Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение и основные свойства внимания. Классификация видов внимания






Основные определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция). Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. 2 основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта). Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс. Внимание – наличие особой активности субъекта, оснащенной специальными средствами и связанной с усилием субъекта. В. всегда подразумевает активность, В - активная селекция; это формирование и проявление перецептивной установки на один объект при игнорировании других.; это состояние ясности и отчетливости содержания сознания; это готовность замечать ч-т. в поведении другого и реагировать на это; это направленность и сосредоточенность псих. деятельности. направленность (направленность - выбор и поддержание данной деятельности; сосредот. - отвлечение от др. деят. и углубление в данной деят.); это особ. деятельность контроля (идеальная, сокращенная, автоматиз); феноменальное и продуктю проявление работы вед. уровня организ. деятельности Þ Þ в - это всегда выбор, селекция и избирательность., а также сосредоточение и борьба с отвлеч.

Св-ва. Внимание как состояние (фиксир. полож. в кот. ч-т или к-т нах.) и как процесс (вовокупн. последоват. этапов, кот привод. к к-т. состоян) им. разн. св-ва. У вним. как состояния 4 св-ва: 1. направленность, кот. определяется областью направленности прожектора (внутр. или внеш) 2. степень (интенсивность) 3 объем (число простых впечатл. или идей осозн. четко в данный момент) 4. концентрация (сосред) здесь объем и степень нах. в обратн. зависимости. Вним. как процесс: 1. колебания - непроизв. изменения вним. 2. отвлечение - непроиз. измнение направленности, 3. сдвиги - непр. изм. объема, 4. перекл. - преднамеренное измен. направленности, 5 устойчивость - опред. частотой колеб. и сдвигов, 6. распределение - возм. направл. в. одноврем. на неск. объектов. 7. подвижность - быстрое изм. напрравл, степени, объема.

Виды:

Джеймс выделил 3 типа: 1. по объекту сознания (сенсорное и умственное); 2 аффетивное (непоср. - если объек интересен сам по себе и производное - в связи с др. объект.); 3. пассив. (мы обраш. на него внимание скорее благодаря его природе, чем силе воздейств. на к-н. прирожденное стремление и в силу этого приобр. привлекательность) и активн. \ произвольн.(всегда апперцептивно, мы делаем усилия для направл в.). Непрозв. в: главная побуд. сила не в субъекте, а в объекте и челов. вним. незав. от от сознат. целей и их частоназ. пассивн.. Типы: а. вынужденное (врожденное), выз. объектами с определ. хар-ками (интенсивность, ритмичность повторения, неожиданное); б. невольное (завис. от инд. опыта и возн. в проц. подлаживания, а объекты попад. во вним. в период при актуализ. потребности); в. привычное (зав. от целенапр. и воспит.). Произвольное: отлич. его признак - сознат. намерение обратить на ч-т. вним. а. волевое (конфликт м. выбранным объектом и тенденциями непроиз. в. Þ возник. чувство напряжения); б. выжидательное (если челов. предупр. и ждет); в. спонтанное (волевое превр. в нов. ф.).

2) другая классиф.: 1.. селективное (анализируется в услов. действ. неск. объектов. По модальностьи - зрительное....). Селективн. отл от фокусировки (мы приспосабл. к к-т. ответу, что надо делать с этим стимулом), тем, что мы сосред. на выходе на к-т. признаке. 2. распределоенное (одновр. вып действий); 3. непрерывное (длит. и монотон. задачи)

3) Другая классиф. 1) по предмет, 2) по функции, как процесс решения задачи; 3) по генезу.

(1) предметное содержание деятельности, требующей внимания. У. Джемс: виды внимания по связи с познанием: а) перцептивное внимание – наблюдательность (восприятие); б) интеллектуальное внимание – проницательность (мышление). Всякая деятельность непроизвольно сопровождается потоком сознания, которое позволяет контролировать исполнение действий – исполнительное внимание. (2) А. Смирнов: любая деятельность сопровождается мнемической направленностью. Задача: а) цель и усилие по ее достижению - непроизвольные и произвольные процессы; б) средства – непосредственные и опосредованные процессы; в) роль в процессе переработки информации (когнитивная информация) – П. Я. Гальперин: функция внимания – контроль. Внимание – движение психического контроля, автоматизированный контроль. (3) Н. Ф. Добрынин: функциональные критерии уровней развития: 1) наличие цели – непроизвольное и произвольное внимание; 2) наличие средств – непосредственное и опосредованное. Уровни: 1) пассивное (натуральное – вслед за объектом); 2) ВПФ (активность); 3) послепроизвольное (активность личности).

