Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлению в Эрмитаже






Студент может выбрать любое произведение (одно-два), ха-
рактерное для последователей Рубенса (1-й вариант).

Другим вариантом работы может быть иная ориентация: эволю-
ция фламандского искусства в XVII столетии и выбор анализируе-
мых произведений будет обусловлен именно этим (2-й вариант).

Здесь приведен 1-й вариант работы:

1. А. ван Дейк «Мужской портрет», около 1623 г.

2. А. ван Дейк «Автопортрет».

3. А. ван Дейк «Отдых на пути в Египет» («Мадонна с куро-
патками»), начало 1630-х годов.


12-4015



4. А. ван Дейк «Портрет Иниго Джонса», начало 1630 годов.

5. Якоб Иордане «Автопортрет с родителями, братьями и сес-
трами», около 1615 г.

6. Якоб Иордане «Праздник бобового короля», около 1638 г.

7. Якоб Иордане «Пир Клеопатры», 1653 г.

8. Франс Снейдерс «Овощная лавка», между 1618 и 1621 гг.

9. Франс Снейдерс «Рыбная лавка», между 1618 и 1621 гг.

 

10. Ян Фейт «Фрукты и попугай», 1643 г.

11. Ян Фейт «Заяц, фрукты и попугай», 1647 г.

12. Андриан Браувер «Деревенский шарлатан (извлечение
камня глупости)», около 1625 г.

13. Андриан Браувер «Сцена в кабачке».

14. Давид Терние Младший «Деревенский праздник», 1646 г.

15. Давид Терние Младший «Крестьянская свадьба», 1659 г.

16. Давид Терние Младший «Пастушок и пастушка»

ТЕМА 3. КЛАССИЦИЗМ. ТВОРЧЕСТВО Н. ПУССЕНА
Основные проблемы

Классицизм как явление художественной культуры XVIII в.
Абсолютизм и классицизм во Франции. Теоретическое насле-
дие Пуссена и его творческая практика. Образ античности в
творчестве Никола Пуссена. Теория модусов в художественной
практике Пуссена. Пластическая система классицизма (Пус-
сен—Лоррен).

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Произведения Н. Пуссена — мастера классицизма:

— «Венера, Фавн и путти», 1630 г. — одно из ранних произве-
дений художника, становление принципов классицизма. Освоение
опыта классического искусства (античность, Возрождение). Харак-
теристика пространственно-композиционной структуры картины;

— «Битва израильтян с амалекитянами», около 1624 г. — те-
ория модусов Пуссена и анализ композиции этой картины в дан-
ном аспекте;

— «Снятие с креста», около 1630 г. — особый «пуссеновский»
характер трактовки евангельской истории. Христос и образ идеаль-
но-возвышенного героя. Сравнительный анализ двух произведений:
«Снятие с креста» Рубенса и одноименного холста Пуссена — раз-
ные стилистические концепции;


— «Танкред и Эрминия», 1630 г. — произведение «тассовско-
го» цикла. Идея синтеза и порядка в творчестве Н. Пуссена. Ком-
позиционное мышление мастера и творческий метод;

— «Пейзаж с Полифемом», 1649 г. — образ природы в твор-
честве Пуссена. Философский пейзаж. Образ прекрасно-велича-
вого мира. Овидий и Пуссен. Натурное и идеальное в изображе-
нии вселенной.

2. Произведения Клода Лоррена — последователя Н. Пуссе-
на: пейзажи, изображающие различные времена суток — «Утро»,
1666 г., «Полдень», 1661 г., «Вечер», 1663 г. и «Ночь», 1672 г. —
классические принципы в творчестве К- Лоррена. Элегический

арактер его холстов.

3. Реалистическая линия развития французского искусства XVII в.:

— Антуан Ленен «Посещение бабушки», 1640 г. — утвержде-
ние этической ценности;

— Луи Ленен «Семейство молочницы», 1640 г. — особый строй
холста, величаво-монументальный и одновременно осязаемо-ре-
альное бытие крестьян.

