Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы влияющие на успешность решения задач






Гиппенрейтер. Задачи “на догадку”. Исследование условий, при которых задачи-подсказки действительно помогали решать основные задачи. Выводы: для успешного решения

1) необходимо сохранение интереса к задаче;

2) необходимо предъявлять задачу-подсказку, когда испытуемый убедится в неэффективности своих первоначальных методов решения;

3) новизна или неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств;

4) в подсказке должен содержаться принцип решения основной задачи, а не результат решения.

Рубинштейн, анализируя эксперименты на задачи-подсказки, пришел к следующим выводам:

- нет однозначной связи между фактом предъявления задачи-подсказки (или временем ее предъявления относительно основной задачи) и решением основной задачи;

- возможность использования подсказки связана с внутренними условиями, а именно, со степенью проанализированности задач, абстрагированием существенных элементов от несущественных, что и позволяет осуществить обобщение принципов решения обеих задач.

Креч, Крачфилд и Ливсон выделяют следующие факторы, влияющие на процесс решения творческих задач:

1) ситуационные:

- способ предъявления задач, задачи-подсказки

- эффект установки

- эмоциональные и мотивационные состояния

(наиболее продуктивен оптимум мотивации, хронический успех, как и неудача, снижают эффективность)

2) личностные факторы:

- знания (могут как помогать, так и ограничивать при решении творческих задач)

- интеллект (в основном его сочетание с ситуационными факторами, напр., низкий интеллект усиливает фактор установки)

- личность (гибкость, инициатива, уверенность, независимость, самоконтроль)

- ценности (ради чего стоит мыслить)

- интеллектуальное “Я”

- мотивация:

  • сила мотива - закон Йеркса-Додсона:

имеется оптиум мотивации (стимуляции) при котором научение проходит быстрее, и этот оптиум зависит от трудности задачи: чем труднее задача тем оптиум ближе к пороговому стимулу по величине. Следовательно при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой – сильная.

  • 2 типа мотивации в мышлении, по Маслоу: мотивация защиты (потребность в безопасности) и мотивация самоактуализации. О типе мотивации можно судить по результатам мышления. Характеристики мышления, обусловленного защитой: попытка установить порядок в мире, упрощение мира, стереотипы и т.п. Характеристики мышления, обусловленного самоактуализацией: усложнение картины мира, процесс развитие, движет вперед мышление человечества.

- когнитивный стиль (его характеристики:

  • гибкость-ригидность
  • импульсивность-рефлексивность
  • аналитичность-синтетичность
  • полезависимость-поленезависимость
  • склонность к риску-осторожность и т.п.)

- эмоции (регулируют возникновение, направленность мышления, существуют интеллектуальные эмоции

методы регистрации эмоций: ЭЭГ, ЭКГ, КГР.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.