Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опросник АСВ






Э.Г. Эйдемиллер разработал опросник АСВ («Анализ се­мейного воспитания», «Анализ семейных взаимоотноше­ний»), шкалы которого позволяют выявлять около 20 наи­более распространенных отклонений в воспитании ребенка родителями. Кроме этого описано 5 наиболее устойчивых сочетаний высоких показателей по шкалам этого опросни­ка, которые приводят к психогенным нарушениям у ребен­ка.

Существуют варианты для родителей, имеющих детей от 3 до 10 лет и от 11 до 21 года.

Опросник состоит из 130 утверждений, касающихся вос­питания детей. Результаты отображаются по 20 шкалам. Из них первые 11 шкал касаются стиля семейного воспитания. 12, 13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить данные о струк­турно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи. 14 и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний. 16, 19 и 20-я шкалы говорят о механизмах семейной интегра­ции.

Рассмотрим эти шкалы

1. Гиперпротекция (Г+). Родители уделяют воспита­нию ребенка очень много сил, времени, внимания. Это цен­тральное дело в их жизни. В основе могут лежать глубокие на­рушения супружеских взаимоотношений, одиночество родите­лей, некомпетентность в общении на равных.

2. Гипопротекция (Г-). Ребенок находится на перифе­рии внимания родителей, им «не до него». В основе опять же могут лежать нерешенные проблемы в супружеских отношени­ях (родители, может быть, и пытаются их решить своими сила­ми, но не обладают конструктивными стратегиями разреше­ния, в результате постоянно заходят в тупик). Личностная и моральная неразвитость родителей также могут лежать в ос­нове гипопротекции.

Рассмотренные две шкалы отражают степень протекции, т. е. внимания родителей по отношению к ребенку.

3. Потворствование (У+). Родители стремятся к макси­мальному и некритичному удовлетворению любых потребно­стей ребенка. Причины идентичны тем, которые описывались применительно к гиперпротекции. Использование же этой шкалы позволяет более дифференцированно отнестись к раз­работке конкретного плана позитивного реагирования, а так­же к ситуации объяснения родителям деструктивности их действий (консультативный блок оказания воздействия наря­ду с коррекцией супружеского общения методами семейной терапии).

4. Игнорирование потребностей ребенка (У-). Чаще всего страдают потребность в эмоциональном контакте, обще­нии с родителями, духовные потребности.

3 и 4-я шкалы отражают степень удовлетворения потребно­стей ребенка.

5. Чрезмерность требований-обязанностей (Т+). Требо­вания к ребенку не соответствуют его возможностям, не содей­ствуют полноценному развитию его личности, создают риск психологической травмы.

6. Недостаточность требований-обязанностей ребен­ка (Т-). Родители при этом говорят о том, как трудно при­влечь ребенка к какому-либо делу по дому. Имеются в виду требования-обязанности в учебе и домашнем быту. Сущест­вуют исследования, которые показывают, что в тех семьях, где отец принимает активное участие в выполнении домаш­них обязанностей, не наблюдается практически ни одного случая отказа детей от выполнения домашних обязанно­стей.

7. Чрезмерность требований-запретов (3+). Ребенку «все нельзя». В семье существует огромное количество требо­ваний, ограничивающих свободу и самостоятельность ребен­ка. У стеничных подростков такое воспитание приводит к реакции эмансипации. У менее стеничных развивается сен­ситивная или тревожно-мнительная (психастеническая) ак­центуации характера. При этом подавляется самостоятель­ность ребенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.