывающую не только всю внутреннюю деятельность хозяйствующих субъектов, но и внешнеэкономическую.

В условиях значительного налогового бремени неотъемлемой частью глобального планирования деятельности и размещения активов и средств хозяйствующих субъектов становится налоговое планирование. Глобализация мировой экономики открывает более широкие возможности для использования организациями следующих направлений налогового планирования:

• устранения двойного налогообложения в результате применения положений соответствующих соглашений;

• заключения «соглашений о заранее согласованных ценах», т. е. механика трансфертного ценообразования;

• создания компаний в различных оффшорных юрисдикциях, которых насчи­тывается в мире порядка 600, включая зоны, центры и страны. На терри­тории России также создано порядка 40 различных свободных экономиче­ских зон.

Таким образом, в условиях глобализации мировой экономики и ее составной части — финансовой глобализации, несмотря на наличие у данного процесса как позитивных, так и негативных сторон и даже опасностей, происходит значитель­ное расширение горизонтов международного налогового планирования хозяй­ствующих субъектов, что позволяет им успешнее решать задачи повышения эф­фективности своей финансово-хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что при глобальном налоговом планировании не следует ориентироваться только на «налоговые гавани», так как компании с хорошо по­ставленным международным налоговым планированием имеют возможность применять пониженные налоговые ставки по сравнению с действующими в их стране, размещая свой бизнес в соответствующих юрисдикциях.

Тенденции международного налогового планирования и оффшорный бизнес.

Рассмотрим определение международного налогового планирования:

Международное налоговое планирование - это выбор между различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств (Кашин В. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998, с. 303.);

Международное налоговое планирование - допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возни­кающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности (Шаталов С. Налоговый кодекс РФ и проблемы налогового законодательства // Бухгалтерский учет, 2002 № 4, с.131-132.);

Международное налоговое планирование - создание схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансо­вых операций (Горбунов А. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом. М.: Анкил, 2000, с.11).

Международное налоговое планирование как составная часть кор­поративного налогового планирования — это процесс систематического исполь­зования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при про­ведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов (Налоговое планирование / Е.Вылкова, М.Романовский.- СПб.: Питер, 2004, с. 175).

Результатом данного налогового планирования является совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъ­екта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответ­ствии с принципом резидентства.

Задачей международного налогового планирования является:

1. учет всех нало­гов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элемен­тов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.),

2. изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов (в том числе и на репатриацию доходов),

3. эффективное использование различных способов урегу­лирования международного двойного налогообложения,

4. максимизация глобаль­ного дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного нало­гового бремени.

Особенностью корпоративного международного налогового планирования является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспре­деления прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.

В экономической литературе существует мнение, что по уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на 2 большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью (Сутырин С., Погорлецкий А. налоги и налоговое планирование в мировой экономике, М.: Полиус, 1998, с.28-29.):

1) юрисдикции с высокими налогами;

2) юрисдикции с либеральным налогообложением.

Во второй группе «юрисдикции с либеральным налогообложением» существуют образования и территории, называемые налоговыми гаванями или налоговыми убежищами, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налог на прибыль.

Разберем более подробно эти определения:

Налоговые гавани и Налоговые убежища – это небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и других льгот. Иногда пониженное налогообложение распространяется только на некоторые виды доходов; в Люксембурге существует льготный налоговый режим для банков; в Швейцарии и Лихтенштейне - для холдинговых, посреднических и торговых компаний; на Багамских островах - полное освобождение от подоходного налога. От центров " оффшор" налоговые гавани отличаются тем, что льготы здесь распространяются не только на иностранные, но и на местные компании. Всего в мире насчитывается более 70 налоговых гаваней.

Налоговые оазисы - территорию в пределах одного государства, на которой действует льготный порядок налогообложения (это порты, экономические зоны, зоны свободного предпринимательства).

Необходимо использовать эти два понятия, так как они показывают различия правовых источников формирования льготных налоговых режимов: международное право – в случаях налогового убежища; национальное право – в случае оазиса.

В определение «налоговые оазисы» появилось еще два неизвестных понятия «зоны свободного предпринимательства» и «экономические зоны». Рассмотрим их более подробно:

1. Экономическая зона - Прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права.

2. Свободные экономические зоны - Специальные экономические зоны (зоны свободной торговли, зоны свободного или совместного предпринимательства и т.д.), ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

Такие зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-технических проблем.

Условно могут быть разбиты на следующие виды:

а) свободные торговые зоны, вольные порты, беспошлинные склады и т.д. - базируются на смягчении таможенных пошлин;

б) экспортные промышленные зоны - базируются на применении льготного таможенного и налогового режима, в том числе и для иностранного капитала;

в) банковские и страховые зоны - основаны на льготном режиме осуществления этих операций;

г) технологические зоны (технополисы) - обеспечивающие на основе применения льгот разработку и внедрение современной технологии;

д) комплексные зоны (свободные города, особые зоны) - ставящие перед собой широкие задачи и использующие элементы разных видов зон.

Отличительной особенностью свободных экономических зон может быть, например, изолированность от остальной территории страны (въезд через пропускные, а провоз товаров - через таможенные пункты).

Так же можно предложить другую классификацию по принципу территориальности на международные и внутренние.

