Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлению в Эрмитаже. 1.Искусство Италии XVIIIв.:






1. Искусство Италии XVIII в.:

— произведения Себастьяно Риччи, Джованни Баггисты Пья-
цетта — живописцев классической и барочной линии развития в
искусстве начала XVIII в.;

— произведения Джузеппе Марии Креспи «Смерть Иосифа»,
около 1712 г., «Автопортрет», «Таинство брака», «Сцена в погре-
бе» — художника реалистического направления. Характеристи-
ка метода Д.-М. Креспи;

— Джованни Баттиста Тьеполо — один из последних круп-
ных мастеров венецианского барокко:

а) «Похищение сабинянок», около 1720 г.;

б) живописный цикл декоративных панно для дворца вене-
цианского патриция Дольфино, около 1725 г. — «Триумф импе-
ратора», «Муций Сцевола в лагере Порсенны», «Призвание Цин-
циануты к власти диктатора», «Квинт Фабий Максим в сенате
Карфагена», «Кориолан под стенами Рима» — становление твор-
ческого метода мастера. Характер интерпретации римской ис-
тории в этих картинах. Композиционно-живописный анализ про-
изведений цикла;

— мастера ведуты в Италии XVIII в.:

а) Антонио Канале (Каналлетто) «Прием французского посла
в Венеции» — произведение одного из первых мастеров ведуты,
особенности изображения пространства, воздушной среды;

б) Бернардо Белотто «Площадь нового рынка в Дрездене»,
«Берег Пирны» — сопоставление с работами Капалетто. Натур-
ное и иллюзорное в холстах Б. Белотто;


в) Франческо Гварди «Вид площади с дворцом», «Городской
вид» — один из величайших живописцев ведуты. Образ Венеции
в работах Ф. Гварди. Среда и человек в ведутах художника.

«Пейзаж с деревьями и морем» — реалистическое и фантас-
магорическое в картинах Ф. Гварди.

2. Искусство Англии XVIII в.:

— Джошуа Рейнолдс «Великодушие Сципиона», «Амур, раз-
вязывающий пояс Венеры», 1788 г., «Геракл, удушающий змей»
— произведения мастера, оказавшего сильное воздействие на
развитие искусства Англии XVIII в. Характеристика творческого
метода Д. Рейнолдса;

— Томас Гейнсборо «Портрет дамы в голубом» («Портрет гер-
' цогини де Бофор?»), конец 1770-х годов — лирический одухотво-
ренный образ и живописная манера этого холста;

— Джордж Ромни «Портрет миссис Гри»;

— Джон Хопнер «Портрет Р.Б. Шеридана» — развитие жан-
ра портрета во второй половине XVIII в.;

— Джордж Морленд «Приближение грозы», 1791 г.;

— Джозеф Райт «Кузница», 1773 г., «Иллюминация замка
Св. Ангела», 1778 г. — пейзаж в искусстве Англии XVIII в.

3. Декоративно-прикладное искусство Англии:

— Уэджвуд. Ваза из голубой яшмовой массы в виде кувшина
с фигурой тритона, конец XVIII в.;

— блюдо из сервиза «Зеленая лягушка», фаянс, завод Уэдж-
вуда, 1773—1774 гг.;

— стул в стиле Шератон. Третья четверть XVIII в.;

— Эмплуайт. Рисунок книжного шкафа. Конец XVIII в.
Студент может строить анализ искусства XVIII в., выбирая

из предложенных памятников то, что, по его мнению, наиболее
ярко отражает картину художественной жизни Италии, Англии и
Франции XVIII в.

