Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общение как взаимодействие (интеракция).






Интерактивная сторона общ. - характеристика компонентов общения кот. связ. с непоср. организацией их совместной деят., взаимодействием людей. В ходе этой совм. деят. важно (кроме обмена инфо.) организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность. Сущ. несколько теор. описывающих структуру взаимодейств. Одна из них - Щепаньского и связ. с описанием ступеней развития этого взаимод. Центральное понятие при описание соц. поведения у него - соц. связи. Она мож. б. представлена как последовательное развитие: пространств. контакта ®псих. контакта®соц. контакта®взаимодействие ® соц. отношения (взаимосопряж. системы). + транзактный анализ - регулирование отношений уч-ков взаимодейств. через регулирование их позиций, а также учета хар-ра сит. и стиля взаимодейств. Кажд. уч-ник мож. занимать 1 из 3 позиц: Родитель (Надо), Взрослый (Нало и Хочу), Ребенок (Хочу). Транзакции эффективны если позиции нос. дополн. характер (Взр-Взр) - дополнительные vs. пересек. транзакции. II Кажд ситуация носит свой стиль поведения и действийÞ 3 ур. стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманист. Типы взаимод:

 

кооперацию и конкуренцию, при этом конкуренцию в виде межличностного конфликта лучше, чем кооперацию. Шмелев вводит континуум форм взаимодействия. На полюсах – кооперация и конфронтация. Продуктивная конкуренция ближе к полюсу кооперации, чем к полюсу конфронтации. ПК – кооперативный заряд. Объединение усилий людей,... по созданию единого объекта, предназначенного для совместного использования или на продажу. Кооперация: 2 основные черты совм. деят. по Леонт: разделение единого проц. м. уч-ками и изменение деят. каждого (т. к. предмет и мотив не совпад). Конкуренция: Под конфликтом понимается противоречие в намерениях, целях, ценностях и т. д. сторон. Конфликт связан с понятием противоречия. Структуре конфликта: 1. стороны конфликта; 2. конфликтную ситуацию – объективная ситуация этого противоречия; 3. осознание конфликтной ситуации участниками, образ конфликтной ситуации (хотя бы одним из них); 4. конфликтное взаимодействие (собственно поведение) – в обыденном – понимаем только это; 5. исход (результат) этого конфликтного взаимодействия. Ф ункциях конфликта: конструктивная и деструктивная. Уровни конфликта: 1. внутриличностный; 2. межличностный; 3. внутригрупповой; 4. межгрупповой. Образ конфликтной ситуации (КС). 1. Если присутствует и реальная ситуация противоречия, и осознание – это – истинный конфликт. 2. КС есть, противоречие существует но не осознается участниками – латентный (потенциальный) конфликт 3. Объективного противоречия нет, а кому-то кажется, что есть – ложный конфликт. 4. Условный (случайный) конфликт (сражаются за ресурс, который не является единственным. 5. Неверно приписанный конфликт (когда хотя бы одна из сторон реального взаимодействия не является истинной стороной конфликта, например, руководитель ругает сотрудника за то, что он выполняет распоряжения непосредственного начальника). 6. Смещенный конфликт (за внешним поводом конфликта скрывается более глубокая истинная его причина). О стратегиях поведения в конфликте. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях (в основе – представление об ориентации человека на собственные интересы или интересы партнера - Томас): 1. собственные интересыÞ противоборство, конкуренция и борьба. 2. Ориентация на интересы партнера и собственные – высоки –Þ стратегия сотрудничества. 3. Стратегия компромисса – пожертвовать своими на уступку партнера. 4. Приспособление – ориентация на интересы партнера в ущерб собственным, 5. Стратегия ухода, избегания – стратегия ухода от конфликта.

 

Доценко: Континуум типов отношений. На левом полюсе – Я-Ты, на втором – Я-Оно – как к объекту воздействия (в первом – как к партнеру.) Содружество: другой – как самоценность, основной инструмент – согласие. Партнерство: учет целей, интересов, желаний другого человека, его личностных особенностей, основной инструмент – договор, который предполагает подспудно силовой способ контроля за отношениями. Мы договорились и договор – внешнее средство. Соперничество: возникает в ситуациях, когда партнер настолько силен, что им манипулировать невозможно. Инструмент – борьба, соревнование. Манипуляция: предполагает воздействие на партнера, цели которого (воздействия) от партнера скрыты, попытка выдать достижение собственных целей манипуляторов... Делает вид, что действует в интересах партнеров... Доминирование: открытые, насильственные способы воздействия, направленные на подавление. Исследование: 1. Выделяют т. н. аппаратурные методы... Принцип Гомеостата – зависимости людей друг от друга.

Б. Ф. Горбов, который этот принцип внедрил – производил... Приборчик – групповой сенсомоторный интегратор – выглядит как барабан с S-образной прорезью. В нее вставлен маленький штифтик и 6 ручек. Задача – провести штифтик по этой S-образной прорези. Чтобы воспроизвести – нужна согласованность участников эксперимента.... Только с выделением лидера. Другая разновидность того же метода. Через наушники сила звука регулируется, у одного больше, у другого – меньше. 2. Следующий тип методов исследования взаимодействия – игровые. Дилемма узника. Игровые методы изучения диадического взаимодействия – 2 обвиняемых имеют 2 варианта стратегии. 3. Экспериментальная схемы регистрации взаимодействия.

 

 

45. Что такое «вторичная проекция» психодиагноста? Чем она опасна?

 

 

46. Мышление и речь. Формирование понятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.