 

84. Развитие и формирование внимания

Два вида развития внимания: 1) естественное; 2) искусственное. Выготский: Первоначал. внимание р-ка осущ. при пом. наслед. нер. механ., организ. протекание его рефлексов по принц. доминанты. В доминантом нервном проц. заложенны органические основы внимания. У новор. есть только две доминанты - пищевая и св. с переменой полож-я. (период натурального вним.) Только потом у него появл. зрит., слуховая и др. В основе развития вним. в этот период лежит органич. процесс роста, созревания и развития нерв. аппарата и функций р-ка (аналогичен процессу эвол. развит. вним). Процессы развития вним. не прекращ. в теч. жизни и лишь происх. некот. замедление темпов. В истории разв. вним. 2 линии: натурал. и культур. Культурн. начин. тоже в сам. раннем детстве при перв. соц. контактах р-ка. Состоит в том, что р-к по мере врастания вокруж. соц. среду развивает и формирует ту основную операцию соц. поведения личности, кот. наз.. произвольным вниманием. Для того, чтобы проследить генетич. историю этих высших механизмов вним. он исп. историко-генетич. метод. Ребенок стоял перед задачей овладеть процессом своего вним. посредством внеш. стимулов. Опыт трею постоянного например внимания: вопрос®ответ, но ответ не должен содерж. двух цветов и эти цвета не дол. повтор. дважды. Но это оказ. сложным даже в 8 лет. Если же он получает карточки с цветамиÞ внутренняя операц. оказывается вынесеной наружу. Результы: различие в деятельности опосредованного и неопоср. вним. возрастает, начин. от дошкольн. возраста, достигает своего макс. в школьном а затем снова тендец. к уравнив. Внешнее опосредованное вним®ниавно-Y стадия®вторичн. вним.®зрелая деят (как у Титчнера). Произв. вним. - вращенный во внутрь процесс опосредованного вним., сам же ход этого процесса подчинен общим з-нам культурного развития и образования ВПФ. Т.е. произв. вним. появл. в рез. измен. и перестр. всего процесса под вл. внеш. стимулов-средств. Как происх. перех. от натур. к произв. вним. Взяв за основу экспер. Келлера Выгот. провел след. эксперимент: р-к должен был выбрать их 2-х стоящих перед ним чашек должен выбрать ту, в кот. был положен невидимо для него орех. Чашки были закрыть крышками (с прямоуг. разн. оттенков серого цвета Þ естественой основой влияния знаков на внимание является изменение междуцентральных отношений, катализации соотв. процессов, вызывание дополнит. рефлексов «что такое» по отношению к данному признаку.

Добрынин. В - направленность (выбор и поддерж. этой деят.) и сосредоточен. (углуб. и отсранение от др. деят) нашей Yк. деятельн. Например и сосред. м. собой взаимосв. и является сторонами 1 явления. Внимание не является вне деят. активн., а скорее ее добав. феномен. Активность личности выражается и во внимании. И наше внимание (как и активн) отличается разл. степенями и хар-рами активности: от пасивности до полной сознател. 1. крайняя степ. пассивности - вынужденное вним. из-за чрезв. сильных раздраж., экстенсивные влияния. 2. вним. вызв. соответ. раздраж. нашему внутр. состоянию, когда этот раздр. поддерж. или противор. нашим желан... 3. нет полной активности и тогда, когд авним. определенно целиком прошлым опытом, прычками (пассивное / непроизв. вним) 4. то, что связ. с сознаельно поставленными целями, что связ. с нашей волей (то, что «надо»).5. не совпад. ни с произв. ни с непроизв. - если сначала читаем книгу из-за «надо» (произв. вним.), а потом очень ей увлекаемся (непроизв.)

