Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности предоставления земель оздоровительного назначения






 

Законодательством установлены определенные особенности, отличающие порядок предоставления, изъятия и изменения целевого назначения земель оздоровительного назначения от порядка предоставления, изъятия и изменения целевого назначения земель других категорий. Земли оздоровительного назначения, находящиеся в коммунальной собственности, предоставляются и изымаются, а их целевое назначение изменяется решением соответствующего совета. Земли оздоровительного назначения, находящиеся в государственной собственности в границах сел, поселков, городов районного значения, предоставляются и изымаются, а их целевое назначение изменяется решением соответствующей районной государственной администрации; в границах городов Киева и Севастополя — соответственно Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями; в границах городов областного значения — областными государственными администрациями; в границах городов республиканского (Автономной Республики Крым) значения — Советом министров Автономной Республики Крым; за границами населенных пунктов — Кабинетом Министров Украины. Проекты отводов, разрабатываемые в связи с предоставлением, изъятием или изменением целевого назначения земельных участков оздоровительного назначения, до их утверждения проходят государственную землеустроительную экспертизу непосредственно в Госкомземе.

Более высокий властный уровень распорядительных действий в отношении земельных участков оздоровительного назначения — не единственная особенность более строгого (консервативного) правового режима данных земель. Законодательство также содержит положения, ограничивающие участие данных земель (даже в рамках их основного целевого назначения) в гражданском обороте. В частности, в соответствии со статьями 83 и 84 Земельного кодекса Украины не могут передаваться из государственной и коммунальной собственности в частную собственность, если иное не предусмотрено законом, земли под объектами оздоровительного назначения, которые имеют особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность.

Уязвимым местом правового режима земель оздоровительного назначения является его привязка к правовому режиму находящихся на них лечебно-оздоровительных объектов. Правовой статус последних достаточно динамичен, что позволяет, изменив специализацию, подчиненность, форму собственности и другие параметры этих объектов, получить возможность обойти консервативные стороны правового режима соответствующей категории земель.

Ситуация усугубляется и тем, что в действительности земли по категориям, как правило, разграничены одни от других лишь описательно, без четкого юридического установления границ отдельных категорий. Осознавая опасность постепенного «вымывания» оздоровительных земель в частный сектор, уменьшения площадей, уничтожения лечебных факторов оздоровительных территорий, Кабинет Министров Украины распоряжением от 30 марта 2002 г. № 182-р создал Межведомственную комиссию по подготовке проекта Концепции развития санаторно-курортной отрасли и осуществления мер по защите имущественных интересов государства во время приватизации оздоровительных учреждений.

Наряду с контролем за приватизацией оздоровительных учреждений и юридическим закреплением границ отдельных категорий земель важным средством защиты правового режима земель оздоровительного назначения является государственный учет лечебных, ресурсов, составляющих оздоровительную ценность данной категории земель. Такой учет осуществляется посредством создания и ведения Государственного кадастра природных лечебных ресурсов. (Порядок создания и ведения Государственного кадастра природных лечебных ресурсов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26 июля 2001 г. № 872)

Государственный кадастр природных лечебных ресурсов представляет собой свод сведений о количестве, качестве и прочих важных характеристиках всех природных лечебных ресурсов, выявленных и подсчитанных на территории Украины, а также о возможных объемах, способах и режимах их использования. В кадастр включаются сведения в форме текстовых, цифровых и графических (картографических) материалов по видам (типам) природных лечебных ресурсов: минеральные и термальные воды, лечебные грязи и озокерит, рассолы лиманов и озер, морская вода, природные объекты и комплексы с благоприятными для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний климатическими условиями.

Для создания и ведения кадастра используются сведения из документированных источников информации, в частности: о медико-биологической оценке (бальнеологическое заключение) качества и ценности природных лечебных ресурсов, об определении методов их использования; о природных объектах и комплексах с благоприятными для лечения климатическими условиями, их экологических и инженерно-геологических характеристиках; об эксплуатационных запасах, объемах добычи, подготовки, переработки и характере использования месторождений лечебных подземных минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, относящихся к природным лечебным ресурсам; об инженерной и транспортной инфраструктурах территорий распространения природных ресурсов; о географическом положении природных лечебных ресурсов; иные сведения, полученные путем проведения специальных натурных наблюдений, аналитических работ и т. п.

Кадастр применяется для осуществления эффективного текущего и перспективного использования природных лечебных ресурсов в санаторно-курортном лечении, медицинской реабилитации, рекреации населения; обеспечения рациональной добычи, использования и охраны природных лечебных ресурсов; создания благоприятных условий для лечения, профилактики заболеваний и отдыха людей; усовершенствования системы проведения природоохранных мероприятий, создания округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; решения других вопросов, связанных с использованием природных лечебных ресурсов. Для оперативного получения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами сведений из кадастра создается автоматизированная система его ведения. Ведение кадастра возложено на специальный правительственный орган в составе Министерства охраны здоровья Украины — Государственный департамент по вопросам деятельности курортов (Госкурорт).

Предоставление земель оздоровительного назначения для использования по целевому назначению гражданам и юридическим лицам следует отличать от создания курортов и объявления тех или иных территорий курортными. Основанием для принятия решения об объявлении природной территории курортной является наличие на ней природных лечебных ресурсов, а также необходимой инфраструктуры для их эксплуатации и организации лечения людей. Направления специализации санаторно-курортных заведений определяются Госкурортом и Минздравом Украины с учетом лечебных свойств природных лечебных ресурсов курортов.

Перечень населенных пунктов, отнесенных к курортным, установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 1996 г. № 1576.

Подготовку и подачу ходатайств об объявлении природных территорий курортными могут осуществлять центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации и граждане. Такие ходатайства должны содержать обоснование необходимости объявления территорий курортными, характеристику природных лечебных ресурсов, их лечебных факторов, климатических, инженерно-геологических и других условий, благоприятных для лечения, медицинской реабилитации и профилактики заболеваний, других ценностей природных территорий, которые предлагаются для объявления; сведения о местонахождении, размерах, характере использования и о собственниках и пользователях природных территорий, а также соответствующий картографический материал.

Ходатайства подаются на рассмотрение в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. Согласно закону они в месячный срок рассматриваются:

• в отношении природных территорий государственного значения — Госкурортом с учетом предложений Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских советов;

• в отношении природных территорий местного значения — соответствующими местными органами исполнительной власти по вопросам деятельности курортов.

В случае удовлетворения ходатайства Госкурорт или его местный орган согласовывает это ходатайство с собственниками или пользователями земельных участков.

На основании результатов согласования ходатайств данный орган исполнительной власти и его структурные подразделения (органы) на местах обеспечивают разработку проектов объявления природных территорий курортными. Такие проекты подлежат государственной экологической и санитарно-гигиенической экспертизам, которые проводятся в соответствии с законами Украины от 9 февраля 1995 г. «О государственной экологической экспертизе» и от 24 февраля 1994 г. «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения».

При положительном заключении данных экспертиз соответствующие материалы передаются: в отношении курортов государственного значения — Госкурортом — в Кабинет Министров Украины; в отношении курортов местного значения — местными органами исполнительной власти по вопросам деятельности курортов — в Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городские государственные администрации.

Решения об объявлении природных территорий курортными территориями государственного значения принимает Верховная Рада Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Решения об объявлении природных территорий курортными территориями местного значения принимают Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские советы по представлению соответственно Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

Предоставление земельных участков для создания или расширения курорта осуществляется на основании разработки технико-экономических обоснований использования земли и проектов отвода земельных участков с учетом утвержденных округов и зон санитарной (горно-санитарной) охраны, схем медицинского зонирования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.