Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И Государственного Эрмитажа






1. Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии
и Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы АН
СССР. 1956. Т. 12.

2. Алпатов М.В. Вариант иконы «Битва новгородцев с суз-
дальцами» // Памятники культуры. Новые открытия. Письмен-
ность. Искусство. Археология / Ежегодник-1975. М., 1976.

3. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живо-
писи. М., 1963. Т. 1—2.

4. Государственный Русский музей: К 80-летию со дня откры-
тия. Выставка новых поступлений. Древнерусское искусство. Ка-
талог / Научн. ред. В. Лаурина. Л., 1978.

5. Дмитриев Ю. Строгановская школа живописи // Всеоб-
щая история искусства. М., 1955. Т. 3.

6. Живопись домонгольской Руси: Каталог. М., 1974.


7. Живопись древней Руси XI — начала XIII вв. Мозаики,
фрески. Иконы. Л., 1982.

8. Искусство строгановских мастеров в собрании Русского
музея: Каталог выставки, Л., 1987.

9. Косцова А. Культура Древней Руси VI—XV вв.: Путеводи-
тель по Эрмитажу. Л., 1968.

 

10. Лаурина В. Две иконы Новгородского Зверина монас-
тыря. К вопросу о новгородской иконописи первой половины
XIV в. // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964.
Вып. 8.

11. Лаурина В. Иконы Борисоглебской церкви в Новгороде.
К вопросу о новгородской иконописи второй половины XIV в. //
Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1968. Вып. 9.

12. Лаурина В. Новгородская иконопись конца XV — начала
XVI в. и московское искусство // Древнерусское искусство. Ху-
дожественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств
XIV—XVI вв. М., 1970.

13. Лелекова О. О составе иконостаса Успенского собора Ки-
рилло-Белозерского монастыря // Сообщения Всесоюзной цент-
ральной научно-исследовательской лаборатории по консервации
и реставрации художественных ценностей Министерства культу-
ры СССР. М., 1971. Вып. 26.

14. Лелекова О. Пророческий ряд иконостаса Успенского со-
бора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения Всесоюз-
ной центральной научно-исследовательской лаборатории по кон-
сервации и реставрации художественных ценностей Министер-
ства культуры СССР. М., 1973. Вып. 28.

15. Лихачева Л. Икона «Никола в житии» из погоста Озерево //
Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1974. Вып. 10.

16. Перцев Н. О некоторых приемах изображения лица в древ-
нерусской станковой живописи XII—XIII вв. // Сообщения Госу-
дарственного Русского музея. Л., 1964. Вып. 8.

17. Перцев Н. Икона Николы из Любони // Сообщения Госу-
дарственного Русского музея. Л., 1965. Вып. 9.

18. Подобедова О. Московская школа живописи при Иване IV.
Работы в Московском Кремле 40—70-х гг. XVI в. М., 1972.

19. Порфиридов Н.Г. Два сюжета древнерусской живописи в их
отношении к литературной основе // Труды отдела древнерусской
литературы Института русской литературы, Л., 1966. Вып. 22.

20. Порфиридов Н.Г. Два произведения новгородской станко-
вой живописи XIII в. // Древнерусское искусство. Художествен-
ная культура Новгорода. М., 1968.


11-4015



21. Пречистому образу твоему поклоняемся. Образ Богомате-
ри из собрания икон Русского музея. СПб., 1994.

22. Русский музей. Живопись, Л., 1975.

23. Русский музей. Иконы из собрания Русского музея. М.,
1970.

24. Русские древности. Из собрания Государственного Рус-
ского музея: Краткий иллюстрированный каталог, Л., 1988.

25. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского мона-
стыря // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964.
Вып. 8.

26. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 г. мастера Алексы
Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.,
1975.

27. Смирнова Э.С. Отражение литературных произведений о
Борисе и Глебе в древнерусской станковой живописи // Труды
отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1958. Т. 15.

28. Сто икон из Фондов Эрмитажа. Л., 1987.

