Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятый прием исследования в методике – критическое изучение опыта русской и мировой литературы в школе с ХІХ века и до настоящего времени.






Опыт этот имеет для нас большое значение, посклольку он открывает перед нами такие стороны и приемы учебно-воспитательной работе, которые в практике современного учителя находились в тени.

Готовить учителя – это значит помочь ему овладеть методическим опытом прошлого и настоящего. Тем не менее, в наше время методика должна не только знать прошлое и видеть настоящее, но и намечать перспективы будущего. Это обязывает в подготовке учителя не ограничиваться усвоением колективного педагогичнеского опыта. Необходимо пробуждать уже в процессе подготовки стремление к самостоятельным исканиям и творческую инициативу.

 

Научность методики литературы зависит не только от выяснения специфичных для нее закономерностей, но также и от научной обоснованности тех полонений и выводов, какими пользуется методика из других дисциплин.

Большая роль принадлежит здесь философии. Определяя значение литературы как ученого предмета, учитель-словесник ставит вопрос о том, можно ли рассматривать художественную литературу как отражение и познание объективной действительности, в какой степени и при каких условиях она выполняет эту задачу.

Ответ на поставленный вопрос преподаватель литературы найдет в теории познания, которая исходит из того, что мир и его закономерности познаваемы, что наши знания о законах природы, проверенные опытом, практикой, являються достоверными, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики.

Это положение диалектики целиком относится к художественной литературе.

Первое положение, кардинальное для методики литературы, – это признание литературы могучим орудием познания действительности.

Художественная литература дает учащемуся подлинное познание мира в той области, которую не затрагивают такие науки, как физика, химия, математика, история, психология.

Литература дает систематическое, целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни в прошлом и настоящем и рисует перспективы его развития в будущем.

Однако преподаватель должен уберечь учащихся от наивного реализма при восприятии художественных произведений.

Для этого он должен иметь в виду второе положение, существенное для преподавания литературы, – активность нашего познания. Отражение может быть верной приблизительно копией отражаемого, но о тождестве тут говорить нелепо.

Писатель обобщает свой жизненный опыт, дает конденсированное изображение действительности, выражая в созданных им образах свое понимание сущности происходящих в жизни социальных процессов.

Методика связана также с эстетикой. Ведь специфика словесно-образного мышления писателя состоит в том, что это мышление всегда эмоционально, что оно действует не только на воображение и интнллект читателя, но и на его моральные и эстетические чувства. Говоря о литературе как средстве общественного воздействия, не обходимо ясно себе прекдставлять, какие моральные понятия и качества следует выработать у учащихся и какую роль при этом должны играть эстетические восприятия. Важно в процессе преподавания литературы сформировать у учащихся способность к правильной эстетической оценке произведения, пониманию его художественных качеств, то есть того соответствия формы содержанию, которое необходимо для постижения истинной красоты и совершенства литературы.

Методика литературы теснейшим образом связана с литературоведением – методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается прежде всего в определении цели, содержания и структуры школьного курса литературы. Методология литературоведения оказывает влияние и на методы обучения.

Наряду с литературной наукой, большое значение для методики литературы имеет также языкознание. Это вытекает из специфики литературы как искусства. Художественная литература тем и отличается от живописи, музыки и других искусств, что она является искусством слова.

Язык – живая ткань художественного произведения, основное средство писателя, которым он пользуется для раскрытия своих идей и образов. Говоря о языке художественной литературы, следует различать язык автора и язык его персонажей как два средства раскрытия идейного содержания произведения.

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Уже с первой фразы своей бессмертной комедии Гоголь отбирает слова, чтобы создать образ городничего. Городничий говорит так, а не иначе. Точнее, Гоголь наделяет его теми, а не другими словами для того, чтобы показать, что перед городничим находятся свои люди.

Каждое слово этой речи имеет художественную направленность, ставит целью обрисовку человеческого характера и человеческих отношений.

«Я пригласил вас, господа…»

«Пригласил», а не «позвал» или не «велел прийти», как сказал бы городничий, если бы перед ним были не чиновники, его сослуживцы, а, например, купцы. «Господа» … а не «братцы», как сказал бы городничий, если бы разговаривал со Свистуновым и Держимордой.

«Сообщить», а не «рассказать» или «передать», так как городничий выступает в данном случае перед чиновниками как должностное начальствующее лицо. Перед ним находятся свои люди. Этоего служебный мир, где он только первый среди равных. Это близкая ему компания воров, взяточников, которая теперь, в минуту приближающейся опасности, особенно тесно связана круговой порукой.

