Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация № 2






Роль супруга:

Мне и жене по 25 лет. Сколько лет женат? Подождите, подо­ждите... Ах да! Ведь нашей Светке 2 года, значит - 3.

Когда жил с родителями, то все шло по привычному руслу: школа, работа, друзья, пивишко, мотоцикл. Сейчас? То же са­мое... У нас квартира, но живем то у ее родителей, то у моих. А кто за Светкой будет ухаживать? Я, что ли?

Зря жена говорит, что мои родители все время ее учат. Ну и правильно, а кто еще жену научит? «Жена, знай свое место!» А меня, между прочим, ее родители тоже учат. Я считаю, что иногда жене надо дать урок. А то забудет, кто командир в доме. Вчера принимали гостей у себя. Ну, подсказывал жене, что де­лать. Чтоб шустрила, опять же мужу уважение... ч

А она мне потом вдруг заявляет... ■

Роль супруги:

Мне и моему мужу по 25. Три года состоим в браке. У нас есть собственная квартира. Но так уж получается, что живем то у его родителей, то у моих. Мы оба работаем. Нашей Свете 2 года. Столько хлопот... Хорошо еще, что родители, конечно, мои в первую очередь, помогали. Магазины, поликлиники, стирка, уборка - все это моя мама. Ну и я, конечно. Да, забыла сказать, летом отдыхаем на их даче, т. е. на даче родителей мужа.

Когда живем с моей мамой, мне легко, хорошо. Могу об­щаться с подругами, ходить в гости, смотреть видак. Когда жи­вем там, то меня постоянно учат. К подругам лишний раз не позвонишь: «Подруги дороже дочери...» А муж? Друзья, пиво, мотоцикл... Это нормально?!

Вчера на нашей квартире праздновали день рождения доче­ри. Я - хозяйка! Пришлось покрутиться... Правда, многое из угощений привезла моя мама.

А муж... Вспомнил, что он муж. Видели бы его позу, жесты. «Принеси, унеси... Я сказал...» Гордый поворот головы. «Виде­ли, как у меня... Жена на цырлах!»

Полчаса, час... А потом я ему сказала...

После того как супруги проиграют ссору, им предлагают за­полнить специальный оценочный формуляр (см. табл. 2).

С помощью этого формуляра можно получить следующие интегральные показатели относительно качества взаимодейст­вия в период ссоры: стиль ссоры, результаты ссоры, оконча­тельный результат.

По замыслу С. Кратохвила [1991, с. 209], оценку стиля ссо­ры производят оба ее участника. За каждый раздел можно

получить -1, 0 или +1 балл; таким образом, окончательный ре­зультат может находиться в диапазоне от -4 до +4 баллов.

При оценке результатов ссоры проводится подсчет очков для каждого из участников отдельно. Можно получить про­филь ссоры, занося в колонки отметки разным цветом.

Таблица 2

Оценочный формуляр для методики «Конструктивная ссора»

Стиль ссоры:
Параметр оценки ссоры II. Конструктивное Поведение + - III. Деструктивное поведение
Конкретность Атака или защита на­правлены на опреде­ленные и конкретные поступки в настоящее время     Разговор неконкретный, по­ведение можно назвать ти­пичным; говорят о прежних поступках или о вещах, не имеющих отношения к ре­шаемой проблеме
Включенность супругов во взаимодействие Оба партнера активно включаются во взаимодействие, «бьют и получают сдачи»     Один из участников не вклю­чается в ссору, уклоняется от нее, обижается и раньше вре­мени ее заканчивает
IV. Стиль общения Ясные и открытые со­общения, каждый го­ворит за себя, обдумы­вает свои слова; другой его понимает и отвечает     Излишне частое повторение своего, плохо слушают друг друга, скрытые намеки и неяс­ности, укрываются за выска­зываниями и словами других лиц
«Честная игра» Не используются уда­ры «ниже пояса», принимается во вни­мание, что может вы-нести партнер     Аргументы не относятся к предмету ссоры, но больно бьют партнера по его слабым местам
Результаты ссоры
Информативность взаимодействия Что-либо узнал или понял, научился че­му-то новому + - Не узнал ничего, о чем не слышал бы раньше
Насколько супруги смогли отреагировать накопившиеся у них эмоции Уменьшилась напря­женность, высказыва­лись жалобы, претен­зии, дан выход эмоци­ям, снизилось раздра­жение     Разговор не привел к умень­шению напряженности, она осталась или даже повыси­лась
Несколько супруги сблизились в результате взаимодействия Ссора привела к взаимо­пониманию и сближе­нию, супруги чувству­ют, что зависят друг от друга, и правильно себя оценивают     Супруги еще более отдали­лись друг от друга, не пони­мают друг друга или чувст­вуют какую-то несправед­ливость
Привело ли взаимодействие к улучшению ситуации Ссора привела к реше­нию проблемы, выходу из конфликтной ситуа­ции, к пониманию и взаимным уступкам; обдумано и обсуждено дальнейшее поведение     Решение не найдено, партнер не старался улучшить ситуа­цию или не поддерживал та­кое стремление у другого, не идет на уступки и не желает в себе что-либо изменить

