Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Повышение квалификации учителей экономики и обществознания






Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального и основного общего образования, должна обеспечиваться путем освоения ими не реже одного раза в пять лет дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов (ПРИКАЗ от 1 июля 2013 г. N 499 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ). Согласно п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (далее - Типовое положение). обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

п. 7 Типового положения регламентирует виды обучения при повышении квалификации:

- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

 

В рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выдвинут ряд предложений по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации учителей. Так, например, в документе говорится, что программы повышения квалификации «должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит – от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых – не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. При этом лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей».

В настоящее время в России существует широкая сеть государственных учреждений повышения квалификации и переподготовки работников образования, включающая более 100 организаций. Можно выделить четыре типа учреждений переподготовки и повышения квалификации учителей: 1) государственные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (ГОУ ДПО), находящиеся в ведении Рособразования; 2) ГОУ ДПО, находящиеся в ведении региональных органов управления образованием; 3) центры ДПО, действующие на базе вузов, и 4) некоммерческие образовательные организации (Рис.3.3).

Рис. 3.3. Система переподготовки и повышения квалификации учителей

 

В первую группу входят Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва), Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования (Санкт-Петербург), Институт развития дополнительного профессионального образования (Москва) и др.

Вторая группа представлена такими региональными учреждениями, как Педагогическая академия постдипломного образования (Москва), Академия постдипломного образования (Санкт-Петербург), Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования и др. Подобные учреждения Курганской области – Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» (ГАОУ ДПО ИРОСТ); Государственное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Курганской области» (ГКОУ «УМЦ по ГО и ЧС Курганской области»); Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Курганская школа управления агропромышленным комплексом» и др.

В качестве примеров учреждений третьей группы приведем Центр Переподготовки научно-педагогических кадров МГУ им. М.В. Ломоносова, Междисциплинарный центр ДПО СПбГУ, факультеты довузовской подготовки ГУ-ВШЭ и его филиалов.

Некоммерческие образовательные организации Курганской области – Автономная некоммерческая образовательная организация центр профессионального обучения «Эверест» (АНОО ЦПО «Эверест»); Автономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Безопасность» (АНО ДПО «Учебный центр «Безопасность»); Автономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования " Зауральский учебный центр" (АНО ДПО " Зауральский учебный центр").

Большой вклад в решение проблемы подготовки учителей экономики вносят российские и зарубежные некоммерческие образовательные организации. Так, например, в 1999 –2002 годах в режиме дистанционного обучения Санкт-Петербургский институт «Экономическая школа» при поддержке фонда «Евразия» осуществлял проект «Второе высшее образование для учителей экономики». В настоящее время функционирует Открытый виртуальный университет повышения квалификации работников образования «Просвещение». Для обмена опытом и оказания методической поддержки начинающим учителям созданы сайты в сети Интернет, например сайт «Сеть творческих учителей»(InnovativeTeachersNetwork), в рамках которого действует сообщество учителей экономики.

Резюме

1. Проблема подготовки учителей экономики и обществознания может быть решена двумя путями: путем подготовки учителей экономики на базе педагогических вузов и путем переподготовки школьных учителей других предметов.

2. В настоящее время в России система подготовки и повышения квалификации учителей включает около 100 организаций различного типа.

Вопросы для самопроверки

1. Какие высшие учебные заведения готовят учителей экономики и обществознания для общеобразовательных школ?

2. Какие типы учреждений входят в современную систему подготовки и повышения квалификации учителей?

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.