Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория государства и права как часть правоведения: особенности, значение.






 

Государство и право – важнейшие факторы общественной жизни, непременные спутники современного общества. Сами по себе такие социальные явления, как государство и право, представляют собой объект повышенного интереса со стороны правоведения, т.е. юридической науки в целом. Правоведение – это отрасль социальных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретическо-прикладное значение государственно-правовой действительности[1].

Правоведение – система юридических наук, включает:

- общетеоретические и исторические науки (теория и история государства и права, история политических и правовых учений);

- отраслевые юридические науки (науки конституционного права, административного права, гражданского права, трудового права, семейного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права и т.д.);

- специальные юридические науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (прокурорский надзор и т.д.);

- прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминология и т.д.);

- науки, изучающие международное публичное право, международное частное право, космическое право и т.д.

Существенно то, что к юридическим наукам относится не конституционное право, а наука конституционного права; не гражданское право, а наука гражданского права; не государство и право, а теория государства и права, т.е. теоретические знания о государстве и праве.

Теория государства и права не ставит задач изучить все без исключения стороны, относящиеся к государству и праву. Такую задачу ставит правоведение – юридические науки. Следовательно, теория государства и права – составная часть правоведения, наука, изучающая государство и право в целом, т.е. не в отдельно взятой стране, не в конкретную историческую эпоху, а в общих чертах и в историческом развитии. Теория государства и права разрабатывает общетеоретические понятия, применяемые во всех отраслях юридических знаний, объясняет государство и право вообще. Соответственно, изучение теории государства и права является необходимым фундаментом, на котором в дальнейшем строится глубокое понимание юридических дисциплин и процессов. Этим объясняется то, что в юридических образовательных учреждениях в качестве вводного и основополагающего изучается основной курс по теории государства и права.

В научной литературе в теории государства и права нередко выделяют три элемента или составные части: философию права, социологию права и юридическую догматику.

Философия права рассматривается как идеальная первооснова права. Именно философия права позволяет сделать вывод о том, каково должно быть право, а не исследование права таким, каково оно есть на самом деле, показывает границы между сферой права и сферами морали, политики и экономики; философия должна способствовать более совершенному определению права, призвана выработать методологические основания правовой реальности.

Социология права - существенное направление в современной теории государства и права. Его представители выступают за то, чтобы юристы не ограничивались изучением «права в книгах» и обратились к анализу «права в действии». Соответственно, признается следующее: юридическая наука призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей.

Юридическая догматика позволяет сконцентрировать внимание на структуре государства и права, их формах, основных юридических категориях, толковании, применении права и т.п. По сути, речь идет о, так сказать «чистой теории», лишенной внешних по отношению к праву, неюридических факторов («примесей»).

Итак, теория государства и права в своем объяснительном подходе к государственно-правовым явлениям опирается на положения философии права, социологии права, раскрывающим смысл, сущность, назначение, ценность этих явлений. Она учитывает такие выводы юридической догматики, относящиеся к более конкретным аспектам познаваемых явлений.

Итак, философия – суть и идеал, социология - практика, а догматика – внутреннее содержание и соотношение правовых норм, и иных государственно-правовых явлений.

В целом можно отметить следующее: наука теории государства и права - это система знаний об основных признаках и свойствах изучаемых явлений, знания упорядоченные в определенную систему, знания взаимосвязанные и обоснованные.

2. Предмет теории государства и права: понятие, содержание

 

Любая наука или учебная дисциплина, характеризуемая самостоятельностью, должна иметь свой предмет познания и свой метод. В Толковом словаре русского языка слово «предмет» обозначается так: «Тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое-нибудь действие». Как видно, каждой науке свойствен специфический предмет, т.е. круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Этим определяется самостоятельность науки, ее отличие от других систем знания.

Предмет юридической науки в целом – государственно-правовая действительность как особая область социальной жизни и ее главные институционные воплощения – государство и право.