II ЭТАП: АНАЛИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

На первом этапе обучения студент анализировал одно произ-
ведение искусства. Лишь изредка, по желанию, он мог получить
более сложное задание опережающего характера — сделать по-
пытку сопоставления двух произведений (например, «Троица вет-
хозаветная» — работы неизвестного псковского мастера XVI в. и
Симона Ушакова — царского изографа XVII в.). Теперь перед
ним ставится более сложная задача: сравнение и сопоставление
двух или нескольких памятников искусства.

По какому принципу строить эти сопоставления? Решений
здесь может быть очень много, и студент должен уметь находить
их самостоятельно. Приведем некоторые рекомендации.

Во-первых, возможно сопоставление двух или нескольких ра-
бот одного автора для того, чтобы проанализировать развитие
метода, стиля или жанра. Например, для сравнения можно выб-
рать живописные полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Бе-
нуа» и «Мадонна, Литта», обратиться к портретам в творчестве
П.П. Рубенса или Рембрандта, пейзажам Я. Рейсдаля или на-
тюрмортам Питера Класа.

Во-вторых, применяется и противоположный подход: сравне-
ние работ разных мастеров, но написанных в одной стилевой сис-
теме, что позволяет достаточно отчетливо проанализировать инди-


видуальность художника. Плодотворным в этом аспекте будет вы-
бор произведений П. Рубенса и Ван-Дейка, А. Остаде и Г. Метсю.

В-третьих, можно обратиться к памятникам одного периода, но
разных художественных центров или школ. Продуктивным в этом
плане будет сравнение, например, произведений флорентийской и
венецианской школы ренессансной эпохи: «Мадонна с младенцем»
школы Вероккио и «Мадонна с младенцем» Чима де Конельяно.

Не менее интересным представляется сравнительное истолко-
вание холстов голландских и фламандских мастеров XVII столе-
тия, немецких и итальянских художников XV—XVI вв.

В-четвертых, анализ двух или группы произведений, объеди-
няемых по сюжетно-тематическому принципу. Например, «Образ
Св. Себастьяна» в искусстве XV—XVI вв., «Несение креста» Ти-
циана и Себастьяно дель Пьомбо, «Образ мадонны в искусстве
XV—XVII вв.». Достаточно эффективным является опыт сравни-
тельного анализа работ, созданных на одной сюжетной основе, но
написанных в разных стилевых тенденциях: «Снятие с креста»
кисти П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта.

В-пятых, действенным для понимания языка пластического
искусства является сопоставительный анализ памятников изоб-
разительного и литературного творчества. Здесь могут быть при-
менены разные решения: литературные «параллели», поэтичес-
кие соответствия, поэтические рефлексии. Чтобы убедиться в при-
влекательности такого сравнительного истолкования, обратитесь
к сонетам Ф. Петрарки, чтобы острее ощутить ростки ренессанс-
ной культуры в произведении Симоне Мартини «Мадонна».

Прочитав сонеты Микеланджело, написанные им в последние
годы жизни, студент значительно глубже и тоньше поймет смысл
его творения «Скорчившийся мальчик».

Каждый из вас найдет свой способ сравнительного искусство-
ведческого анализа, но все эти решения необходимы для того, чтобы
установить контакт с произведением искусства и друг с другом.

В связи с тем что обучение на втором этапе предполагает более
сложную систему «взаимоотношений» с памятником искусства, воз-
никает потребность несколько иной организации работы в музее.

На раннем этапе учебы в музее преподаватель служит неким
связующим «звеном» между участниками семинара, выполняя
функции и «режиссера» и «дирижера», иногда и участника семи-
нара, и, конечно, строгого ценителя и зрителя. Но на следующем
этапе на роль «режиссера» выбирается студент, который теперь
следит не только за распределением ролей, т. е. тем выступлений,
но и стремится к тому, чтобы все действующие лица взаимодей-


U*



21. Пречистому образу твоему поклоняемся. Образ Богомате-
ри из собрания икон Русского музея. СПб., 1994.

22. Русский музей. Живопись, Л., 1975.

23. Русский музей. Иконы из собрания Русского музея. М.,
1970.

24. Русские древности. Из собрания Государственного Рус-
ского музея: Краткий иллюстрированный каталог, Л., 1988.

25. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского мона-
стыря // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964.
Вып. 8.

 

26. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 г. мастера Алексы
Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.,
1975.