Гальперин В. не выступает как самостоятельный процесс (оно открывается как направленность псих. деят.); оно также не имеет своего отдельного продукта, его результат - улучшение деятельности. Однако при исслед. умственных действий иная картинна. Понимание Yк. как ориентир. деятельности означает подход к ней не со стороны явлений сознания, а с ее объективной роли в поведении. управление действием ®сопоставление с его выполнения ®контрольÞ контроль неотем. элемент психики как ориент.. деят. Деятельность контроля не имеет продукта и внимание является ф-цией контроля. Но также нельзя указать и на содержание процесса внимания. Становясь умственным дейсвтие сокраш., прибл. к дейсвию по формуле. На учч-ке сокраш-я происходит ассоциативный переход м. сохран. звеньями. Для наблюдателя этот прееход не заметен. Акт внимания - образуется тогда когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контоль = вниман., но всякое вним. = контроль. Контроль лишь оценивает деятельность, а внимание е улучшает. Св-ва вниман.: избирательность и положительное влияние на деят. с кот. оно связанно. Произв. вним. - контроль за действием, вып. на основе заранее сост. плана с пом. заранее уст ан. критериев и способов их примен. Непроизв. - тоже контроль, но контроль идущий за тем, что в предмете или обсановке бросается в глаза. Ср-во контроля здесь диктуется объектом. Но содержание деятельности внимания и здечь состоавляет контроль - за тем, что устанавливают восприятие и мышление. На основе гипотезы о внимании как о отд. псих. функции Г. объясняет и планомерное формирование вним: чтобы сформировать новый прием произ. внимания мы должны наравне с основной деятельностью дать задание проверить ее, ёуказать для этого приемы... Сначала это происходит внешне в материальной ф. - начинать следует не с вним., а с организации контроля как орпеделенного врнешнего действия, кот. далее путем поэтапной отработки доводится до умственной, сокращенной, автоматизированной ф., которая собственной и превращается в акт внимания, отвечающий новому заданию. Все конкр. акты вним. (произ. и непроизв.) - результат формирования новых умственных действий.

85. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания

Подходы к исследованию внимания: 1) структурный, 2) функциональный, 3) генетический.

(1) соотношение внимания и сознания. Классическая психология сознания. Модели сознания. Вундт: различение центра и периферии – характеристики центра сознания. Джемс: поток сознания. 3 составляющие внимания: а) познавательная, б) аффективная, в) волевая (моторная) части. (а) связь внимания с восприятием, характеристики и условия восприятия: 1) сенсорная ясность. Титченер: усиление внимания – интенсивность внимания. 2) Вундт: отчетливость – аналитический эффект внимания. Все, что не входит в поле внимания, разделяется на части, анализируется. 3) Задержка и фиксация материала – мнемический эффект, условия образования прошлого опыта. (б) Вундт: 1) переживание внутренней активности часто связано с чувством неудовольствия. 2) состояние волнения, вовлеченности в деятельность, интерес к объекту, связь с мотивацией. (В) Наличие кинестетического ощущения – мышечное чувство (чувство телесной напряженности). Компоненты ориентировочных рефлексов: изменение мимики; физиологические реакции; сосредоточение и т.д. Структурная психология: только мышечное чувство. Является ли внимание самостоятельной активностью субъекта? «Да», - Вундт. 1) внимание – состояние сознания, которое характеризуется ясностью и отчетливостью. 2) внимание – процесс, который переводит элементы с периферии к центру. Внимание - апперцепция. Основной механизм внимания – стремление к центру. Внимание – наличие произвольного усилия. «Нет», - Титченер. Внимание – атрибут сознания. Внимание – степень сенсорной ясности, различие между центром и периферией. Внимание: 1) пассивное. Непроизвольное, подчиняющееся особенностям внешнего объекта, субъект не совершает усилия – внимание утрачивает свою направленность. Беспорядочное внимание. 2) активное. Если в поле существует несколько хороших стимулов, то необходим выбор, активность субъекта. Только когнитивный аспект внимания. Первая постановка проблемы генезиса внимания. Классическая психология сознания: функции внимания – синтез сознательных впечатлений. Вундт: эту функцию выполняют субъективные элементы – чувства. Это аффективный и волевой аспекты внимания.