Теория государства и права как общетеоретическая часть юриспруденции (юридической науки) имеет собственный предмет исследования. Заметим, юридическая наука в интересующем нас плане не непосредственно «государство и право», а теория государства и права, т.е. знания о государстве и праве»[2].

Соответственно, предмет теории государства и права – совокупность общих знаний об основных свойствах и закономерностях возникновения, изменения и развития государственно-правовой действительности и ее главных компонентов – государства и права.

Предмет теории государства и права может трактоваться по-разному, что связано с различными типами правопонимания и др. Одни авторы полагают, что предметом теории государства и права выступают государство и право как явления общественной жизни, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе[3].

Другие считают, что предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, а также система основных понятий юриспруденции[4].

По-видимому, главное в предмете теории государства и права – это вопрос о наиболее общих закономерностях их возникновения и развития, о сущности, природе, назначении государства и права, их свойств, характеристик, общих для всех государственно-правовых явлений и процессов.

Предмет теории государства и права характеризуется широтой, многогранностью и может быть конкретизирован в следующих аспектах.

1. Теория государства и права, как и любая наука, изучает закономерности. По сути, закономерности – это устойчивые повторяющиеся связи развития государства и права. Именно закономерности раскрывают, почему и на какой стадии развития появляются государство и право, какие факторы (экономические, социальные, политические и др.) влияют на их развитие. К тому же, закономерности объясняют не только историческое движение государства и права, но и процесс формирования и функционирования государственного механизма и системы права, развития демократии, формирования правового государства и гражданского общества и др.

2. Государство и право изучаются многими науками. Особенность теории государства и права в том, что эта наука исследует наиболее существенные свойства государства и права, раскрывающие их сущность и назначение в жизни общества. Основное предназначение отраслевых юридических наук заключается в изучении материала, относящегося к функционированию определенных отраслей права с позиции юридической практики (административное, гражданское, трудовое, финансовое право и др.).

3. Специфика предмета теории государства и права в его двуединстве. Предмет данной науки объединяет два важнейших социальных института и государство, и право, а также сопряженные с ними государственные и правовые явления, изучаемые в единстве и взаимодействии. Вместе с тем принимается во внимание то, что государство и право относительно самостоятельны, имеют свои специфические закономерности возникновения и развития, связанные с развитием, динамикой жизнедеятельности общества.


4. Знания, накопленные теорией государства и права нередко концентрируются в виде основных понятий и категорий, используемых во всех юридических науках: государство и право, правотворчество, государственная власть, механизм государства, политическая система, юридическая норма, правовая система, источник права, правоотношение, правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность и др.

5. Предмет теории государства и права историчен, изменяется по мере вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений государственной и правовой действительности. В этой связи важно и необходимо знать и понимать перемены, происходящие в нынешнем Российском государстве и праве, видеть изменения в их содержании, связанные с углублением процесса демократизации в стране, совершенствованием федеративных отношений, перспективой формирования правового государства и гражданского общества.

6. По-видимому, к предмету теории государства могут быть отнесены не только собственно государственно-правовые явления и процессы, но и иные органически связанные с ними. Имеются в виду такие стороны общественной жизни, как политическая система общества с позиции места и роли государства в этой системы, ее нормативно-правовая основа, правовое сознание и правовая культура и др.

Итак, предмет теории государства и права составляют:

1) закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

4) не только собственно государственно-правовые явления, но и те, которые органически с ними связаны (демократия, ее формы, нормативно-правовые основы и др.).

В целом, можно отметить следующее: предмет теории государства и права позволяет: во-первых, отграничить государство и право от других общественных институтов; во-вторых, определить место государства и права в системе иных социальных явлений; в-третьих, раскрыть особенность теории государства и права, как части правоведения.

Следует различать теорию государства и права как науку и как учебную дисциплину. Их отличие прежде всего в объеме материала. Теория государства и права как наука представляет систему знаний о государстве и праве, полученных философами, юристами, начиная с периода Древней Греции, Древнего Рима и т.д. – до наших дней. Это знания о глубинных свойствах государства и права, их соотношении с другими социальными явлениями.