27. Смирнова Э.С. Отражение литературных произведений о
Борисе и Глебе в древнерусской станковой живописи // Труды
отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1958. Т. 15.

28. Сто икон из Фондов Эрмитажа. Л., 1987.

II ЭТАП: АНАЛИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

На первом этапе обучения студент анализировал одно произ-
ведение искусства. Лишь изредка, по желанию, он мог получить
более сложное задание опережающего характера — сделать по-
пытку сопоставления двух произведений (например, «Троица вет-
хозаветная» — работы неизвестного псковского мастера XVI в. и
Симона Ушакова — царского изографа XVII в.). Теперь перед
ним ставится более сложная задача: сравнение и сопоставление
двух или нескольких памятников искусства.

По какому принципу строить эти сопоставления? Решений
здесь может быть очень много, и студент должен уметь находить
их самостоятельно. Приведем некоторые рекомендации.

Во-первых, возможно сопоставление двух или нескольких ра-
бот одного автора для того, чтобы проанализировать развитие
метода, стиля или жанра. Например, для сравнения можно выб-
рать живописные полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Бе-
нуа» и «Мадонна, Литта», обратиться к портретам в творчестве
П.П. Рубенса или Рембрандта, пейзажам Я. Рейсдаля или на-
тюрмортам Питера Класа.

Во-вторых, применяется и противоположный подход: сравне-
ние работ разных мастеров, но написанных в одной стилевой сис-
теме, что позволяет достаточно отчетливо проанализировать инди-


видуальность художника. Плодотворным в этом аспекте будет вы-
бор произведений П. Рубенса и Ван-Дейка, А. Остаде и Г. Метсю.

В-третьих, можно обратиться к памятникам одного периода, но
разных художественных центров или школ. Продуктивным в этом
плане будет сравнение, например, произведений флорентийской и
венецианской школы ренессансной эпохи: «Мадонна с младенцем»
школы Вероккио и «Мадонна с младенцем» Чима де Конельяно.

Не менее интересным представляется сравнительное истолко-
вание холстов голландских и фламандских мастеров XVII столе-
тия, немецких и итальянских художников XV—XVI вв.

В-четвертых, анализ двух или группы произведений, объеди-
няемых по сюжетно-тематическому принципу. Например, «Образ
Св. Себастьяна» в искусстве XV—XVI вв., «Несение креста» Ти-
циана и Себастьяно дель Пьомбо, «Образ мадонны в искусстве
XV—XVII вв.». Достаточно эффективным является опыт сравни-
тельного анализа работ, созданных на одной сюжетной основе, но
написанных в разных стилевых тенденциях: «Снятие с креста»
кисти П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта.

В-пятых, действенным для понимания языка пластического
искусства является сопоставительный анализ памятников изоб-
разительного и литературного творчества. Здесь могут быть при-
менены разные решения: литературные «параллели», поэтичес-
кие соответствия, поэтические рефлексии. Чтобы убедиться в при-
влекательности такого сравнительного истолкования, обратитесь
к сонетам Ф. Петрарки, чтобы острее ощутить ростки ренессанс-
ной культуры в произведении Симоне Мартини «Мадонна».

Прочитав сонеты Микеланджело, написанные им в последние
годы жизни, студент значительно глубже и тоньше поймет смысл
его творения «Скорчившийся мальчик».

Каждый из вас найдет свой способ сравнительного искусство-
ведческого анализа, но все эти решения необходимы для того, чтобы
установить контакт с произведением искусства и друг с другом.

В связи с тем что обучение на втором этапе предполагает более
сложную систему «взаимоотношений» с памятником искусства, воз-
никает потребность несколько иной организации работы в музее.

На раннем этапе учебы в музее преподаватель служит неким
связующим «звеном» между участниками семинара, выполняя
функции и «режиссера» и «дирижера», иногда и участника семи-
нара, и, конечно, строгого ценителя и зрителя. Но на следующем
этапе на роль «режиссера» выбирается студент, который теперь
следит не только за распределением ролей, т. е. тем выступлений,
но и стремится к тому, чтобы все действующие лица взаимодей-


ствовали друг с другом согласно определенному замыслу. Он же
заранее продумывает и определяет время каждого докладчика.

