Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейное собрание






В 1975 г. администрации Вандербильт Юниверси-ти пришла идея собрать всех потомков Корне-лиуса, чтобы отметить столетие университета. Их оказалось около восьмисот человек, и принадлежали они к двумстам семнадцати семействам.

• Коммодор Вандербильт

Надо сказать, что Вандербильт ради удовлетворе­ния ненасытной потребности в победах не колебал­ся в выборе средств: он хотел не только обойти кон­курентов, ему надо было вышибить их, разорить, уничтожить. Экипажи на свои суда он набирал из головорезов и забияк, каких немало в любом порту, бесстрашных в бурном море и скорых на драку ре­бят, которые всегда готовы нагнать страху на матро­сов, служащих в конкурирующих компаниях.

Так как Корнелиус понимал, что для победы ему нужно запугать своих конкурентов, то взял себе кличку Коммодор и старательно создавал о себе весьма определенное представление. Кичашийся эн­циклопедическим невежеством, ругающийся, как са­пожник, с бесподобной виртуозностью использую­щий все тонкости безукоризненно скверного воспи­тания, он производил впечатление неотесанного наглеца, которого невозможно образумить никаки­ми доводами и который ни за что на свете не отка­жется от достижения поставленной цели.

Впрочем, такая политика устрашения вполне себя оправдывала. Коммодор приобрел на побере­жье репутацию безжалостного противника, действу­ющего без зазрения совести; частенько судовладель­цы при одной мысли, что придется вступить с ним в прямую конкуренцию, предпочитали уступить и сойти с дороги этого неумолимого соперника. Ком­пания «Норт Ривер Ассошиейшн» дошла в своей уступчивости даже до того, что предложила ему ежемесячные отступные, чтобы он отказался

плавать в ее водах. Вандербильт принял предложе­ние компании, ожидая момента, когда он сможет проглотить ее...

Для него-и этим он, без сомнения, отличался от своих противников-недостаточно было занять господствующее положение на всех морских лини­ях восточного побережья. Он является одной из первых фигур «бронзового века капитализма», целью его была полная монополия. Чтобы разорить своих конкурентов, Вандербильт систематически снижает цены. Он идет на снижение коэффициента прибыльности, на невероятный риск, отказываясь страховать свои суда, снижает численность экипа­жей. Зато клиентура у него растет с головокружи­тельной быстротой, и это компенсирует, да еще с лихвой, все те жертвы, на которые он шел. Капита­листическая система, механизм которой он понимал Лучше, чем кто-либо другой, действует отлаженно.

Страхование

«Хорошие суда и хоро­шие капитаны-вот наи­лучшее страхование-, - заявил Коммодор. И еще: «Если люди могут зарабатывать деньги на страховании, то я тоже могу.. Достаточно было так думать.

• Король каботажа завоевывает океаны

Быть всего лишь королем каботажа, само собой, не устраивало Вандербильта. В его флоте появились два великолепных судна-«Клеопатра», а главное, «Коммодор Вандербильт»-таких прекрасных па­роходов нью-йоркцы еще не видели. Поселившись в «роскошном палаццо»-кошмарном строении «греко-готического» стиля из черного и розового Мрамора, возведенном у моря в окрестностях Стейплтауна, -Корнелиус мечтает о новых великих победах. В 1848 г. он мечтает захватить Тихий океан и думает о проекте судоходного канала через Никарагуанский перешеек, который позволит его судам бороздить воды двух океанов. Проект гранди­озный, в ту эпоху просто неосуществимый, и Ван­дербильт вынужден был от него отказаться, ограни­чившись перевозкой пассажиров между обоими океанами в обычных дилижансах.

Затем он обратил взгляд на Атлантический оке­ан. В те времена торговля между Соединенными Штатами и Европой бьша монополией двух судо­ходных компаний; американской «Коллинз Лайн», получавшей большие дотации от федерального пра­вительства, и английской «Кьюнард», которая так­же могла рассчитывать на щедрость британской ко­роны. Вступить в конкуренцию с двумя этими ком­паниями на их территории было явной химерой. Но ни подобные соображения, ни решительный отказ Конгресса на просьбу о предоставлении субсидий

отнюдь не обескуражили Коммодора (это было не в его характере).

