Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникология как социальная наука






Коммуникация не обделена вниманием со времен античности, но особую важность ее изучение приобрело в XX веке. Это связа­но с развитием радио, телевидения, компьютеров, а также с боль­шим бизнесом и глобализацией.

Интенсивное изучение коммуникаций началось после Первой мировой войны. Рост политического влияния прессы привел к не­обходимости изучать пропаганду и общественное мнение. Среди наук стали лидировать социология и социальная психология. В 1930-х годах активно изучались пути и методы воздействия ком­муникации на личность и группы. Наиболее популярными были исследования влияния кино на детей и пропаганда. В первой поло­вине XX века проявились и коммерческие интересы, связанные с рекламой и маркетингом.

После Второй мировой войны исследования коммуникаций ста­ли постоянными, но в США и Европе они проводились по-разному.

В США победили количественные методы, а в Европе больше внимания уделялось историческим, культурным и критическим аспектам.

Западная традиция отличалась акцентом на межличностных и групповых отношениях, в то время как на Востоке внимание фо­кусировалось на коллективах и общностях. На Западе больше ин­тересовались когнитивными, вербальными аспектами, а на Вос­токе - синтезом эмоций и разума, интуитивным озарением в ком­муникации.

Наряду с исследованиями началась подготовка кадров. Пер­вая кафедра коммуникаций была открыта более полувека назад в США. Сейчас в мире существуют тысячи кафедр. Коммуникаци­онные программы пользуются популярностью у студентов. Еже­годно ряды специалистов пополняются бакалаврами, магистра­ми, докторами наук. Существуют международные ассоциации коммуникологов, издаются научные журналы.

Вместе с тем имеет место излишний плюрализм теорий при нехватке объединяющих. На фоне мощного развития и глобализа­ции коммуникаций отсутствует интеграция знаний о коммуникаци­онных процессах в виде особой науки. Объект, предмет, теории, отрасль имеются, а науки нет.

В то же время стихийно идет процесс ее формирования и поиск наименования. В качестве вариантов называются теория комму­никации, коммуникативистика, коммуникатика, коммуникология и др. Автору представляется предпочтительным именовать науку о коммуникациях коммуникологией. Но название на­уки нельзя навязать. Научное сообщество должно постепенно прид­ти к общему мнению.

Так, например, в правоведении есть криминология и кримина­листика. Первая - это наука о преступности, включая исследова­ние ее причин, личности преступника, разработки мер по ее про­филактике. А вторая связана с разработкой системы приемов и средств собирания, исследования и оценки судебных доказа­тельств. Как видно, криминология — это более общая прикладная наука, а криминалистика - частная.

Если этот пример перенести на коммуникацию как объект изу­чения, то коммуникология должна быть наукой о месте и роли ком­муникации в обществе, ее развитии, структуре, коммуникацион­ных процессах, средствах и др. В этом случае коммуникативистика как прикладная наука может разрабатывать специальные методы и приемы, применяющиеся в таких коммуникативных ви­дах деятельности, как паблик рилейшнз, реклама, маркетинг, имиджмейкинг, журналистика и др.

В английском языке первой, возможно, соответствуют понятия communication science, или comrnunicology, а второй - media studies.

В «Толковом словаре терминов и концепций зарубежной комму-никативистики» Л.М.Землянова приводит определение коммуникативистики как науки, которая изучает системы средств и гумани­тарных функций массовых информационных связей, осуществляю­щихся на разных этапах цивилизации с помощью различных языков и дискурсов (вербальных и невербальных). А в преди­словии она определяет ее как науку о гуманитарных аспектах развития информационных средств и систем, характере, формах и результатах их воздействия на общественную жизнь мира.

Эти определения вызывают ряд вопросов: почему акцент сде­лан на средствах, а не на процессах, и почему - только на массо­вых информационных связях, а не на любых других. Коммуника­тивистика предлагается как синоним коммуникологии с приори­тетным положением, хотя приводится и мнение Э.Уитмора, выступающего за коммуникологию. Это говорит о том, что еще надо продолжать работу по определению содержания науки о ком­муникациях.

Что касается менее популярного названия «коммуникатика», то это место, вероятно, может занять информатика как научная дисциплина, изучающая свойства и закономерности информации в процессе ее сбора, переработки, хранения, поиска, распростране­ния и использования

Так или иначе, но на этих трех китах - коммуникологии, ком-муникативистики и информатики - строится здание науки об ин­формационно-коммуникационных процессах. Им соответствуют основные разновидности коммуникационной профессии:

• коммуниколог как исследователь коммуникаций;

• коммуникатор как социальный конструктор, технолог и ме­неджер в конкретных видах коммуникационной деятельности;

• информатик как специалист по сбору и обработке информа­ции.

Но некоторые специалисты более склонны поддержать в каче­стве науки «теорию коммуникации», хотя теория - это строительный блок науки. Так, Г.Г.Почепцов предлагает в качестве объе­диняющей дисциплины для ПР и рекламы теорию коммуникаций.

В.П.Конецкая также считает, что теория коммуникации высту­пает в интегративной роли для трех базовых составляющих социокоммуникации - социальных структур общества, коммуникатив­ных систем и способов коммуникации.

Следует отметить, что теории составляют содержание дис­циплины, и в любой науке (физике или социологии, к примеру) их множество, они подчас конкурируют и взаимодополняют друг друга. Поэтому коммуникология как научная дисциплина может вклю­чать разные теории коммуникации, школы, направления, подходы.

Изучение теорий позволяет видеть процессы не так, например, как обычные люди видят на географической карте только линии, а как картограф - понимать картину земли. Причем разные карты показывают различные составляющие планеты - ландшафт, кли­мат, полезные ископаемые и т. д. Аналогично и с теориями ком­муникаций.

Американский коммуниколог Р.Крейг в статье с характерным названием «Почему так много теорий коммуникаций?» в сборни­ке, посвященном анализу состояния коммуникативной отрасли зна­ния пишет о том, что прогресс в исследованиях комму­никационных процессов сопровождался плюрализацией концепций и ослаблением единства, которое было характерно для 1970-х годов. Возможно, сегодняшнее множество теорий разрешится син­тезом на новой основе в будущем. В таком синтезе нуждаются и отечественные исследователи, преподаватели, практики.

Поэтому в данной книге наименование «Основы теории ком­муникаций» соответствует названию учебного курса, а заголовок «Введение в теорию коммуникаций» - содержанию научной от­расли. Коммуникология исследует взаимодействие людей в про­цессе создания, обмена и интерпретации сообщений и значений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.