Можно выделить следующие ее типы:

1. Зоны свободной торговли – региональные группировки капиталистических и развивающихся стран, в рамках которых осуществляется беспошлинная торговля.

2. Промышленно-производственные зоны.

3. Технико-внедренческие зоны.

4. Сервисные зоны или зоны услуг.

5. Комплексные зоны.

Теперь целесообразно рассмотреть оффшорные зоны и сопутствующие с ним понятия:

Оффшорная компания - иностранная компания, зарегистрированная в оффшорном центре.

Оффшор - (От англ. off-shore - вне берега). Финансовые центры оффшорного бизнеса (режима), привлекающие иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот, уменьшая или полностью исключая налогообложение доходов иностранных компаний, зарегистрированных в стране расположения центра.

Оффшорная зона - Зона (территория, государство) с очень низким уровнем налогообложения, а иногда и безналоговая зона. Регистрация предприятий в этих зонах позволяет минимизировать налоговые платежи. К числу наиболее известных оффшорных зон относятся Сингапур, Мальта, Кипр, Гибралтар, Макао, Панама, Багамские и Каймановы острова и др. Это одна из разновидностей свободных зон и относится к сервисным зонам.

Использование оффшорных зон для регистрации предприятий позволяет расширить степень региональной диверсификации их деятельности до международной. При осуществлении международной диверсификации деятельности выбор конкретной оффшорных зон зависит от специализации и целей хозяйственной деятельности налогового режима в ней, уровня развития коммерческой инфраструктуры и других условий. Привлекательность открытия оффшорных компаний и фирм состоит не только в возможности уменьшения налоговых платежей, но и в обеспечении визовой поддержки государством предприятий.

Оффшорные центры - Государства, предоставляющие льготы в области финансово-кредитных операций с целью привлечения иностранных капиталов. Все операции производятся только в иностранной валюте.

Следует отметить, что термин «оффшорный» не является официальным в деловом мире, а используется для упрощения определения тех компаний, которые отвечают следующим условиям:

• принадлежат нерезидентам страны регистрации;

• не имеют реальных офисов в стране регистрации и управляются из-за рубеж.

• не имеют права извлекать доходы из местных источников и по этой причине не являются конкурентами для местных компаний;

• не подлежат в стране регистрации никакому налогообложению;

• сдают только минимальную юридическую отчетность, финансовой отчетности нет;

• ежегодно платят некоторую пошлину за продление регистрации.

Зарождение такого явления, как оффшорный бизнес, произошло после Второй мировой войны, когда развитие деловых отношений потребовало создания более прогрессивных форм бизнеса, в первую очередь финансового.

Оффшорные компании выступают базой для перевода капиталов путем учре­дительских операций.

Обобщая методы работы оффшорных фирм, необходимо помнить о том, что определенные налоговые оазисы предоставляют привилегии для некоторых опре­деленных видов бизнеса: судовладения, распоряжения недвижимостью, иннова­ционной деятельности, банковским и финансовым компаниям, холдингам и т. д.

Методы и технологии оффшорного бизнеса в настоящее время становятся все более разнообразными. В оффшорных схемах в настоящее время задействованы не только предприятия корпоративного типа, но и другие организационно-право­вые формы бизнеса: предпринимательское партнерство, компании с ограничен­ной ответственностью, а также некоторые комбинированные формы. В настоя­щее время оффшорный бизнес активно осваивает операции инвестиционного и эмиссионного характера.

Механизм международного финансового планирования состоит в создании оффшорных убежищ капитала, направлении капиталов и доходов по оптималь­ным налоговым маршрутам, использовании трансфертных цен во внутрифирмен­ных внешнеторговых операциях.

Таким образом, в современных условиях международное налоговое планиро­вание должно осуществляться в рамках действующей системы ограничений. Для этого формируются специальные «каналы» для международных переводов ка­питалов и доходов от них. Разрабатываются схемы валютного хеджирования за­рубежных финансовых активов, организуется управление временно свободными остатками и резервами зарубежных фирм. Ресурсы концентрируются на счетах компаний и банков в максимально благоприятных с налоговой точки зрения и по­литически стабильных юрисдикциях. Механизм международного планирования финансовых операций интенсивно осваивается и российским бизнесом.

В мировой деловой практике выработано большое количество корпоративных схем и организационных методов, обеспечивающих оптимальное проведение за­рубежных операций.

Таким образом, в ходе организации международных финансово-инвестицион­ных операций создаются дочерние компании двух типов:

• оффшорная компания. В качестве конечных и начальных пунктов междуна­родных «транзитных» схем обычно выступают «классические» оффшорные фирмы.

• компания в «промежуточной» юрисдикции. Они размещаются в странах, от­носящихся к категории юрисдикции с умеренной системой налогов, где со­зданы привилегии для компаний, специализирующихся на «транзитных» и инвестиционных операциях в интересах материнской фирмы.

В международном корпоративном планировании широко применяются офф­шорные страховые компании различных типов. Оффшорный бизнес предоставляет возможность развивать как собственно страховую деятельность, так и про­водить страховые операции в целях налогового и финансового планирования материнской компании. Международные страховые операции — перспективное направление развития российских страховых фирм. Внутрифирменную оффшор­ную страховую или перестраховочную компанию может открыть любое россий­ское предприятие.

Сложность проблем международного налогового планирования обусловлива­ет необходимость автоматизации их решения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.