Студент-режиссер, конечно, должен обладать соответствую-
щими качествами, но выбор на эту роль предоставляется одно-
курсникам. Студент-режиссер может быть выбран на длитель-
ный срок, а может попробовать себя в этой роли только на одном
или двух занятиях в музее.

Семинары по истории искусства строятся по принципу диало-
га: во-первых, с произведением искусства; во-вторых, друг с дру-
гом; в-третьих, с «режиссером». Умение вести подобные диалоги
профессионально, ярко и образно необходимо художнику-педаго-
гу, поэтому и на этом этапе учебы в музее тоже предполагается
готовить одну и ту же тему, но выступать на занятии уже с до-
полнением, а диалог строить по принципу противопоставления
мнений, несхожести суждений для обретения навыков ведения
дискуссии на основе более сложного контакта как друг с другом,
так и с группой в целом.

Возрождение
(Западная Европа)

ТЕМА 1. ИТАЛИЯ.
ПРОТОРЕНЕССАНС И РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Основные проблемы

Образ человека в искусстве эпохи Возрождения. Антропоцен-
тризм художественной картины мира, обращение к античному
наследию. Представления человека ренессансного о пространстве
и времени, отражение этих представлений в творчестве.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. — Симоне Мартини «Мадонна из сцены Благовещения», XIV в.
— образ прекрасной донны в живописи и поэзии проторенессан-
сной эпохи. Сонеты Петрарки;

— любое произведение XIV в. (по выбору) студент может оха-
рактеризовать как явление, предшествующее Возрождению.

2. Произведения раннего итальянского Возрождения:

— живописные работы Фра Беато Анжелико да Фьезоле. Фрес-
ка «Мадонна с младенцем, Св. Домиником и Св. Фомой Аквинс-
ким» — образец монументального пластического стиля кватроченто;


— часть пределлы «Видение Блаженного Августина» Фра
филиппо Липпи — ренессансное видение мира, пространствен-
ная концепция;

— живописное произведение мастера школы Андреа Верок-
кио «Мадонна с младенцем» — образ вселенной в творчестве
мастера кватроченто. Природа и человек в живописи и поэзии
XV в.;

— скульптура раннего Возрождения. Произведения мастерс-
кой делла Роббиа «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестите-
лем», «Рождество», «Мадонна с младенцем». Характеристика
мышления скульптора раннего Возрождения, освоение традиций
античного рельефа, специфика майолики ренессансной эпохи;

— «Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи — кар-
тина переходной эпохи конца XV века, художественная атмосфера
двора Медичи. Театральные творения Анджело Полициано и про-
изведения живописцев Сандро Боттичелли и Филиппино Липпи;

— произведения Пьетро Перуджино «Святой Себастьян» и
«Мужской портрет».

ТЕМА 2. ИТАЛИЯ. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Основные проблемы

Образ прекрасного сильного духом человека — главное со-
держание искусства этого периода. Стремление гуманистов Ре-
нессанса постичь общие закономерности явлений жизни, вопло-
тить их в своих произведениях. Характеристика пластического
метода мастеров Высокого Возрождения.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Рафаэль Санти:

— «Мадонна Конестабиле», около 1504 г. — произведение,
воплощающее мечту о гармонии человека и природы;

— «Святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»),
около 1506 г. — особенности композиционного мышления ху-
дожника, монументально-синтетический стиль. Образ мадонны

поэзии и живописи Высокого Возрождения. Стихотворение
С. Пушкина «Возрождение».

2. Леонардо да Винчи:

— «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа»), около 1482 г.
дея познания мира. Леонардо да Винчи как ученый и худож-


ник, его представления о живописи как «внучке природы». Живо-
писный метод художника;

— «Мадонна Литта», около 1482 г. Воплощение представле-
ния художника о гармонии. Образ человека как части космичес-
кого целого в живописных произведениях Леонардо да Винчи.
Композиционный анализ картины.

3. Декоративно-прикладное искусство Италии конца XV—XVI в.:

— итальянская майолика XV—XVI вв. Чаши, блюда, тарелки
с изображением сцен из античной мифологии: блюдо и тарелка с
изображением статуи Лаокоона и Вулкана, кующего стрелы для
Амура, «Марса и Венеры, пойманных в сети Вулкана», «Персея,
освобождающего Андромеду» и другие по выбору студента;

— свадебные сундуки, античные сосуды. Отражение ренес-
сансного мироощущения в предметах декоративно-прикладного
искусства. Мастерские Фаэнцы и Урбино. Функция и технология
изготовления керамических изделий.