Окончательный результат получается суммированием баллов по всему формуляру и может достигать значения от-8 до+8.

После заполнения оценочного формуляра целесообразно об­судить с супругами, что они могли бы сделать, чтобы повысить результативность своего взаимодействия, и предложить им проиграть новую конфликтную ситуацию с большей эффектив­ностью.

Другой известной методикой для выработки у супругов навы­ков согласования и приспособления в конфликтной ситуации является методика «Супружеский договор» [см., напр., Кратох-вил, 1991, с. 197-201] или, как ее порой называют, «Техника списка».

3.5.2. Методика «Супружеский договор»

(«Техника списка»)

Существует множество модификаций этой методики. Сущность ее состоит в том, что супругам предлагается на листах бумаги изложить свои требования друг по отноше­нию к другу. Далее психолог-консультант помогает супру­гам сделать их требования друг по отношению к другу мак­симально конкретными. После этого по пунктам требова-

ний между супругами заключают договор: каждый будет стараться делать то, что требуется другому, в ответ на по­добную его встречную активность. В табл. 3 представлен об­разец такого супружеского договора, взятый из книги С. Кратохвила [1991, с. 199].

Через неделю супруги вновь встречаются с психологом и об­суждают, что необходимо изменить в договоре, чем его надо до­полнить. Обсуждаются причины незапланированных наруше­ний, как их избежать в будущем.

Порой строятся графики освоения навыков: клиенты получа­ют формуляры, в которых отмечают частоту желаемого (или не­желательного) поведения по отдельным дням. На основе этих формуляров потом строится график освоения навыков решения проблем.

Вместо графиков можно использовать дневниковые формы записей - ежедневные отметки о стремлении партнера достиг­нуть положительных изменений поведения. Например, клиент получает задание ежедневно отмечать, «что сегодня партнер сделал мне приятного» или «что из сделанного сегодня партне­ром мне понравилось».

Супружеский договор Вацлава и Кветы (по С. Кратохвилу)

Таблица 3

Пункты разногласий Обязательства мужа Обязательства жены
Домашний бюджет Буду ежемесячно вносить в семей­ный бюджет 800крон, уплачи­вать налоги - 850 крон, делать сбережения в размере 700 крон, а также покупать бензин для авто­мобиля; оставлять на карманные расходы 500крон Буду самостоятельно вести семейный бюджет и вносить в него свою долю в размере 1200крон; оставлять на кар­манные расходы 400 крон
Секс и душевный разговор По возвращении домой не менее 10 мин разговаривать с женой; ежедневно говорить ей какой-то комплимент; не буду использо­вать грубых выражений; не буду принуждать жену к исполнению супружеских обязанностей Создать в доме атмосферу нежности, половые отноше­ния 3 раза в неделю (дни по собственному выбору); в сек­се проявлять инициативу не эеже 1 раза в неделю
Свободное время По крайней мере, один раз в месяц организовывать совместный отдых вне дома; обязанности по его организации выполнять поочередно.
Другое Всегда убирать свои вещи на место. Заниматься детьми и домаш­ним хозяйством, когда жена за­держивается на работе При обсуждении возникаю­щих проблем (1-2 раза в неде­лю по 10-20 мин) буду сотруд­ничать и использовать в споре логические доводы

В случае, если супруги не умеют слушать друг друга и редко обращают внимание на позитивные аспекты чужого сообще­ния, целесообразно предложить им технику «Супружеская конференция» [Шерман, Фредман, 1997, с. 181-184].