ТЕМА 4. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века

Основные проблемы

Европеизация русского изобразительного искусства, его свет-
ский элитарный характер. Этапы развития. Смена стилей, их
историческая соотнесенность со сменой царствований, этапами
просвещения, развитием культуры, имманентными законами ис-
торической динамики искусства. XVIII век — эпоха развития
портрета как проявление антропоцентризма в русском искус-


ств

стве: от образа человека государственного к образу личности
просвещенной.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Русском музее

1. Человек государственный в живописи и скульптуре первой
половины XVIII в.:

— бюст Петра I (вариант бронзового оригинала Б.-К. Растрел-
ли, 1723—1727 гг.), «Анна Иоанновна с арапчонком» Б.-К. Рас-
трелли. «Голова Петра» (A.M. Калло, Э.М. Фальконе). Сравни-
тельный анализ. (Динамика образа — динамика способа их созда-
ния — динамика стиля);

— парсуны «Яков Тургенев», «Андрей Бесящий», И.Н. Ники-
тин «Напольный Гетман» и «Барон Строганов». Двойной сравни-
тельный анализ от парсуны к портрету. Историческая динамика
образа человека — способа создания образа — стиля живописи;

 

— И.Н. Никитин «Петр I на смертном ложе», А. Антропов
«Портрет Петра III» — сравнительный анализ;

— русская женщина в искусстве первой половины и середины
XVIII в. (А. Матвеев «Автопортрет с женой», И. Никитин «Прас-
ковья Иоанновна», «Наталья Алексеевна». И. Аргунов «Портре-
ты Лобановых-Ростовских», жена неизвестного скульптора (архи-
тектора?), А. Антропов «Портрет статс-дамы М.А. Румянцевой»).
Характер оригинала и жанр портрета.

ТЕМА 5. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века.

ПОРТРЕТНЫЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНРЫ

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Русском музее

1. Душа и разум в русском портрете второй половины XVIII в.:

— «души таинственной приметы» в портретах Ф. Рокотова;

— «Лествица совершенства» в серии смолянок Д. Левицкого;

— «Просвещенная властительница» в живописи и скульпту-
ре второй половины XVIII в. (Екатерина II в портретах Ф. Ро-
котова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Шубина, М. Коз-
ловского);

— просветитель эпохи Просвещения в портретах второй поло-
вины XVIII в. (портреты Н.А. Львова и А.Ф. Кокоринова работы
Левицкого);


— Ф.И. Шубин — гениальный российский скульптор. Грани
души человеческой в портретах Ф.И. Шубина. Этапы его творчес-
кой биографии;

— портреты Павла I в ГРМ (живопись и скульптура);

— детский и женский портрет в русской живописи последней
трети XVIII в.

2. История в скульптуре и живописи XVIII в.:

— античные мотивы в скульптуре и живописи XVIII в.;

— библейские сюжеты в скульптуре и живописи XVIII в.;

— отечественная история в скульптуре и живописи XVIII в.

ТЕМА 6. ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
В XVIII веке

(в музее Академии художеств)

1. Академический рисунок.

2. Гравюра в Академии художеств.

3. Этюды натурщиков.

4. Ученическая скульптура.

5. Программная живопись.

ТЕМА 7. АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА XVIII века
Возможны варианты пешеходных экскурсий

Динамика архитектурных стилей. Исторические и мировоз-
зренческие предпосылки их смены. Европейские основы и россий-
ское своеобразие.

Задания студентам: общий маршрут пешеходной экскурсии;
история создания и анализ одного из памятников (моноэкскур-
сия). Эволюция планов Петербурга и их осуществление.

1. Дворец Петра I в Летнем саду (с интерьером). Зимний дво-
рец. Строгановский дворец. Академия художеств. Академия наук.

2. Петропавловская крепость. Архитектурный комплекс Эр-
митажа.

3. Строгановский дворец. Комплекс зданий РГПУ им. А.И. Гер-
цена на Мойке.

4. Строгановский дворец. Меншиковский дворец. Дворец Пет-
ра II. Двенадцать коллегий. Академия наук.

5. Смольный монастырь. Комплекс зданий Эрмитажа. Акаде-
мия наук.

6. Дворцовая набережная как архитектурное целое.


7. Экскурсия в пригород (Гатчина, Павловск, Петергоф, Цар-
ское Село, Ораниенбаум).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.