Теория государства и права как учебная дисциплина - это система знаний, базирующихся на науке о государстве и праве. Как видно, - это разные системы. Учебная дисциплина, одноименная с соответствующей наукой, отличается своим содержанием. Она представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой. Эти сведения предназначены для подготовки специалистов того или иного профиля. Следовательно, в учебную дисциплину включается лишь часть материала (наиболее значимого, существенного), доводимого до обучаемых через учебный процесс. Система учебной дисциплины зависит и от интересов составителей учебной программы, объема отведенных часов на ее изучение. Учебная дисциплина отличается от науки не только объемом и глубиной содержания в ней знаний, но и своими целями. Цель науки – познание государственно-правовой действительности, накопление новых знаний. Цель учебной дисциплины – передача, доведение полученных наукой знаний до обучаемых через систему образования.

 

3. Методология, методы теории государства и права.

В учебниках, учебных пособиях по теории государства и права нередко понятие методологии сводят к совокупности методов, используемых для освоения, изучения государственно-правовой действительности. По-видимому, методы, т.е. приемы и способы исследования, принципиально значимы для правоведения и для любой юридической науки. Вместе с тем понятие методологии не сводится только к методам. Необходимыми составляющими методологии, наряду с методами, являются мировоззренческие основы и принципы, на которых базируется наука. Соответственно, методология теории государства и права – это совокупность теоретических основ, принципов и методов исследования, используемых данной наукой при изучении государства и права, сопряженных с ними явлений [5] .

Уделим внимание составляющим (элементам) методологии теории государства и права.

Теоретическая основа данной науки может быть представлена различными философскими школами. Известно, что в советский период теоретическую основу всех наук, включая правоведение, составляло марксистско-ленинское учение. Все государственно-правовые процессы, изменения в правовом регулировании, происходящие в стране и мире, объяснялись с позиции этого учения. В настоящее время в науке признается идеологический плюрализм, означающий, что исследователь при изучении государственно-правовых явлений, может использовать выводы различных мировоззренческих школ.

Принципы познания – это исходные, основополагающие идеи, положения, руководящие начала, лежащие в основе той или иной науки, способствующие исследованию определенного предмета. Принципами теории государства и права, в частности, являются: объективность, всесторонность познания, историзм, плюрализм. Уделим внимание их краткой характеристике:

- принцип объективности, означает, что в процессе познания государственно-правовой действительности следует подходить к ней с позиции ее оценки как реальности, существующей в действительности, не искажая ее сути, и не идеализируя отдельные стороны, процессы;

- принцип всесторонности познания предполагает исследование государственно-правовых явлений с различных позиций, в их взаимосвязи с другими сторонами общественной жизни (экономикой, политикой и др.); к тому же, познание общих закономерностей формирования и развития государственно-правовых институтов ведется безотносительно к какой-либо конкретной правовой системе;

- принцип историзма познания ориентирует на рассмотрение государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи, в аспекте происхождения государства и права, периодов их развития, современного состояния;

- принцип плюрализма предполагает использование выводов различных философских школ, концепций, т.е. реализацию права исследователя «опираться» на любое мировоззрение, любые теоретические концепции.

Методы теории государства и права. Предмет науки отвечает на вопрос – что изучает данная наука. Понятие метод - как осуществляется процесс познания. Под методом научного исследования понимают конкретный прием, способ деятельности, применяемый для получения научного знания. Если говорить о методе науки в целом, то здесь имеется в виду вся совокупность таких приемов и средств, используемых приисследовании того или иного объекта.

Соответственно, методы теории государства и права – это приемы и средства, применяемые для достижения объективных научных результатов, данных о государственно-правовой действительности.

Наука теории государства и права использует определенную систему методов, которые условно, в зависимости от сферы распространения и специфики, можно подразделить на: всеобщие, общенаучные, частнонаучные и специальные.