Продав разом за миллион триста пятьдесят тысяч долларов все принадлежавшие ему акции «Эксессори Транзит», компании, занимавшейся перевозками между обоими океанами, он вложил все эти деньги в строительство двух пароходов - •«Вандербильт» и «Королева океанов» - превосход­нейших судов, которые тут же отправил на завоева­ние Атлантики. Методы, так помогавшие ему у американских берегов, оказались не менее успеш­ными и в открытом океане. Вступив в игру, он пред­ложил клиентам цены в два раза ниже, чем у конку­рентов. Результаты долго ждать не заставили: «Кыонард» опустила руки, что до «Коллинз Лайн», то вскоре ей остался единственный выход-про­дать свои суда, на которых отказывались плавать пассажиры, непобедимому Коммодору, причем за смехотворную цену. В 1860 г. в возрасте шестидеся­ти шести лет Корнелиус Вандербильт становится императором морей.

Биржа

Корнелиус наводил ужас не только на нью-йорк­ский порт, но и на Уолл-Стрит, где его боялись до такой степени, что зять Вандербильта Н. Б. Лебрен сочинил по этому поводу четверо­стишие: По Уолл-Стрит проходит он, как смерч, И все сметает на своей дороге. Чуть маклеры найдут себе пирог, Им Коммодор оставит только крохи.

• Железнодорожный король

Поскольку в ту эпоху лишь два океана были до­стойны интереса судовладельца! чьи амбиции гра­ничили с манией величия, у Коммодора возникли опасения, что теперь его планам положен предел. С ужасом он начал ощущать, что временами у него возникает соблазн почить на лаврах и спокойно на­слаждаться добытым гигантским состоянием... Но так как почивать на лаврах ему вряд ли бы удалось из-за бессонницы, а праздность была для него са­мой страшной пыткой, он, подобно Александру Ма­кедонскому, решил отправиться на новые завоева­ния-моря, как бы огромны они ни были, уже не удовлетворяли его аппетитов.

В те времена самой активно развивающейся об­ластью экономики было железнодорожное стро­ительство, и Корнелиус, который имел страсть к пу­тешествиям, уже давно заинтересовался им. Думая о будущем, он вкладывал деньги во многие компа­нии и даже, чтобы забить место в этом бизнесе, по­ставил своего сына Уильяма Генри во главе желез­нодорожной компании «Стейтен Айленд Рейлро-ад». В 1863 г., в разгар Гражданской войны, он ре­шил усилить свою активность в этой сфере, имея в виду достижение и здесь полной монополии. Начал он с того, что стал владельцем «Гарлем Рэйлроад» и

 

«Гадзон Лайн», а несколькими голами позже, в 1867-м, и «Нью-Йорк Сентрал». Стоит ли говорить, что и здесь он действовал с той же неудержимой энергией, как и в ту пору, когда захватывал судовые компании, и использовал не менее крутые методы. Однако два фактора, которые ему раньше и в голову не приходили, заставили Коммодора не­сколько умерить свои завоевателъские устремления. Во-первых, возраст. Он вдруг обнаружил, что уже давно не молод и что его сердце, печень, селезенка, желудок настойчиво рекомендуют чуть притормо­зить. Вторым же фактором, который, надо полагать, показался ему еще более невероятным, чем первый, было то, что на его пути оказались Джим Фиск, Дэниэл Дру, а главное, Джей Гудд - акулы еще круче и алчней, чем он, а это кое-что да значило. Вероятно, скорей от удивления, чем от усталости, он махнул рукой и отступился от намерения при­брать компанию 4Эри Рэйлроад». В возрасте вось­мидесяти лет он решил уйти на покой и предался своим увлечениям: скаковым лошадям и спиритиз­му, мода на который с легкой руки двух молодых американок распространилась по всему Новому Свету и не замедлила перекинуться на Европу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.