Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III – Иисус, изгоняющий дьявола






 

В Новом Завете вездесущесть дьявола проявляется зрелищно: в виде многочисленных

случаев одержимости, дающих как Христу, так и его ученикам повод для того, чтобы

продемонстрировать свой дар изгнания демонов. Заклинание демонов, присутствующее во

всем Ветхом Завете в рудиментарной форме, выражено в нем в явной форме единственный

раз: в книге Товита (6, 8). Но в тот момент речь шла о более примитивном магическом

рецепте: для изгнания злых духов вдохните запах сожженной ры бьей печени: ни один демон

не выдерживает подобную вонь.

Таким образом, в Новом Завете еще раз происходит полное расхождение с Ветхим

Заветом. Сама практика заклинаний зародилась в апокалиптических сектах. Первая заметная

черта: превращение феномена, доселе практически неизвестного, в обыденное явление. Если

верить Евангелию, одержимость дьяволом случается столь же часто, как насморк, и никого

уже не удивляет. Иисус и его ученики изгоняют демонов самым рутинным образом, и

зрители безоговорочно принимают это на веру. И если Иисуса в чем обвиняют, так только в

действиях от имени Вельзевула, «князя демонов» или «князя мух». Заклинание – способ

заставить дьявола заговорить. Согласно Луке и Матфею, Иисус произносит еще и

заклинания групповых объектов: «Выходили также и бесы из многих с криком и говорили:

Ты Христос, Сын Божий» (Лука, 4, 44). В другой раз завязывается диалог. Иногда один

одержимый бывает населен толпой демонов. Это приводит к появлению комического

эпизода со стадом свиней; впрочем, не совсем понятно, откуда они могли взяться у народа,

который, судя по всему, не употребляет мясо этих животных в пищу. Этот одержимый имеет

все признаки психической ненормальности:

«Он, увидев Иисуса, вскричал, пал перед Ним и громким голосом сказал: что Тебе до

меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел

нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так что его

связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», потому что много бесов вошло в него.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое

стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы,

вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло»

(Лука, 8, 28–33).

Да и все случаи одержимости связаны с хроническими физическими или умственными

заболеваниями, которые имеют связь, соответственно, с материальным или нравственным

злом. Демон делает человека немым, глухонемым, слепым, подверженным конвульсиям, в

которых современная медицина распознает клинические симптомы истерии и эпилепсии.

Верующий их припишет нарушающим душевный покой действиям лукавого. Введение в

сюжет этого дьявольского дебоша указывает на желание сделать сатану ответственным за

все зло мира, полностью и до конца переложить на него вину за все грехи и таким образом

противопоставить интересы «мира сего» интересам царства Божьего. Когда Иисус резко

осаживает Петра, нападающего на идею страданий, он называет его «сатаной», то есть –

 

12

   


 

противопоставляющим себя божественному. И когда он отсылает с поручением 70 учеников,

они «возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твое м.

Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; Се, даю вам власть наступать

на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лука, 10, 17–19).

Здесь для описания дьявола привлекается совокупность всех традиционных образов.

Каждое заклинание – цитата из героического мифа, вносящая свой вклад в дуалистическое

миропредставление. Иисус и дьявол взаимозависимы. «Легкая победа не приносит славы...»

(Корнель): для того, чтобы Иисус принес себя в жертву человеку, нужно, чтобы ег о

противник был ему соразмерен, был несоразмерно больших масштабов, чем простой злой

дух, ради которого стоит стронуться с места и настолько стоит труда, что Бог для этой цели

посылает собственного сына. Таким образом, только и исключительно космическое

объяснение генеалогии зла может оправдать божественное происхождение Христа. Это, в

свою очередь, предполагает переосмысление истоков первородного греха, которое можно

найти в апокалиптических источниках. Грех Адама уже не представляется простым

неповиновением человека. Змей в саду Эдема – не может быть простой змеей, что низвело

бы Воплощение и Искупление на смехотворный уровень. Поэтому, хотя такая мысль

отсутствует в каком бы то ни было библейском тексте, змей обречен персонифицироваться в

дьявола. Единственный отрывок из канонических писаний, в котором устанавливается

подобная связь, – это стих 9 в главе 12 «Откровения Иоанна Богослова», что наводит

некоторых толкователей на мысль, что только из-за этого текста Церковь и включила эту

экстравагантную книгу в канон, отвергнув десятки других откровений. «И низвержен был

великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю

вселенную.»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.