(2) соотношение внимания и жизнедеятельности. У. Джемс: мир для субъекта – набор хаотических воздействий. Основная функция внимания – упорядочивание этих воздействий и возможность осуществлять направленную деятельность. Внимание – избирательность потока сознания (процесс). Внимание – выражение спонтанной активности субъекта, функция которой – установление порядка восприятия впечатлений (селекция). Другая функция: сосредоточение / удержание материала в сознании за счет работы с ним. Поток сознания может замечаться субъектом – удержание материала (некоторое свойство рефлексии). Представление о механизмах внимания: механизмы приспособления к наилучшему восприятию, т.к. внимание рассматривается и в связи с его телесными проявлениями (например, усиление контроля, позы приспособления). Основной механизм внимания – преперцепция – предвосхищение восприятия материала. Виды внимания: 1) перцептивное (связь с восприятием): восприятие текущих событий и построение модели ближайшего будущего, свойство субъекта – наблюдательность, 2) интеллектуальное (связь с мышлением) – проницательность, способность ориентироваться в новых данных опыта, возможность выделить существенные атрибуты воспринимаемого материала. Внимание связано с развитием воли. Избирательность потока сознания – перебор различных впечатлений. Произвольность (волевая активность, активность «духовного Я») – выбор впечатлений. Развитие личности – развитие внимания. Развитие внимания связано с развитием всех способностей субъекта («Гений есть внимание»).

(3) соотношение внимания и общественной культуры. Т. Рибо: собственно человеческие психические функции разделены между людьми, не являются индивидуальными свойствами. Внимание – не индивидуальное свойство, т.к. неестественно для человека. Естественное состояние – полиидеизм. Внимание – моноидеизм. Управление и развитие внимания может быть только косвенным. (1) развитие внимания связано с мотивацией: присвоение социальной мотивации, внешних требований. Внимание как результат социального научения. Определение развития внешней мотивации через развитие движения – моторная теория внимания: внимание связано с набором выразительных движений, которые можно контролировать (развитие внимания). 2 плана развития внимания: 1) развитие личностной активности субъекта, 2) создание и развитие внешних средств управления внимания. 3 уровня развития внимания (Титченер: типы внимания): 1) непроизвольное (вынужденное), управляемое внешним объектом, 2) произвольное, социальное. Условие развития произвольности – диалог с другим, внимание первоначально управляется извне. 3) послепроизвольное, активность личности – высшее проявление внимания, означающее вовлеченность деятельности. Нет необходимости во внешнем требовании. Развитие внутренней мотивации субъекта, субъект мотивирован внутренним содержанием выполняемой деятельности: а) натуральная, б) социальная, в) личностная. (2) само освоение культурных предметов предполагает развитие внимания. Созданные предметы управляют психическими функциями: освоение культурного предмета формирует определенные психические качества, образование которых связано с развитием внимания. Л. С. Выготский: внимание – ВПФ, связанная с (1) направленностью и (2) возможностью удерживать в сознании определенный материал. Средства? Эксперименты. 1) гештальтпсихология: приманка для животных в коробках разных цветов – возможность реагировать на отношения предметов – наблюдательность. Выготский: необходима ситуация, в которой отношения между предметами сначала незаметны, чтобы обратить на него внимание, необходимо внешнее средство (дети, цветные коробки и указательный жест). 2) внимание и оперативная память. Игра детей, где нельзя повторяться, цветные фишки – внешние средства. Произвольность – результат овладения средствами, интериоризации. Произвольное внимание – искусственно созданное внимание, которое является опосредованным. П. Я. Гальперин: формирование умственного действия и внимания. Определение внимания как самостоятельного психического процесса. В чем специфический продукт внимания? Деятельность, ее части: а) ориентировочная – ориентация в условиях, которые обеспечивают саму возможность выполнения деятельности. Источник мыслительной активности. Б) исполнительная – внимание и продуктивность выполнения действия. В) контрольная – проверка выполнения, результата действия, связанная с использованием определенного эталона. Внимание – психический контроль. Основная функция внимания – проверка результатов действия по определенному эталону. Сначала – внешний, социальный контроль, разделен между людьми, связан с внешними требованиями. Внимание – интериоризация действия контроля во внутренний контроль. Внутренний контроль связан с наличием произвольности. 2 аспекта интериоризации: 1) сокращение (автоматизация) действия контроля, 2) молчаливый, внутренний контроль. Непроизвольное внимание – такое действие контроля, для которого эталоном является внешний объект, особенности субъекта.