4. Скульптура Италии конца XV—XVI в.:

— Лоренцо Лоренцетти «Мертвый мальчик на дельфине» —
пример скульптуры Высокого Возрождения;

— Микеланджело Буонарротти «Скорчившийся мальчик», вто-
рая половина XVI в. — олицетворение ренессансного человека в
переломный момент. Черты позднего Возрождения в произведении
мастера. Его творческий метод. Сонеты Микеланджело, в которых
ощущается трагизм его мировосприятия;

— терракотовые копии произведений Микеланджело: «Опла-
кивание Христа», «Моисей», «Вечер и день».;

— портреты (скульптурные) XV—XVI вв. в собрании Эрмита-
жа (по выбору студента).

ТЕМА 3. ИСКУССТВО ВЕНЕЦИИ (XV—XVI вв.).

Основные проблемы

Венеция художественный центр Италии XV—XVI вв. Основные
особенности венецианской школы живописи, своеобразие колорис-
тической системы. Живопись и литература Венеции XV—XVI вв.
Главные этапы развития венецианской школы живописи.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Живописные произведения Венеции конца XV — начала XVI в.:


Картины Чима де Конельяно «Мадонна с младенцем» и «Бла-
говещенье». Образ природы в творчестве художника, просветлен-
ный пантеизм и новые гуманистические веяния.

2. Произведения Джорджоне де Кастельфранко — зачинате-
ля великого «золотого века» в искусстве Венеции:

— «Юдифь» — особый мир, мир субъективных, интимных пе-
реживаний, восприятие холста, основанное на поэтически-музы-
кальных ассоциациях;

— «Мадонна с младенцем в пейзаже» — образ печально-сла-
достного слияния человека с природой. Живописная манера ху-
дожника в этом произведении.

3. Произведения В. Тициана, величайшего мастера Высокого
и позднего Возрождения, в собрании Эрмитажа:

— картина «Бегство в Египет» — утверждение собственного
метода и влияние Джорджоне. Образ природы в произведении
Тициана и в литературном творчестве современников: Пьетро
Аретино и др.;

— «Портрет молодой женщины». 1530 г. — образ Тициановой
«прекрасной дамы». Атмосфера ясности духа и праздничной тор-
жественности;

— «Даная», 1550-е годы — возвышенный и убедительно ося-
зательный характер изображения. Динамика и величавый покой
как принцип композиции этого произведения;

— «Кающаяся Мария Магдалина», 1566—1570 гг. — образ
сложной психологической характеристики: чувство полноты бы-
тия, его цветения и черты трагической взволнованности. Душев-
ный конфликт Марии Магдалины и «конфликт» колорита;

— «Несение креста», «Св. Себастьян» — образ ренессансного
человека, духовно не сломленного, но испытывающего душевные
муки. Живописно-«трагическая» интонация последних произве-
дений художника.

4. Произведения Паоло Веронезе — мастера позднего Возрождения:

— «Святое семейство со Святой Екатериной», 1486 г.;

— «Диана», «Мужской портрет»;

 

— эскиз «Поклонение волхвов» — пример монументального
стиля художника, празднично-торжественного колорита;

— «Обращение Савла» — черты эпохи позднего Возрожде-
ния, напряженность, экспрессия композиционного решения;

— «Оплакивание Христа», около 1582 г. — одно из лучших
произведений Веронезе, драматичное и одновременно светло-тор-
жественное размышление художника. Колористический строй од-
ного из последних в творчестве художника холстов;


— «Воскрешение Лазаря» картина выполнена в так называе-
мой технике кьяроскуро. Анализ живописного метода мастеров
эпохи Возрождения.

5. Портрет в творчестве венецианских мастеров XV —XVI вв.
(Лоренцо Лотто, Вичеллио Тициан, Паоло Веронезе, Доменико
Каприоло, Пальма Веккио Младший).

Эту тему студенты могут обсуждать по свободному выбору.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.