Таким образом, самый выбор слов сразу определяет лицо городничего, его отношение к окружающим.

А синтаксис?

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

Вначале мы видим сложноподчиненное предложение, обнаруживающее относительное умение городничего говорить правильным литературным языком. И после этого сложного предложения, подготавливающего слушателей к «пренеприятному известию», следует короткая, отрывистая фраза, как обух по голове:

«К нам едет ревизор».

Таким образом, не только лексика, но и синтаксис Гоголя имеют художественную направленность: они свидетельствуют о том, что автор небезразлично относится к выбору слов, так как цель его – создать художественный образ.

Этот пример показывает, что писатель может достичь художественного эффекта и без эпитетов и метафор, одним только искусным подбором самых простых, обычных слов, если они правильно, точно (и тем самым выразительно) характеризуют человека, предмет или явление.

Одной из существенных сторон стиля является индивидуализация языка героев произведения. Этот язык также выполняет художественные функции, писатель пользуется им также для раскрытия идейно-образного содержания произведения, но применяет при этом особые приемы. Пользуясь общенародным языком, писатель отбирает слова и обороты речи, характерные для той или иной социальной группы, для ее жаргона или диалекта, и этими характерными словами окрашивает речь своего героя. Если писатель не злоупотребляет такого рода приемами, если он соблюдает при этом необходимую художественную меру, такой прием становится одним из полноценных средств художественного изображения.

Историческая наука наряду с литературоведением и языкознанием имеет ближайшее отношение к преподаванию литературы в школе. Учитель литературы должен изучить историю, особенно историю своего народа, так как она лежит в основе литературы.

Что можно понять в литературе 18 века, если не знать общественного и политического строя этой эпохи, расстановки и борьбы классовых сил в эпоху Петра 1, Елизаветы, Екатерины 2, Павла 1.

Словом, в любом разделе литературы словесник должен быть историком. Это необходимое условие успешности его преподавания.

Для того, чтобы проводить плодотворно ежедневное, систематическое наблюдение над учащимися, их читательскими интересами, особенностями мышления, пониманием произведения, нужно знать, что и как наблюдать.

В этом на помощь словеснику приходит психология.

Можно указать ряд частных, ног существенных для преподавания литературы проблем, над которыми работает психологическая наука.

Э т о:

1. Подготовленность учащихся к восприятию и пониманию произведений. Для выяснения этой подготовленности изучается:

а) начитанность школьников, их интерес к тем или иным книгам и литературным героям;

б) наличие исторических и бытовых представлений, необходимых для понимания литературного текста;

в) степень понимания художественных средств писателя (метафоры, аллегория, гиперболы и т.п.);

2. Особенности восприятия и степень понимания прочитанного произведения:

а) восприятие и понимание сложности и, может быть, противоречивости характеров героев;

б) понимание композиционной связи характеров, роли портрета, пейзажа и т.п.

3. Особенности мышления учащихся в процессе чтения и анализа текста:

а) соотношение образного и понятийного мышления в формировании типических образов;

б) значение личного жизненного опыта в восприятии и понимании произведения;

в) умение ученика применить образы произведения к осмыслению своего опыта и явлений окружающей жизни.

Что касается педагогики, то она вся целом служит обоснованием методики литературы. Особенно существенное значение для школьных занятий имеют такие ее вопросы, как:

а) отношение между воспитанием и образованием;

б) связь воспитывающего обучения с формальным развитием;

в) руководство учителя самостоятельной работой школьников.

Не следует думать что воспитание и образование – два раздельных потока в педагогическом процессе и что можно заниматься одним из них, не касаясь другого.

Встречаются преподаватели, склонные рассматривать себя исключительно «учителями» и перекладывающие воспитательные функции на классных руководителей и школьную администрацию.

Такая точка зрения в корне ошибочна. Нельзя говорить образовании в отрыве от воспитательных задач школы, о знаниях, о навыках умственной работы. Поэтому педагогика видит в образовании не самоцель, а основной элемент воспитания, требует от преподавателя не просто обучения, а воспитывающего обучения.

 

Литература как учебный предмет – это система знаний, умений и навыков, необходимых школьнику для полноценного восприятия словесного искусства, развития художественной культуры, речи, творческих способностей.

