Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II – Монашеский дьявол






 

Монашеские сообщества очень много вложили в развитие образа дьявола. Монахи и

отшельники, выходцы из низов, которые вели жизнь, полную лишений и одиночества,

подвергались соблазнам; у них были видения и ими очень часто овладевали нервные,

физические и психические расстройства, в которых обвиняли дьявола. Их фантазия питалась

рассказами о жизни в пустыне их предшественников, постоянно подвергавшихся

демоническому воздействию. «Житие Святого Антония», написанное в 60-х гг. IV в.

Афанасием Александрийским и рассказывающее об испытаниях знаменитого отшельника

(251–356) – величайшее классическое произведение этого жанра. История соблазнов,

которым дьявол подвергал святого, питали не только поколения монашества, но и великих

деятелей искусства: от Босха до Дали. По мнению самого Антония, эти соблазны –

фантасмагории, которые отступают перед молитвой. Образ женщины, разумеется, – любимое

оружие лукавого.

В VI веке появились «Диалоги» другого монаха, Григория Великого, наполненные

собранием весьма причудливых историй о демонах, которые были популярны в то время в

 

17

   


 

христианском мире. Демоны существуют повсюду и принимают любые формы. Например,

один еврей видел их целую группу, собравшуюся в храме Аполлона, и рассказал о

проделках, которые они устраивали в отношении христиан. В житиях святых приводятся

подробности. В «Житии Святого Афры» VIII века изображен черный голый рогатый дьявол с

морщинистой кожей. В «Житии Святого Дунстана» X века нечистый высмеивается: святой

от него избавляется, ухватив за нос раскаленными докрасна щипцами. Устанавливая

монастырские правила, Святой Бенедикт плодит меры предосторожности и рекомендации

монахам, как уберечь себя от лукавого.

А тем временем растет пессимизм. В первые века истории вроде рассказанной Дунстаном

показывают, что от враждебных действий дьявола избавиться достаточно легко. В XIII же

веке так уже не думали – монах Цезарий Хейстербахский (1200–1250) в своих «Беседах о

чудесах» (Dialogue Miraculorum) живописует множество обманчивых ликов сатаны: крупный

мужчина в черном, красавец-солдат, мавр, собака, кошка, медведь, бык, ягненок и т.д. Он нас

неотступно преследует. Возможности его воздействия расширяются: он уже может

поселиться в нашем кишечнике. В 70-е гг. XIII в. Рихальмус, аббат Шентальский

предупреждал послушников: демоны повсюду, «они окружают каждого колпаком, плотным,

без малейшей щели». Они прерывают размышления, наводя на дурные мысли, мешают

слушать молитвы, вникать в их смысл и с ними чрезвычайно трудно бороться.

Дьявол посылает демонов овладевать душами людей в момент их смерти. У Григория

Великого собрано множество свидетельств на этот счет, например – о богохульствующем

ребенке, умирающем на коленях отца от чумы, который повторяет: «А вот мавры, которые

хотят меня забрать». В VIII веке Беда Достопочтенный, монах из монастыря в Харроу

(Нортумберленд) описывает в своей «Церковной истории народа англов», как глава армии

королевства Мерси, в котором были распущенные нравы, заболев, увидал двух ангелов,

сидевших на его кровати. Они показали ему хотя и крошечную, но великолепную книгу –

книгу его добрых поступков. После этого заявилась орда демонов. Увидев их, вождь

ужаснулся, потому что они принесли огромный, уродливый и очень тяжелый том и показали

ему. В книге черными буквами были записаны его дурные поступки. Мысли, дела и

поступки – все скрупулезно записывается. В этот момент сатана обратился к двум ангелам,

которые при этом все еще присутствовали: «Что вы здесь делаете? Вам прекрасно известно,

что этот человек принадлежит нам?» – «Вы правы, забирайте его и берите в свою компанию

проклятых». Два дьявола бьют его своими вилами по голове и по ногам. Когда эти две боли

сливаются в одну, он умирает, а они утаскивают его в ад. В IX веке Гинкмар утверждал:

«Ведь точно, что всех людей – как грешников, так и праведников, – на смертном одре у

изголовья подстерегают демоны». В XII веке Петр Достопочтенный, аббат Клюнийского

монастыря, приводит множество случаев нападения на монахов демонов в момент

предсмертной агонии. Одного из них ударила копытом огромная дьявольская ло шадь. Демон

способен унести покойника целиком: тело и душу. Он может вселиться в мертвое тело и

являться мучить живых в виде призрака.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.