Всеобщие (философские) методы познания государственно-правовых явлений. Под методом такого исследования понимают определенный, конкретный прием, способ деятельности, используемый для получения научного результата. Всеобщий характер такого метода определяется тем, что он может применяться в любых науках, на всех стадиях научного познания.

В рамках философской науки используется множество разнообразных концепций познания окружающей действительности, в числе которых выделяют идеалистический и материалистический.

С позиции истории научной мысли представляют их такие философские направления познания, как объективный идеализм и материализм. Первое направление признает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания (мировой разум, божественная воля). Соответственно признавалось, что государство есть результат божественного творения, а государственная власть – продолжение власти Бога на земле.

Материализм – философское учение, основанное на идее о том, что мир существует объективно, т.е. независимо от сознания человека, что материя первична, а сознание и мышление есть свойства материи, что и мир и его закономерности познаваемы.

Во второй половине XIX – начале XX в. Сформировалась такая форма материализма, как диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Диалектический материализм – развернутое теоретическое учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. В нашей стране наибольшее распространение получила материалистическая диалектика, включающая материалистический и диалектический подходы, к познанию окружающего мира, окружающей действительности. С позиции материализма, государство и право рассматриваются как явления производные и зависимые от экономического базиса, как неотъемлемые элементы общества, общественного устройства, находящиеся во взаимосвязи не только с экономикой, но и иными социальными явлениями – существующими политическими, культурными, национальными и иными условиями.

Диалектический подход предполагает исследование государственно-правовых явлений с позиции того, как они возникли, какие периоды (этапы) в своем развитии прошли, какие задачи и функции выполняют в настоящее время.

К требованиям диалектики при исследовании государственно-правовых явлений относят использование категорий диалектического материализма. Имеются в виду такие диалектические категории, используемые юридической наукой, как сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, общее и особенное и т.д. Это способствует не только выявлению особенностей государства и права, но и их связи между собой, выявить свойственные им противоречия, наметить пути их преодоления.

Общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Особенность этих методов познания в том, что они не охватывают весь процесс познания, используются для решения специальных познавательных задач на отдельных стадиях исследовательской деятельности. Вместе с тем они применяются во многих отраслях научного знания. К ним, в частности, относятся: анализ, синтез, системный подход, функциональный подход, аналогия и др. Уделим внимание их особенностям.

Анализ - это мысленное (условное) разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям. Например, в понятии «механизм государства» обособляются такие звенья, как органы законодательной, исполнительной и судебной власти, выявляются их особенности, в категории «система права» выделяются и исследуются такие элементы, как отрасли, подотрасли, институты и нормы права и свойственные им регулятивные особенности, что исключительно важно для лиц, познающих природу права, как регулятора общественных отношений.

Синтез (от греч. synthesis - соединение) как прием научного познания используется для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа изучаемых явлений.

Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права мы получаем качественно новое знание об исследуемом явлении. Например, путем синтеза свойств, присущих органам законодательной, исполнительной, судебной власти и др. мы получаем обобщенное представление о механизме государства в целом. Практически таким путем могут раскрываться и соотноситься особенности норм права, норм нравственности, политических норм и др. с целью получения более полного представления о нормативном (социальном) регулировании в обществе.

Системный подход – восприятие изучаемого материала как единой системы, выявление и изучение всевозможных связей в исследуемом явлении. Данный подход используется теорией государства и права для изучения государственно-правовых явлений с позиции их системности. В частности, система права состоит из таких институтов, как правовые нормы, правовые институты, субинституты, подотрасли, отрасли. Каждый из этих элементов имеет свои признаки и свойства, а в целом, в совокупности они определяют систему права.

Как система может быть рассмотрено любое государственное и правовое явление, например, государственный аппарат, правовая система и др.