В ныне действующей программе 11-летней школы содержание курса литературы характеризуется следующим образом: литературный материал «…реализуется в программе посредством отбора для изучения в школе выдающихся произведений русской и зарубежной литературы, ставших достоянием мировой словесной культуры, отличающихся высокими художественными достоинствами, воплощающих в себе общечеловеческие художественные ценности, способствующих нравственному воспитанию, общему культурному и эстетическому развитию учащихся».

В программе подчеркивается, что «цель предмета – усвоение школьниками общечеловеческих духовных ценностей русской и зарубежной литературы, воспитание у них интереса к чтению и изучению лучших образцов произведений искусства слова, приобретение учащимися знаний о развитии русской литературы в контексте мирового литературного процесса от древности до наших дней, обогащение и расширение их читательского кругозора.

Предмет «Литература (русская и зарубежная)» призван содействовать формированию нравственно-мировоззренческих качеств учащихся, их духовно-ценностных ориентаций, расширению культурно-познавательных интересов, воспитанию эстетических вкусов и потребностей.

Среди главных задач изучения курса «Литература (русская и зарубежная)» составители программы, в частности, выделяют такие, как:

– развитие у школьников интереса к чтению и изучению лучших произведений русской и мировой литературы, воспитание внимания к художественному слову, любви к книге и потребности в чтении…;

– раскрытие духовного и художественного потенциала произведений русской и зарубежной литературы, ценности ее общечеловеческих нравственных идеалов…;

– изучение литературного произведения как искусства слова, постижение его художественного мира, неповторимости индивидуального стиля автора, национального своеобразия произведения и его общечеловеческой значимости;

– воспитание активного проявления собственного мнения, обучение культуре ведения диалога, общения в поликультурном пространстве;

– подготовка квалифицированных читателей, способных ориентироваться в многообразии современной художественной литературы, выбирать книгу для чтения, самостоятельно определять ее художественную ценность, содействие тому, чтобы чтение в школе и после ее окончания стало их жизненной необходимостью» [49; 3 – 5].

 

 

Эти положения имеют первостепенное значение в преподавании. Постижение художественного произведения реально только при одном условии: если читатель способен к художественному восприятию.

Чтение художественных произведений, изучение основ литературоведения, развитие речи – все это должно быть приведено к единству общей идейно-эстетической направленностью школьного курса литературы.

Последовательное расширение круга чтения позволяет школьнику накапливать опыт восприятия произведений различных эпох, различных писательских стилей и жанров. Этому способствует освоение важнейших понятий науки о литературе, которые нужны прежде всего как ориентиры на пути к постижению художественного текста. Вместе с тем изучение основ литературоведения пробуждает пытливость, интерес к науке, помогает формированию научного подхода к явлениям искусства, эстетических взглядов и убеждений. Большое значение для формирования личности школьника, его убеждений, стремлений, моральных норм имеет знакомство с историей создания выдающихся произведений, жизни и творчества писателей, создавших их.

Развитие художественной восприимчивости учеников тесно связано с развитием их речи. Художественное произведение обогащает речь школьника. В свою очередь, речь читателя сама служит средством освоения словесного искусства.

Процесс художественного развития затрагивает все стороны духовной жизни человека.

Ведущим началом этого процесса является знание. Без него содержание произведения просто не раскроется, даже если каждое слово по отдельности понятно.

Однако если знание – ведущее начало художественного восприятия, то инструментом восприятия является весь человек с его сложной духовной жизнью. Этот инструмент, а в классе – целый оркестр учителю надо организовать, настроить, научить верно читать ноты, понимать и воспроизводить словесную музыку.

Поэтому в курсе литературы такое важное, подчас решающее значение приобретает нравственная атмосфера на уроках: только в обстановке душевного просветления возможно общение учащихся с писателей, только единство мысли и чувства может стать основой художественного переживания.

Итак, задача учителя-словесника состоит в том, чтобы литература как учебный предмет стала верной дорогой к литературе как искусству.

Литературное образование в школе призвано готовить поколение за поколением чутких, вдумчивых читателей. Разумеется, художественная культура личности складывается под воздействием не только школы, но именно школьный курс литературы играет решающую роль в формировании чутких, вдумчивых читателей, желающих думать над книгой и не предпочитающих лишь развлекательное чтение.

 

Учитывая все сказанное выше, запишем определение методики преподавания литературы как научной дисциплины:

Методика преподавания литературы должна быть признана одной из научных педагогических дисциплин, поскольку она, базируясь на элементах литературоведения, языкознания, педагогики и возрастной психологии, создает в результате свою систему доказательных и обдуманных мероприятий».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.