Проблема существования внимания. Внимание можно объяснить путем сведения к другим психическим процессам. Гештальтпсихология: внимание объясняется закономерностями восприятия, перцептивной организацией. Особенности внешнего стимула обеспечивают избирательность внимания. Различаются процесс и его условие: внимание как процесс может быть сведено к восприятию. Внимание существует при условии наличии активности субъекта и контакта между субъектом и предметом, который он познает - эго-объектная связь. Наличие внимания – наличие специфического контакта между ними. Необходимость фиксировать результат и условие протекания внимания. В разных состояниях сознания существуют разные степени контакта с реальностью: изучение СС как способов контакта с реальностью. Выделение ИСС, связанных с разными видами психического функционирования.

Теории внимания. Основные определения внимания. В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание - процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия. Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность. Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция).

Моторная теория внимания. Рибо: внимание – сознательное состояние относительного моноидеизма, сопровождаемое и обеспечиваемое движениями или их задержкой. Теория Рибо: 1) внимание и активность личности, воспитание и внимание. Н. Ф. Добрынин: внимание – направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности. Направленность – выбор деятельности и поддержание его, сосредоточенность – углубление в данную деятельность и отвлечение от других. 2) развитие внимания – формирование внимания. Внешние и внутренние средства управления вниманием. Выготский: внимание – ВПФ. П. Я. Гальперин: внимание – функция психического контроля. Проблема существования внимания как предмета науки. 1) внимание – свойство любой деятельности. 2) внимание – часть другого процесса. Опасность редукции. 3) трудно зафиксировать продукт внимания – неспецифическая продуктивность. В практике внимание как проблема усилия субъекта, внимание – особое его способность (внимательность).

Гештальтпсихология (Коффка, Келер). 1) против Вундта. Для выделения фигуры на фоне апперцепция не нужна, так как здесь действуют законы перцептивной организации. 2) Против Титченера. Активность субъекта существует, она необходима как связь субъекта с объектом. Если сила исходит от объекта, то это сенсорное внимание. Если нет, то сила Я – интеллектуальное внимание. Возможные состояния эго-объектной связи: 1) объект диктует законы восприятия, исходная заданность связи, связь по природе; 2) объект не однозначен, не устойчивость связи и столкновение эго с проблемой «что это такое?»; 3) эго удерживает объект, выделяет все новые его свойства (Рубинштейн: «вычерпывание свойств»). В актуал-генезе внимания происходит радикальное изменение субъекта.

См. 86

86. Исследования внимания в когнитивной психологии.

Два подхода: 1) внимание как селекция; 2) внимание как усилие.

(1) внимание как селекция. Эксперименты К. Черри: человек как приемник информации, осуществляемый отбор разных ее потоков. Релевантные (значимые) и нерелевантные потоки. Свойства приемника: 1) настройка на релевантный канал; 2) выделение и усиление сигналов на фоне – способность принимать решение, перекодирование информации. Две основные гипотезы: 1) определение возможных характеристик стимула, который используется для выделения сообщения. Возможные критерии: а) направление источника звука; б) особенности голоса; в) темп сообщения – частота структурных единиц; г) синтаксис; д) содержание. 2) определение судьбы отторгнутых сообщений. Методики предъявления материала: а) бинауральное предъявление: одинаковое сообщение по нескольким каналам; б) дихотическое предъявление. Инструкция: а) нейтральная; б) прислушиваться к одному сообщению; в) повторять информацию релевантного канала. Результаты: 1) варьирование характеристик стимула при бинауральном прослушивании. Большие трудности в выполнении инструкции. Испытуемый ориентировался на различие в вероятностной структуре сообщения, если испытуемый записывает, то задача выполнима. Вывод: на ранних этапах приема информации физические характеристики стимула значимы. 2) повторение релевантного сообщения при дихотическом прослушивании. Из нерелевантного сообщения в отчет попадают стимулы с грубыми физическими характеристиками. Вывод: на ранних этапах приема информации физические характеристики стимула во многом определяют его (прием).

