Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 1. Лекция на тему: «Методика преподавания литературы как наука»






Семестр

Модуль № 1

Тема № 1

Лекция на тему: «Методика преподавания литературы как наука»

П л а н:

1. Своеобразие методики литературы как науки.

2. Объект изучения, задачи и содержание в методике литературы

3. Психологическое обоснование методики литературы.

4. Приемы изучения в методике

5. Методика литературы и смежные с ней науки.

6. Литература в школе как учебный предмет.

 

Одной из главных задач любой науки является выяснение закономерностей, помогающих позначать действительность в воздействовать на нее. Но каждая из наук решает эти задачи по-своему в зависимости от материала, целей и методов исследования.

Своеобразие педагогических дисциплин и среди них методики преподавания литературы состоит в том, что наша наука имеет дело с очень сложным «материалом» – с человеком в процессе его обучения и воспитания – и изучает вопросы формирования всесторонне развитой человеческой личности.

В работе учителя с учениками и в ее результатах, в эффективности преподавания далеко не все поддается научному наблюдению и точному учету: всегда остается что-то, объясняемое особенности личности учителя. Недаром говорят о прирожденном педагогическом таланте, об учителях-художниках и т.п.

Однако этого своеобразия методики как науки не следует преувеличивать. Качество преподавания в основном зависит от того, насколько учитель овладел научно обоснованными приемами работы и умеет применять их в каждом конкретном случае, насколько подготовлен к своей профессии. А такую подготовку может дать ему только методическая теория и основанная на ней педагогическая учебная практика.

Методика преподавания литературы как наука существует более двух веков, однако и в наше время дискутируется вопрос о ее содержании и задачах.

Некоторые педагоги высказывают мнение, что методика преподавания того или иного предмета, а литературы в особенности, не столько наука, сколько искусство. Успех преподавания, говорят они, определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета, любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.

С этим нельзя согласиться. Ни одна массовая профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. А.С.Макаренко писал об этом: «…разве мы можем положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, который попал неталантливому педагогу?... Нет. Нужно говорить только о мастерстве, основанном на умении, на квалификации».

Поэтому в процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и ученикам, увлеченность профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.

 

Методика литературы, подобно другим наукам, должна была прежде всего определить объект изучения, точно ограничив круг явлений, подлежащих ее ведению. На первый взгляд могло показаться, что методика литературы очень близка к литературной науке, к ее истории и теории ввиду того, что в школе, так же как и в науке, изучается один и тот же материал: художественная литература.

Были педагоги, видевшие в преподавании литературы особый раздел литературной науки наряду с другими разделами, такими как история литературы, теория литературы, литературная критика, и допускавшие термин: школьное литературоведение.

Практика подтвердила ошибочность такого подхода. Ведь по объекту изучения между литературной наукой и методикой преподавания литературы существует коренное различие. Объектом изучения в литературоведении является действительно литература и все те закономерности, которые касаются ее специфики, происхождения, развития и общественного значения.

Объект изучения в методике – не литература, а учитель и ученик, их взаимоотношения в школьных занятиях по литературе, педагогический процесс и те закономерности, которые можно установить в образовательной и воспитательной деятельности учителя-словесника на литературном материале.

С другой стороны, были сторонники отождествления методики литературы с теорией педагогики. Они аргументировали свою точку зрения тем, что методика литературы также изучает педагогический процесс. Но такое отождествление методики с педагогикой тоже неправомерно. Методика, несомненно, принадлежит к числу педагогических дисциплин и опирается на ряд положений педагогической науки, но все же и по задачам, и по объекту изучения она – дисциплина самостоятельная.

Педагогика охватывает широкий круг общих вопросов воспитания учащихся и стремится вскрыть основные принципы и методы, свойственные не отдельным дисциплинам, а всей школе, всему учебно-воспитательному процессу в целом.

Методика литературы отбирает более узкий круг вопросов, непосредственно связанных с преподаванием литературы, и на своем участке рассматривает детально все стороны учебно-воспитательной деятельности учителя-словесника в ходе преподавания школьного курса литературы. Например, в курсе педагогики говорится об уроке, как основной форме школьных занятий. Методика литературы должна выяснить, как варьируются уроки в процесс работы над литературным материалом, какие возможны типы уроков и т.д. Или педагогическая наука в разделе об эстетическом воспитании излагает общие положения о том, какое значение для школьников может иметь понимание изобразительных и выразительных средств любого искусства, будь то литература, живопись или музыка. Методика литературы подробно выясняет, в чем и как проявляется эстетическое воздействие литературных произведений на учащихся того или иного возраста.

Словом, методика, подобно педагогике, рассматривает педагогический процесс, взаимоотношение учителя и ученика, но объектом ее изучения являются только те стороны школьных занятий, которые специфичны для литературы как учебного предмета.

Каковы же задачи и содержание методики литературы?

Все методики, какой бы учебной дисциплины они ни касались, сходны между собой в том, что они в определенной последовательности рассматривают принципы, материал и методы работы учителя, отвечают на три основных вопроса: зачем, что и как?

Зачем, для чого я, учитель литературы, пришел в школу. Отвечая на этот общий вопрос, методика останавливается на ряде частных вопросов.

Каковы основне задачи литературного образования школьников на современном этапе и каное место принадлежит литературе как особому школьному предмету? Казково место уроков литературы в формировании мировоззрения учащихся, их морально-эстетическом росте, в развитии мышления и речи? Таков приблизительно первый ряд вопросов, над которыми должен задуматься учитель-словесник, если он хочет осмысленно относиться к своей работе.

На помощь приходит методика. Она определяет принципы и задачи преподавания литературы, опираясь на современные требования к литературному образованию школьников, на специфику художественной литературы.

