Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап конкретных операций (2-3 до 11-12 лет)






· пердоператорный интеллект (2-3до 7-8 лет)

На этом этапе внешним материалом действия, благодаря повторению в различных ситуациях схематизируются и с помощью символических средств (игра, имитация, речь) переносится во внутренний план.

· Этап конкретных операций (8-9 до 11 лет), здесь появляются операции:

Признаки операций:

- внутреннее действие, которое когда-то было внешним

- внешние действия, от которых берут свое происхождение операции, не любые действия вообще. Это действия – упорядочение, систематизация, разложение по классам

- операции подчиненные принципу обратимости, значит, за каждой операцией можно найти обратное действие, восстанавливающее исходное положение вещей.

- координированность в системе

Группировка – система операций, единица мышления.

Дальше развитие систем пойдет по мере усложнения группировок. Группировка включает: сложение классов, умножение, оценка тождества, обратимости, композиции.

Этап конкретных операций - ребенок в основном мыслит о конкретных действиях с конкретными предметами.

  1. Стадия формальных операций (11, 12 до 16 лет)

На этом этапе завершается развитие интеллекта, потом мышление ребенка начинает полностью подчиняться законам формальной или операторной логики. А именно ребенок мыслит гепотетико-дедуктивно: может выдвигать гипотезы, получать из них следствия, использовать их для проверки гипотезы. Ребенок мыслит идеями, суждениями, умозаключениями.

По Пиаже обучение следует за развитием. Ребенок не может освоить опережающего развития программу.

Дошкольный возраст (с 2-3 до 7-8 лет). Мышление ребенка проходит несколько стадий:

  • Сопричастность (партиципация)
  • Анимизм (всеобщего одушевление)
  • Артификализм (понимание природных явлений по аналогии с человеческой деятельностью)

Наряду с реализмом эгоцентризм детской мысли проявляется в таких особенностях детской логики как синкретизм (тенденции связывать все со всем), отсутствие связи между суждениями переход от частотного к общему, нечувствительного к противоречию.

+ Эгоцентризм показал, что внешний мир не диктует непосредственно на ум субъекта, а наше знание о мире не простой отпечаток внешних событий.

+ Пиаже доказал, что развитие мышления это качественное преобразование структур, этапов мышления.

– Преформизм, идея предопределенности, но не наследственности.

 

Когнитивисткое направление. Основу концепции Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка составляет процесс взаимодействия между организмом и окружающей средой. А ее основная идея заключается в том, что интеллектуальные операции осуществляются в форме целостных структур (или схем). Эти структуры формируются благодаря равновесию, к которому стремится эволюция. Т.об., основная цель разумного поведения и мышления человека – адаптация к окружающей среде, а внешние воздействие заставляют организм либо видоизменять существующие структуры (схемы) действия, если они не удовлетворяют требованиям адаптации, либо вырабатывать новые схемы. Под схемами имеется в виду повторяющаяся организация действий в типичных ситуациях.

Приспособление, по Пиаже, происходит с помощью 2 механизмов:

- ассимиляция – действия с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками.

- аккомодация – стремление изменить сами умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями. (32)

М.В. Ермолаева:

Собственно цель развития — это адаптация к среде. Созданная Пиаже область знания называется генетической эпистемоло­гией, которая объединила биологию с эпистемологией (областью философии, изучающей происхождение знания, механизмы и условия формирования по­нятий, познавательных операций и т. д.), исследования Ж. Пиаже начались с его совместной работы с Симоном и Бине по совершенствованию шкалы ин­теллекта. Отказавшись от количественного (тестологического) подхода к изуче­нию интеллекта, Ж. Пиаже разработал методику клинического интервью, когда ребенок должен отвечать на вопросы или манипулировать стимульным материалом. Такой подход позволял не только выявить знания, накоп­ленные ребенком, но и открывать внутренние процессы — процессы мыш­ления в ходе ответов. Пиаже заключил, что до достижения определенной стадии развития дети формируют свои суждения, опираясь в большей степени на перцеп­тивные, чем на логические, процессы. Другими словами, они верят своим глазам. Младшие дети видят, что уровень жидкости выше в высоком ста­кане, и потому считают, что там жидкости больше.

Если получаемые человеком сведения, перцептив­ные образы или субъективные переживания соответствуют структуре его интеллекта, то эти сведения, образы и переживания «понимаются» или, на языке Пиаже, ассимилируются. Если же информация не соответствует структуре интеллекта, он отвергает ее (а в случае, когда его структура готова к изменению, она приспосабливается к новой информации). В терминоло­гии Пиаже, ассимиляция — это интерпретация нового опыта исходя из суще­ствующих ментальных структур без какого-либо их изменения. С другой стороны, аккомодация — это изменение существующих ментальных струк­тур в целях объединения старого и нового опыта.

Интеллект всегда стремится к установлению равновесия между ассими­ляцией и аккомодацией, т. е. к наилучшей адаптации к окружающей среде, которая проявляется в устранении несоответствия между реальностью и ее отображением, созданным в уме.

По Ж. Пиаже, процесс уравновешивания (достижения равновесия между средой и внутренними структурами) лежит в основе человеческой и фактически любой биологической адаптации.

Для обозначения ментальных структур Пиаже использовал термин схе­ма. Схемы — это способы обработки информации, меняющиеся по мере того, как человек растет и получает больше знаний. Существуют два типа схем: сенсомоторные схемы, или действия, и когнитивные схемы, которые больше напоминают понятия. Мы перестраиваем наши схемы для приспо­собления (аккомодации) к новой информации и одновременно интегриру­ем (ассимилируем) новые знания в старые схемы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.