Бродбент: ЦНС прдставляет собой канал передачи инфо с ограниченной емкостью.. Канал - проводник переноса сенсорных сообщений такого класса, кот. может быть отвергнут или отобран для дальн. перераб. Внимание по Б. выполняет ф-цию селекции и представляет собой спец. фильтр, располож. на ранней стадии приема и перераб. инфо. Þ это теория ранней селекции. 2 стадии прер. инфо. На 1 одновремено перераб. и хранится в теч 2 сек. вся входящяя инфо. Анализ стимуляции здесь только в выделении физ. признаков, различ. отд. каналы поступления инфо. Кратковременное хранилище не = КП, а предст. собой скорее СР. Дальнейшая прераб. происх. на 2 стадии, т.е в сис-ме Р. Фильтр защищает систему от перегрузок, позволяет только релевант. стимуляции войти. Далее либо в блоки ответа и хранения или в возвращатся по петле обратн. связи и вновь прокруч. на Р. Работу модели можно пояснить на эксп. на расщепленное внимание: дихотич. предъявл. последов. из 3 пар цифр. Одна из пар подавалась н а1 ухо а одновр. с ней на 2 - вторая. 1 пара в сек. Сразу после предъявления - отчет. Все 6 цифр только в 65 % проб, причем в большинстве случ. поканально. Если увелич. до 4 пар - падение продуктивности. Исп. 2 группы отчитывались в порядке дейсвительного поступления 3 пар. Правильные - полные ответы, в кот. ни одна из цифр последующ. пары не была записана прежде предыд. пары. Варировали скорость подачи. Продукт. на всок. скоростях (0.5 -1 сек. интервал) = 15 %. НО даже при скорости 1.5 - 2 сек. их продуктивность была < чем у первой группы. Объяснение с пом. модели: система выделяет 2 канала стимуляции, но она не может это делать II. Факт поканального воспроиз. говорит о том, что в сис-ме Р вначале перераб. инфо с 1 уха. Фильтр сначала отбирает канал одного направл., а инфо. с др. канала ® во времен. хранилище. Увеличение t задержки снижало вероятн. их воспроизв.

Трейсман. Ее исследование: дихотич. предъявл. текст со сдвигом в неск. сек. Испыт. долны были вторить сообщ. по релевант. каналу. Если вторимое сообщение опережало сообщ. из нерелев. канала > 10 сек. Þ ничего не могли сказать о нерелев.; если 5-6 Þ они одинаковыеÞ существ. разл. временная емкость систем хранения инфо на предвним. и перцептивн. стад. Даже есл исообщ. подавались на 2 языках Þ тоже самое. Þ сообщения сравн., предполагающей выделение и знание хар-рок и знач. слов, а не звуков. Отличие ее теории от Бродбента: инфо не блокир. полностью а лишь ослабляется на ранней стади анализа; вводится система механ. селекции на стадии восприятия, происх. до момента идентиф. Но как и у Б. селекц. нужна для предотвращ. перегр. системы восприятия, на ранних стад. перер. стимуляции