Но вот преплодаватель приступает к заняттям. В его руках программа по литературе, и от вопроса зачем? Он переходит к вопросу что?

Что? это также очень важный, решающий вопрос в работе учителя: хотя программа и определяет содержание его занятий, но ее надо осмислить, чтобы наиболее целесообразно применить. Чем объясняется выбор для данного класса тех., а не иных призведений? Какими целями руководствовались при этом состави тели программы? По силам ли весь этот материал учащимся данного возраста, хвати тли у них времени, чтобы изучить его одинаково подробно и обстоятельно? В каком порядке, какую систему знаний о литературе программа предлагает учащимся? Как программа решает вопрос о развитии устной и письменной речи в святи с изучением литературы? Такова вторая группа вопросов, которая неизбежно встает перед учителем в самос начале школьных занятий.

И на эти вопросы методика должна дать словеснику принципиально обоснованный ответ. При этом она считает необходимым рас ширить исторический и теоретический кругозор учителя, показав ему другие принципы отбора и расположения программнгого материала, имевшие место в практике педагогов прошлого. Если учитель уяснит, какими педагогическими задачами были вызваны к жизни прежние программы, на какие литературоведческие принципы они опирались, то путем такого сопоставления ему легче будет прийти к пониманию и тгого программного материала, который является предметом изучения в современной школе.

Осмысливая учебную программу, учитель-словесник одновременно ставит перед собой третью группу вопросов, касающихся методов и приемов работы. То есть наряду с что? Он ставит вопрос как?

Начинающий преподаватель, присматриваясь к работе других, более опытных коллег, может найти у них прекрасные образцы уроков и внеклассных мероприятий и вместе с тем немало серьезных ошибок, идущих по преимуществу в двух направлениях.

Есть учителя, находящиеся во власти шаблона, страдающие бедностью методической мысли. Эти шаблоны не дают им возможности раскрыть перед учащимися познавательную, эстетическую и воспитательную сущность литературного произведения во всей его конкретности и особенностях. Уроки таких словесников обычно вносят в жизнь класса утомительное однообразие, чем сильно снижают интенсивность учебных занятий.

Есть другие учителя, очень живые и энергичные, которые все внимание направляют на то, чтобы сделать уроки более оригинальными и занимательными. Это стремление, по существу прогрессивное, при недостатке педагогического опыта, такта и научной подготовки таит в себе серьезную опасность: погоня за оригинальностью и занимательностью, за внешними эффектами может толкнуть учителя на придумывание искусственных приемов, идущих вразрез с образовательными и воспитательными задачами школы и с научным пониманием литературы как искусства слова.

Методика и в этих вопросах должна дать преподавателю правильные указания. Именно в этом и состоит ее основная задача: принципиальное обоснование методов и приемов работы учителя составляет главное содержание методики.

Каждый урок учителя – очень сложное явление, которое может быть правильно понято лишь как звено в цепи других явлений, в тесной связи с ними.

Индивидуализируя уроки, выясняя приемы, наиболее захватывающие учеников, побуждающие их к активному, творческому освоению учебного материала, стимулирующие как воссоздающее, так и творческое воображение школьников, одним словом, наиболее эффективные в данном конкретном случае, учитель должен оценить каждый прием, какую бы на первый взгляд незначительную роль ни играл он в процессе его занятий со стороны соответствия его общим возрастным интересам и развитию учащихся.

 

О какой бы стороне преподавания литературы ни говорила методика: о задачах, содержании или приемах, она никогда не должнат забывать об ученике. Теория, как известно, проверяется практикой. Все теоретические соображения о том, чему нужно учить, как и с какой целью это делать, имеют ценность лиш при том условии, если учащиеся проявляют интерес к заняттям, если преподносимые им знания доступны, понятны им, способствуют их развитию. Методика должна опираться не только на задачи воспитания и обучения, но и на психологию школьника.

Один из недостатков преподавания состоит в том, что учитель следит за педагогическим процессом, забывая о детях, стремится к выполнению намеченного плана, совершенно недостаточно присматриваясь к тому, как реагируют учащиеся на его преподавания. Неудачи урока такой учитель зачастую объясняет исключительно плохим поведеним учеников: их невниманием, Леною и т.п. Если бы учитель попытался посмотреть на урок глазами учеников, он мог бы прийти к выводу, что причины неудачи нерідко лежат, хотя бы частично, и в нем самом: в неправильном отборе материала или в неудачных приемах, используемых в преподавании.

Постоянное внимание к мученику, к его интересам, к его эстетическим вкусам, читательскому восприятию обязательно для каждого учителя-словесника. Это один из главных путей успеха в учебно-воспитательной деятельности.

Внимание к возрастной психологи отнюдь не означает, что учитель должен считаться только с интересами учеников, подчиняться им, идти у них на поводу: учитель последовательно и энергично делает то, что считает своїм педагогическим долгом, но именно для выполнения этого долга ему не обходимо самое внимательное, вдумчивое отношение к школьникам, неустанное их изучение.

Такое изучение чрезвычайно содействует научной обоснованности методики, установлению в ней закономерностей между отдельныцми сторонами занятий по литературе, например, связей между теми или иными приемами активного чтения учащихся и понгиманием произведения, между анализом художественных средств писателя и усвоением особенностей его идейной направленности, творческого метода и т.п.

Психологизация методики литературы – настоятельное требование, обеспечивающее ее дальнейшее развитие.

 

Определив задачи и материал методики как научной дисциплины, не обходимо перейти к вопросу о приемах изученимя методических проблем.

Преподаватель литературы, обратившийся к методике за указаними о направлении и характере своей работе, вправе спросить, нас колько обоснованны все эти указания и какими научными приемами изучения должна пользоваться сама методика.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.