ТЕМА 4. РЕАЛИЗМ.
ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА

Основные проблемы

Буржуазно-республиканский строй, кальвинистская реформа
и ее своеобразие, в связи с этим развитие голландского искусст-
ва. Разнообразие и четкая дифференциация жанров в голландс-
кой живописи. Преобладание реалистических тенденций в изоб-
разительном искусстве Голландии. Основные этапы развития гол-
ландской живописи XVII в.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Караваджизм — одно из наиболее ярких явлений на ран-
нем этапе развития голландской живописи:

— Теодор Бабюрен «Концерт», около 1623 г.;

— Ян фан Бейлерт «Пирушка», конец 1630 г.;

— Ян Г. Бронкхорст «Пастушеский концерт», после 1650 г.;

 

— Ян Г. Бронкхорст «Веселое общество со скрипачом»,
1640 г.;

— Иоахим фон Зандрарт «Аллегория тщеславия», около 1622 г.;

— Иоахим фон Зандрарт «Аллегория гнева», 1630 г.;


12*



— Хендрик Тербрюгген «Увенчание Христа терниями», около
1622 г.; ■ ;

— Хендрик Тербрюгген «Концерт», 1626 г.;

— Герард фон Хонтхорст «Весельчак», 1624 г.;

— Герард фон Хонтхорст «Музыкантша», 1624 г.

2. Натюрморт в голландской живописи — характеристика
жанра, отражение в «предметном мире» связей бытия голланд-
ца XVII в. Композиционное мышление голландского художника.

— Питер Клас «Трубки и жаровня», «Завтрак», «Завтрак с
ветчиной», «Завтрак с рыбой», «Опрокинутый кувшин с другими
предметами на скатерти»;

— Биллем Клас Хеда «Завтрак с крабом», «Завтрак» — ран-
ний этап;

— Биллем Калф «Уголок кухни», «Двор крестьянского дома»,
«Десерт»;

— Абрахам ван Бейерен «Рыба на берегу моря», «Рыба на
столе», «Закуски», «Рыба», «Рыба в корзине», расцвет голландс-
кого натюрморта;

— Ян Давиде Хем «Плоды и ваза с цветами», «Плоды в вазе»,
«Плоды», «Омар и фрукты на столе»;

— Ян ван Хейсум «Цветы», «Цветы и плоды», завершающий
этап в этом жанре.

3. Пейзаж в живописи Голландии XVII в. основные этапы
эволюции:

— Ян ван Гойен «Пейзаж с дубом», «Конькобежцы», «Река
Маас, близ Дордрехта», «Вид на реку Маас», «Зимний вид в
окрестностях Гааги»;

— Саломон Якобе ван Рейсдаль «Пейзаж с фигурами», «Пе-
реправа на пароме в окрестностях Арнема» — ранний этап раз-
вития пейзажа;

— Якоб Изакс Рейсдаль «Домик в роще», «Дорога на опушке
леса», «Болото», «Речка в лесу», «Зимний пейзаж с сухим дере-
вом», «Лесная речка» и др.;

— Мейнхерт Хоббема «Лес» — расцвет пейзажа;

— Ян Порселлис «Море в пасмурный день», «Море с кораб-
лями в ненастный день», «Бурное море при закате солнца»;

— Ян ван де Капелле «Морской вид»;

— Биллем ван де Велде «Суда на рейде», «Тихое море с ры-
бачьими лодками», «Штиль», «Итальянский пейзаж»;

— Адам Пейнакер «Двор в итальянской деревне», «Барка на
реке при закате солнца», «Гористый пейзаж с водопадом» и др. —
поздний этап развития пейзажа;


— Пауль Поттер «Наказание охотника», «Ферма», «Молодая ко-
ровница», «Цепная собака» — пример анималистического жанра.

