Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность научной теории






И.П. Яковлев

ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ

СПб., 2001

 

 

Тема / Разделы Название
     
  Тема 1. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК НАУКА
  1.1. Сущность научной теории
  1.2. Виды коммуникационных теорий
  1.3. Коммуникология как социальная наука
     
  Тема 2. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  2.1. Понятие социальной коммуникации
  2.2. Элементы коммуникативного акта
  2.3. Модели коммуникации
  2.4. Стадии коммуникации
     
  Тема 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИЙ
  3.1. Коммуникации в древнем мире
  3.2. Первая социально-коммуникационная революция
  3.3. Революция в печати
  3.4. Телеграф и телефон
  3.5. Рождение массового общества
  3.6. Золотой век радио и телевидения
  3.7. Компьютер в информационной эре
  3.8. Информационно-коммуникативное общество
     
  Тема 4. КОММУНИКАЦИИ И ОТНОШЕНИЯ
  4.1. Взаимосвязь коммуникаций и отношений
  4.2. Возникновение, развитие и ослабление коммуникаций
     
  Тема 5. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  5.1. Влияние наследственности и среды
  5.2. Семантика
  5.3. Роль языка
     
  Тема 6. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ
  6.1. Слушание как процесс
  6.2. Взаимная ответственность собеседников
  6.3. Совершенствование процесса слушания
     
  Тема 7. НЕВЕРАБЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
  7.1. Связь невербальной коммуникации с вербальной
  7.2. Невербальные коды и каналы
  7.3. Кинесика
  7.4. Каналы невербальной коммуникации
     
  Тема 8. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ
  8.1. Коммуникативный потенциал мифа
  8.2. Коммуникация в структуре человеческой цивилизации
  8.3. Модель Клода Леви-Строса
  8.4. Модель мифологической коммуникации Ролана Барта
  8.5. Модель Карла Густава Юнга
  8.6. Модель Бронислава Малиновского
  8.7. Общие черты мифологического в коммуникациях
     
  Тема 9. МОДЕЛИ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ КОММУНИКАЦИИ
     
  Тема 10. МОДЕЛИ ИМИДЖЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
     
  Тема 11. МОДЕЛИ ПРОПАГАНДИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
     
  Тема 12. УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ
     
  Тема 13. ПРИКЛАДНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ
  13.1. Понятие прикладного коммуникативного анализа
  13.2. Модель Клода Шеннона (математическая)
  13.3. Модель Норберта Винера (кибернетическая)
  13.4. Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа)
  13.5. Модель Вашингтона Плэтта (разведывательная)
  13.6. Модель Уильяма Юри (конфликтологическая)
     
  Тема 14. МОДЕЛИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
  14.1. Проблема кодирования коммуникации
  14.2. Практики масс-медиа
     
  Тема 15. МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
     

 

 

Тема 1. ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ КАК НАУКА

Сущность научной теории

Особенность коммуникации в том, что она вплетена в ткань всей жизни. Поэтому одни придают ей центральное значение как объек­ту исследования, а другие отводят ей второстепенную роль пери­ферии в рамках конкретных наук.

Любая теория объясняет реальность и предлагает определен­ное видение явлений и действий в соответствии с этим понимани­ем. Коммуникационные процессы стали реальностью, а теории коммуникаций - их объяснением. Все коммуникационные теории составляют содержание коммуникологии.

Для теорий характерны общие свойства:

• все теории абстрактны. Каждая из них описывает только часть реальности. Ни одна теория не содержит всей полноты зна­ния. Поэтому необходимо осваивать и применять на практике все теории с учетом их действия только в определенных условиях;

• теории - это знаковые конструкции из понятий и связей между ними, создаваемые учеными. Они показывают реальность под углом зрения их авторов и примененных ими научных мето­дов;

• теории являются руководством к наиболее эффективным действиям. На их основе разрабатываются определенные техно­логии получения практических результатов. Эффективность зави­сит от умелого использования той или иной теории в конкретных обстоятельствах. В этом смысле истина всегда конкретна.

Процесс формирования теории включает в себя появление воп­росов, формулирование проблем, выдвижение гипотез, их провер­ку через наблюдение, обобщение результатов и обоснование вы­явленных тенденций и устойчивых причинно-следственных свя­зей (законов).

Зачем нужна теория? На этот вопрос «отвечают» ее функции:

• накопление знаний, открытие новых связей и законов, интег­рирование знаний;

• акцентирование внимания на некоторых аспектах, свойствах, отношениях. Теории, как карты, указывают на то, что и где можно найти;

• объяснение на основе определенного метода того, что проис­ходит;

• прогнозирование поведения людей, что особенно важно в ПР, рекламе и других сферах коммуникации;

• стимулирование поиска в определенных направлениях;

• ориентирование на научные нормы и ценности;

• организация общения в целях развития науки;

• совершенствование практической деятельности на основе использования теории.

Теория и практика находятся в вечном противоречии друг с другом. Можно сказать, что теория и практика, образование и опыт - два пересекающихся круга, и чем больше область их пересечения, тем более практична теория и тем острее практика нуждается в научной теории. Непересекающиеся области - это бесполезная часть теории и бедная идеями практика. Все эти три области имеют место в любой профессии. И перед каждым сту­дентом, преподавателем и специалистом-практиком стоит задача поиска путей и средств органичного соединения теоретических знаний и практических умений и навыков.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.