3.5.3. Методика «Супружеская конференция»

Супруги встречаются в условленное время в условленном месте в период между визитами к психологу. Необходимо про­водить, как минимум, одну подобную встречу в неделю.

Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких

влияний извне.

Один партнер говорит в течение какого-то фиксированно­го времени (обычно получаса) или (по своему усмотрению) молчит. Можно рассказывать о чем угодно - о снах, планах, болезнях, желаниях, потребностях. Другой партнер должен очень внимательно слушать и ни в коем случае не переби­вать, не курить, не ходить взад и вперед по комнате и не де­лать ничего такого, что могло бы нарушить процесс обще­ния. Точно в определенное время первый партнер останав­ливается.

Второй партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого, и что, как он пола­гает, первый имел в виду. Позиция говорившего признается имеющей право на существование и на данном этапе встречи никак не атакуется и не критикуется.

После этого второй партнер говорит в течение положенного ему получаса, а первый его внимательно слушает. И все повто­ряется сначала.

Обсуждение следует закончить в строго определенное время.

Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подни­маться вплоть до следующей встречи.

Когда супруги приходят к психологу, последний может мо­дифицировать правила проведения конференций с целью фор­мирования у супругов навыков конструктивного поведения.

Техникой конструктивного разрешения назревающих кон­фликтных ситуаций является процедура «Семейный совет» [Шерман, Фредман, 1997, с. 184-186].

3.5.4. Методика «Семейный совет»

Место и время для совета выбирается такое, чтобы ничто не могло ему помешать.

Совет формально включает всех членов семьи, однако нико­го нельзя заставлять присутствовать на нем насильно. Вместе с тем все те, кто участвуют в семейном совете, должны согла­ситься следовать тем решениям, которые будут на нем приня­ты. Необходимо стремиться к тому, чтобы все члены семьи при­сутствовали на совете.

Решения, принятые на совете, не могут быть в односторон­нем порядке нарушены или же проигнорированы. Если же та­кой инцидент происходит, он должен обсуждаться на следую­щей встрече.

Каждый может предложить вопросы для обсуждения. Листок бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения, помещается в удобное для просмотра всех чле­нов семьи место, например, прикрепляется к холодильнику магнитной кнопкой. Другие члены семьи знакомятся с пред­ложенным списком, фиксируют свои мнения, комментарии и т. д. Так реально совет начинается еще до его официального начала.

Список вопросов может включать все, что связано с благо­получием детей, семейными прогулками, что имеет отноше­ние к семье как целому. Родители обсуждают с детьми такие

вопросы, как уборка квартиры, время возвращения домой, визиты друзей. Дети могут включать в список такие вопросы, как возможность уединения, предоставление им большей не­зависимости, время просмотра телевизионных передач, а так­же просить помощи в улаживании различного рода конфлик­тов друг с другом. Можно просто делиться своими мыслями, чувствами, надеждами, достижениями, опытом решения про­блем.

Место председателя совета переходит от одного члена семьи к другому из числа тех, кто эти обязанности в состоянии выпол­нять. Член семьи, выполняющий обязанности председателя, должен делать все возможное для того, чтобы соответствовать роли демократического лидера семейной группы. При этом ро­дители не имеют право занимать позицию Верховной Власти. Семейный совет осуществляется на основе общеизвестных пра­вил проведения любого демократического собрания. Однако нужно иметь в виду, что достижение единогласия более прием­лемо, чем решение на основе большинства голосов.

Как родители, так и дети должны быть уверены, что у них в семье есть право голоса, что сказанное ими будет услышано, принято и со всей серьезностью рассмотрено.

Семейный совет проводится для того, чтобы решать пробле­мы, а не для того, чтобы нападать на конкретных людей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.