Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый прием исследования в методике наиболее простой и доступный каждому учителю, – правильно организованное наблюдение над собственной педагогичнеской практикой.






У методики, изучающей учебный процесс, есть одно большое преимущество сравнительно с такими гуманитарными дисциплинами, как история или литературоведение. Педагог-методист в том случае, если он сам дает урок или присутствует на уроке, проводимо по его плану, может направлять учебный процесс в желательную для него сторону, ставить уроки в определенные условия для того, чтобы проверить правильность своих предположений.

В этом смысле каждый урок учителя, каждое его занятие с учащимися является свого рода «опытом», так как учитель всегда ставит какую-то проблему, намечает рабочую гипотезу и в результате ее проверки делает в той или иной степени правильные выводы.

Но обычные уроки учителя еще очень далеки от того, чтобы на них строить научно обоснованную методику.

В большей степени отвечает этому требованию второй прием исследования – эксперимент, экспериментальные уроки.

Требования к таким экспериментальным урокам сводятся к следующему:

1. Для проведения урока берутся два параллельных класса с возможно более сходным составом учащихся и, по возможности, одинаковым уровнем подготовки: один класс избирается для проведения опыта и называется экспериментальным, другой является контрольным.

2. Для урока в экспериментальном классе выдвигается одна, точно определенная проблема и намечается ее решение; во всем другом содержание урока (тема, план и т.п.) должно быть одинаковым и в экспериментальном, и в контрольном классе.

3. Урок должен быть «естественным экспериментом», то есть проходить в обычной обстановке школьных занятий.

4. Он должен быть высококачественным и максимально полезным для учащихся.

5. Уроки как в экспериментальном, так и в контрольном классе стенографируются или подробно описываются и подвергаются коллективному обсуждению. При сопоставлении результатов учитывается различие классов (по составу, успеваемости и т.п.), и в общие выводы вносятся соответствующие коррективы.

6. Формы учета должны быть максимально объективными и точными. Помимо отзывов присутствовавших на уроках, это может быть изучение ответов учеников, их письменных работ и т.п.

7. Желательно, чтобы уроки были повторены в других параллельных классах и в других школах. Чем больше таких повторений, тем обоснованнее становятся выводы.

Третий прием методики как науки кроме наблюдения над своей личной педагогической практикой и экспериментальных уроков – изучение массового опыта современной школы. Это изучение проводится различными способами: присутствием на «открытых» и на обычных уроках преподавателей, участием в методических конференциях, ознакомлением с современной методической литературой и т.п. И здесь для правильной организации наблюдения необходима ясная постановка проблем и приемов изучения: надо всегда точно определить, что именно предполагается наблюдать и изучать и какими приемами можно гарантировать относительную точность выводов.

Четвертый прием, имеющий исключительно большое значение в условиях современной школы, – систематическое изучение учащихся: их читательских интересов, языкового развития, исторических и литературных знаний, навыков стиля и орфографии, восприятия и понимания преподносимого им учебного материала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.