Функциональный подход позволяет выявить в государственно-правовых явлениях механизм их функционирования, рассматривать их не в статике, а в динамике, в реальном действии. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет выделить и охарактеризовать свойственные ему относительно самостоятельные направления государственной деятельности (функции) в экономической, политической и других сферах общественной жизни. Данный метод используется при изучении функций права, правосознания, юридической ответственности, функций теории государства и права – фундаментальной юридической дисциплины (методологическая, прогностическая, идеологическая и др.).

Общенаучные методы в основном определяют общие подходы к рассмотрению природы государственно-правовых явлений, выявлению их особенностей. Поэтому наряду с ними используются частнонаучные методы, способствующие получению более конкретных знаний по вопросам государства и права. Эти методы заимствованы теорией государства и права из отдельных, конкретных наук и используются для изучения государственно-правовых явлений. В числе таких методов наиболее часто используются следующие: конкретно-социологический, правового эксперимента, статистический, кибернетический и др.

Конкретно-социологический метод - позволяет путем наблюдения, анкетирования, интервьюирования, телефонных опросов и иных приемов собрать и сконцентрировать данные о каких-либо сторонах государственно-правовой действительности (сведения об отдельных видах юридической практики и др.). Полученный материал может использоваться в сфере законодательной деятельности, для разработки прогнозов в области подготовки тех или иных реформ и др.

Метод правового эксперимента используется для поиска необходимой (оптимальной) модели организации механизма государства, организации и обеспечения эффективности ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), рационализации административно-территориального деления и др. По сути, этот метод означает предварительную апробацию законодательных, организационных и иных нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей, отражающих состояние и динамику того или иного правового явления, например, уровня законности, преступности и т.д. Он включает сводную обработку данных о явлениях, отличающихся массовостью и повторяемостью, позволяет получить показатели, характеризующие не только состояние, но и прогнозы развития какого-либо явления (правонарушение и др.).

Метод моделирования состоит в создании на основе изучения государственно-правовых процессов моделей отдельных институтов, например, правоотношения, юридического факта, юридического состава правонарушения, системы права, правовой системы и др., что может использоваться и в учебном процессе, и в правотворческой деятельности.

В особую группу частнонаучных методов можно выделить методы частноправовые, сформировавшиеся в системе самой юридической науки. Имеются в виду такие методы, как формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический или догматический метод является традиционным для юриспруденции и составляет необходимую предпосылку (ступень) в познании государства и права. Он основан на формировании юридических понятий и категорий, на различных классификациях, на установлении приемов толкования и т.д. Заметим, юридические понятия и определения – это формы выражения знания о государстве и праве, своеобразная концентрация человеческой мысли, вобравшая сведения о природе и свойствах государственно-правовых явлений. По сути, государствоведческие и правовые понятия есть «слепок» соответствующих государственно-правовых реалий. Для юриста такие понятия имеют важное значение, означают необходимые условия освоения государственно-правовой действительности. Понятия выражаются, «преломляются» в юридических определениях или дефинициях (функции государства, механизм государства, нормы права, правоотношения и т.д.).

В своей совокупности правовые понятия и категории образуют научный аппарат юридической науки, о значимости которого сказано выше.

Сравнительно-правовой метод предполагает сопоставление государственно-правовых явлений, понятий и процессов и выяснение между ними сходства и различий. В частности, достоинства и недостатки государственного или правового института могут определяться в соответствии с аналогичными институтами зарубежных стран. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовых систем в целом либо отдельных их институтов и норм. Сравнительный анализ применяется и для сравнения нормативных правовых актов в одной и той же стране, изданных в разное время или в один период, например, в современной России. Это позволяет найти несоответствие тех или иных норм реалиям общественной жизни, противоречие правовых актов между собой и т.д. Особенность: сопоставляемые объекты должны отвечать одному общему требованию: они должны быть сравнимы.

Специальные методы используются только в конкретной науке. К их числу можно отнести юридическое толкование, используемое специалистами в области теории государства и права для раскрытия смысла законодательных и иных официальных текстов.

Совокупность названных и иных приемов и методов научного познания проблем теории государства и права составляют существенный элемент методологии данной наук






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.