4. Бытовой жанр в голландской живописи. Характеристика
этого явления. Эволюция:

— Дирк Хальс «Домашний концерт», «Веселое общество в
аверне»;

— Питер Кодде «Жанровая сцена», «Художник перед
мольбертом», «Привал путников возле развалин», «Жанро-
вая сцена»;

— Биллем Корнелис Дейстер «Офицеры, играющие в трик-
тракт», «Офицеры в караульне», «Игры в карты», «Курильщик у
стола» — становление бытового жанра, интимность интонации,
повествовательность;

— Габриэль Метсю «Завтрак», «Больная и врач»;

— Ян Стен «Больная и врач», «Гуляки», «Игра в трик-трак»,
«Сцена в кабачке», «Летний праздник» и др.;

— Герард Терборх «Скрипач», «Получение письма», «Порт-
рет Катарины ван Лейнинк», «Бокал лимонада» и др.;

— Адриан Остаде «Обоняние», «Зрение», «Слух», «Вкус»,
«Драка», «Деревенский праздник», «Старушка», «Деревенские
музыканты», «Крестьянская семья», «Игра в карты» и другие;

— Питер де Хох «Хозяйка и служанка», «Военный и служан-
ка», «Концерт»;

— Якобус Врел «Старушка у камина».

Расцвет бытового жанра. Поэзия спокойного стабильного те-
чения жизни голландского буржуа. Жизнь картины в среде (ин-
терьере) голландского дома.

5. Портрет в голландском искусстве XVII в.

Раскрывая эту тему, студент может выбрать любой вариант
работы:

1-й — эволюция голландского портрета XVII в., выбор произ-
ведений будет диктоваться именно таким аспектом; 2-й — порт-
ретисты школы Рембрандта; 3-й — образ человека в портрете и
жанре голландской живописи.

— Якоб Адриане Беккер «Портрет молодого человека в фан-
тастическом костюме», «Портрет мальчика»;

— Фердинанд Бол «Портрет молодого человека», «Портрет
старушки с книгой на коленях», «Мужской портрет», «Женский
портрет», «Портрет ученого», «Портрет молодой женщины в окне»
и др.;

— Герард Доу «Ученый», «Мужской портрет», «Астроном»,
«Старушка за чтением»;


— Саломон Конинк «Старик-ученый», «Голова старика», «Уче-
ный у стола»;

— Ян Ливенс «Улыбающийся старик», «Портрет старика»;

— Николай Мае «Мальчик в окне», «Мотальщица», «Портрет
молодой женщины»;

— Карел ван Дер Плейм «Портрет старика с очками в руках»;

 

— Карел Фабрициус «Этюд мужской головы»;

— Говерт Флинк «Портрет молодого человека с перчаткой»,
«Мужской портрет»;

— Бартоломеус ван дер Хлест «Женский портрет»;

— Герард Терборх «Портрет молодой женщины», «Портрет
молодой женщины с жемчужиной» и др.;

— Каспар Нетшер «Мужской портрет», «Портрет Марии
П. Стюарт»;

— Франс Хальс «Портрет молодого человека с перчаткой»,
«Мужской портрет».

6. Картины с библейско-мифологическим сюжетом. Истори-
ческий жанр.

Студент выбирает те произведения, которые, на его взгляд,
характеризуют наиболее полную и разнообразную жизнь истори-
ческого жанра в живописи XVII в.

— Абрахам Блумарт «Пейзаж» (Отдых на пути в Египет),
«Пейзаж с пророком Илией», «Пейзаж с Товием и Ангелом»;

— Леонард Брамер «Поклонение волхвов», «Изгнание торгу-
ющих из храма», «Обращение Савла» и другие;

— Адриан ван Остаде «Сарра вводит к Аврааму Агарь»,
«Изгнание из рая», «Положение во гроб», «Лот и его дочери»,
«Святое семейство» и другие;

— Хендрик Голциус «Крещение», «Адам и Ева»;

— Питер Ластман «Авраам на пути в Ханаан», «Благовеще-
ние», «Вирсавия за туалетом», «Авраам и три ангела» и другие;

— Герард де Лересс «Жертвоприношение», «Агарь в пусты-
не», «Минерва и Музы»;

— Питер Франс де Граббер «Святое семейство», «Брак в Кане
Галилейской».

ТЕМА 5. РЕАЛИЗМ. ТВОРЧЕСТВО РЕМБРАНДТА

Основные проблемы


Образ человека в творчестве Рембрандта. Библейская исто-
рия в произведениях художника. Творческий метод мастера. Рем-
брандт и его школа.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.