Дойчи: все сигналы проходят полную переработку. Селекция происходит на этапе опознания. Уровень важности является критерием фильтра, опознания, идентификации. Дойчи поставили под сомнение мех. ранней фильтрации: огранич. в сис-ме перераб-ки лежат на стадии осознания. Селекция происх. после семант. анализа всех знаковых стимулов. В целом их модель похожа на Трейсман, если искл. аттентуар и провести входные линии прямо к словарю. Каждый сигнал перераб. полностью, а реш. значение для послед. активации игр. степень этой активации. Проблема - оперативный и быстрый отбор наиболее значимых сигналов. Выбор единицы проводится путем попарного сравнения по параметру важности. Это происходит на выходе системы опознания. Отбирается наиб. значимая - В, уровень активации которой задает порог (I). Переход отобранного стимула на след. стадию прераб. завис. от активации ЦНС (X Y Z). И после отбора происходит качеств. новый этап осознания пост. инфо. Þ модель селекции т. внимания. Гипот. Дойчей легла в основу исследов. на проверку т. о полной перераб. нерелев. сообщ. Экспер. Лоссон (о существ. хранил. словарн. един., активируемых входной инфо, кот. участв. также и в сит. свободн. порожд. высказ). Исп. просили в теч. 1 мин. непрерывно говорить на темы заданные рисунком. Парал. им (в кач-ве нерелев. канала) предъявл. отрывки прозы. Но влияния нерелев. не обнар. Она продолжила: исп. в кач-ве нерел. список эмоц. знаачим. слов. (1 мин. - отрывок романа, а на 2 - слова с полож. окраской, на 3 мин- слова с отриц. окраской). После пробы- тест на узнавание слов. Тест на узнавание слов показал, что припом. эмоц. значим. слова чаще.

(2) внимание как усилие. Д. Канеман: модель ограниченного ресурса внимания. Распределение усилий при решении нескольких задач: чем больше требуется усилий, тем меньше запас мощности.

Эксперимент с двойной задачей: при увеличении количества задач, количество ошибок увеличивается. По их распределению можно сделать вывод об усилии вкладываемом в задачу. Предъявление цифр с частотой (1 сек). Испытуемый должен сразу прибавить один и дать ответ. Дополнительная задача: опознание буквы среди пяти букв за одну секунду. Две задачи: 1) переработка цифровой информации; 2) идентификация букв, индикатор усилия – диаметр значка. Мотивирование к выполнению основной задачи. Результаты. 1) усилие применялось, энергия расходовалась, задача была основной. 2) запас мощности ограничен, на пике принятия решения он практически исчерпан. 3) ширина зрачка – показатель усилия.

 

38. Психология отрочества.

Подростковый возраст (11-15 лет). Пубертатный кризис (затянувшийся кризис). Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме (гипофиз и щитовидная железа). Активизация и сложное взаимодействие гармонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Измение роста веса, пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Перепады самочувствия и настроения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение.

Формируется новый образ физического «Я». Появляется взрослая логика мышления (формальная логика), интеллектуализация всех остальных психических функций (восприятие, память), развитие воображения (творческого).

Основные изменения в личностном плане.

- Личностная нестабильность. Противоположные черты стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя потиворечивость характера и поведения взрослеющего ребёнка.

-Эмоциональная лабильность (смена настроений).

- Падает уровень самооценки (личностная рефлексия самоанализ), самооценка зависит от мнения окружающих (колебание саооценки).

- Поведение зависит о мнения окружающих, от сверстников.

- Делинквентное поведение (неправомерное).

- Нет мировоззрения.

Мотивация: потребность в общении со сверстниками гипертрофирована.

А) группирование, Б) глубокие отношения «дружба» (интимно-личностное общение, исповедальное), В) подрастковая влюбённость (редко возникает настоящее чувство). Потребность в самостоятельности и независимости. Эмансипацмя от родителей.

-Подростковое увлечения

-Развитие самосознания.Чувство взрослости (11-13 лет) – отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком(но оно не обоснованно). Чувство взрослости становится центральным новообразоыванием младшено подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один шаг в своём линостном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». 1)Я-реальное; 2)Я-идеальное, если между ними небольшой разрыв, то ребёнок начинает заниматься самовоспитанием.

Я-реальное: 1. когнитивный (познавательный) – на сколько я умный и т.д.

2. оценочный компонент – что я ценю в себе.

3. поведенческий – как я себя ценю, так себя и веду.

 

 

39. При каком понимании личности верно утверждение, что «личность рождается дважды»?

 

 

40. Структура личности в разных психологических теориях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.