Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства информационного пространства






 

Основные свойства информационного пространства следующие.

1. Информационное пространство является базовым для понятий информационной войны и информационного оружия. Информационную войну можно определять как несанкционированную деятельность в чужом информационном пространстве.

2. Информационное пространство динамично. В нем не бывает завершенного состояния. Физические объекты, как правило, имеют строго определенные физические пределы. Отсюда возможно следующее следствие: достаточно трудно достичь постоянного информационного доминирования, хотя возможно достижение временного информационного превосходства.

3. Информационное пространство структурировано. Оно неоднородно, в нем есть аттракторы, привлекающие внимание, и барьеры, отталкивающие внимание потребителя от данной точки информационного пространства.

4. Информационное пространство всегда защищено, в нем есть места, сознательно защищаемые от чужого вхождения. Защита одновременно предполагает наличие слабых мест, служит их детектором.

5. Информационное пространство универсально: любая область человеческой деятельности опирается на него. Отсюда и возникают уникальные возможности для воздействия в любой профессиональной области.

6. Информационное пространство не связано напрямую с реальным пространством из-за его частично нематериальной природы, а также возможности использовать гражданские информационные инфраструктуры, которые достигают любой точки земного шара, тогда как привычные военные методы требуют своих собственных средств.

7. Информационное пространство обладает национально-специфич­ными способами построения, обработки и распространения информации.

Для информационного пространства характерно четкое различение таких понятий, как «информация» и «знание», которые в обыденном сознании являются, по сути, синонимами. В практической деятельности в информационном пространстве информация начинает рассматриваться как ресурс – некое «сырье» для «производства знаний».

Информационному пространству присущ особый тип знаний, обеспечивающий оформление информации в тех или иных мозаичных конфигурациях. В отличие от классической естественно-научной парадигмы знание в информационном пространстве не рассматривается как нечто незыблемое и постоянное (не зависящее от изменяющейся ситуации и являющееся истинным вне зависимости от диапазона возможных интерпретаций). Основным признаком такого знания является контекстуальность, т.е. зависимость от многих факторов, в том числе не всегда постигаемых рационально. Это знание субъектно, т.е. зависит от способа анализа, типа мышления, рефлексии, а также индивидуальной интуиции, опыта и т.д. своего создателя. В этих условиях участником коммуникации (например – политической) в информационном пространстве с реальными возможностями оказывать наиболее существенное (а иногда и определяющее) влияние на протекающие процессы и других субъектов становится тот, кто производит знания-решения в конкретных ситуациях на основе поиска и анализа информации. Это знание также ситуативно – т.е. изначально и специально создается (и применимо) только к определенному спектру ситуаций. Тем самым создатель знания в информационном пространстве становится «конструктором» знаний. Конструируемое знание всегда целесообразно, и поэтому в информационном пространстве (не только в Internet, но и во всех современных СМИ) участники коммуникации по-своему и прежде всего в зависимости от своих интересов и целей интерпретируют и направляют информационный поток, используя его в качестве своего постоянного ресурса (сырья), а также в качестве ресурса влияния. Создание знаний-решений основано на том, что результатом обработки информации, полученной в результате как целенаправленного поиска в информационном пространстве, так и анализа информации, поступающей в псевдослучайном (не зависящем непосредственно от данного субъекта) порядке, появляется (генерируется) некое знание о способах решения поставленной задачи или возникшей проблемы.

Тот субъект деятельности, который производит знания-решения в конкретных ситуациях на основе поиска и анализа информации, обладает возможностями оказывать существенное (а иногда и определяющее) влияние на протекающие процессы и других субъектов (участников) коммуникации (например – политической) в информационном пространстве. Это обусловлено тем, что, распространяя это знание-решение по каналам коммуникации, субъект, создавший (сгенерировавший) это знание, может оказывать управляющее воздействие на других субъектов деятельности, которые в силу ряда причин не смогли вовремя сгенерировать свой вариант знания-решения для текущей ситуации.

Исходя из принципа, что знание-решение генерируется субъектом прежде всего с учетом своих интересов, данное знание-решение, принятое другими субъектами для достижения своих целей и решения собственных задач, будет прямо или косвенно направлять их деятельность в интересах того субъекта, который сгенерировал и распространил это знание-решение.

Наибольший эффект такого управления достигается в случае, когда знание-решение не просто генерируется явно в интересах своего создателя, а конструируется таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить его интересы, а с другой – быть «привлекательным» для других субъектов за счет придания ему видимости объективного знания (внешне не связанного с интересами создателя).

Если же определенный субъект контролирует значительный сегмент информационного пространства (по крайней мере, в отношении информационных потоков в определенной сфере профессиональной деятельности или регионе/стране), то он может в своих интересах уже на уровне первичной информации осуществлять информационное наполнение контролируемого сегмента информационного пространства с помощью целенаправленного отбора информации и добавления искаженной информации (дезинформации). В результате другие субъекты оказываются в ситуации, когда результаты осуществляемого ими информационного поиска в целях получения своих знаний-решений дают такую информационную подборку, на основании которой с большой долей вероятности можно получить только варианты, выгодные для субъекта, контролирующего данный сегмент информационного пространства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.