Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В социальных системах






 

В социальных системах функции управления осуществляются посредством оказания информационно-психологического воздействия на объект управления [122], [71], [78], [126].

Психологическое воздействие – это способ оказания влияние на людей (на отдельных индивидов и на группы), осуществляемое с целью изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения с использованием различных способов явного и скрытого психологического принуждения. Психологическое воздействие часто применяется в форме технологий тайного принуждения личности. Комплексное использование различных способов скрытого психологического принуждения людей в виде системы психологических операций, разнообразных пропагандистских акций и рекламных кампаний выступает как распространенное средство политической борьбы не только во внешнеполитической деятельности и в условиях международных конфликтов, но и как присущее внутриполитической деятельности. Процесс тайного принуждения личности выступает как вид деятельности, осуществляемый с использованием разнообразных специфических способов и средств, скоординированных во времени, пространстве и реализуемых как отдельными лицами, так и различными социальными организациями в широком смысле понимания данного термина. Технология тайного принуждения личности включает как сам процесс скрытого психологического принуждения людей, так и процедуры, комплексы применяемых способов и средств психологического воздействия.

Выделяют три основных этапа психологического воздействия.

1. Операционный, когда осуществляется деятельность его субъекта.

2. Процессуальный, когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия его объектом.

3. Заключительный, когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т.е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т.е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными.

Психологическое воздействие может осуществляться различными методами и основными инструментами, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей:

во-первых, собственно психологическими методами (убеждением, вну­шением, информированием, поощрением, принуждением, наказанием, ме­тодом примера);

во-вторых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием военных средств;

в-третьих, для психологического воздействия может использоваться система торговых и финансовых санкций, направленных на экономический подрыв потенциального противника;

в-четвертых, психологическое воздействие может осуществляться с использованием чисто политических средств.

Психологическое воздействие подразделяется на следующие виды.

1. Информационно-психологическое.

2. Психогенное.

3. Психоаналитическое.

4. Нейролингвистическое.

5. Психотронное (психофизическое).

6. Психотропное.

Выделяют следующие формы психологического воздействия:

воздействие вербальными средствами;

воздействие печатными и изобразительными средствами;

воздействие с помощью радио, телевидения и компьютерной техники.

При выборе форм психологического воздействия необходимо учитывать их специфические особенности. Устное (вербальное) воздействие очень продуктивно, но не всегда возможно. Воздействие с помощью радио, телевидения и компьютерной техники обеспечивает одновременный охват большой аудитории, но требует специальной аппаратуры для приема информации и обеспечения возможностей для ее прослушивания (просмотра). Печатные и изобразительные материалы проигрывают в оперативности, не воспринимаются неграмотными людьми и требуют специальных средств доставки к объекту. Однако их можно изучать неоднократно, передавать из рук в руки, хранить длительное время [78].

Психологическое воздействие оказывается на конкретные сферы психики отдельного человека, групп людей и общественного сознания в целом:

потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания);

интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);

эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы);

коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия).

Психологическое воздействие имеет свои механизмы – наиболее общие закономерности, по которым оно осуществляется. Обычно различают механизмы трансформации:

убеждений;

стереотипов;

установок людей.

Психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания.

Психологическое воздействие осуществляется на основе определенных принципов (основных концептуальных положений).

Различают следующие принципы психологического воздействия:

индивидуального и дифференцированного подхода;

воздействия в группе и через коллектив;

воздействия в процессе деятельности;

сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта;

опоры на положительное или отрицательное в личности и группе;

единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии.

Индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом воздействии предполагает:

глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологи­ческих особенностей объектов воздействия;

определение конкретных задач влияния на конкретных людей и группы (сообщества) с учетом их личностных и групповых характеристик;

постоянный анализ итогов психологического воздействия; своевременное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенностей каждого конкретного человека.

Принцип психологического воздействия в группе и через коллектив требует:

определять приоритеты во влиянии на неформальных лидеров и руководителей группы (сообщества);

определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех ее членов и именно на них сосредоточивать фокус основного влияния субъекта воздействия;

умело использовать силу группового мнения в интересах повышения эффективности воздействия;

заставлять всех членов группы подчинять личные интересы общим;

обеспечивать единство и сплоченность активных людей в действиях, способствующих воплощению целей осуществляемого на группу психологического воздействия.

Психологическое воздействие в процессе деятельности предполагает, что влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно.

Принцип сочетания высокой интенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта предполагает непрерывное достижение целей психологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь в том случае, когда необходима его корректировка исходя из специфического проявления конкретных психологических особенностей людей, осмыслить которые заранее не представлялось возможным.

Опора на положительное или отрицательное в личности и группе ориентирует на изучение и учет прежде всего того, что может способствовать или препятствовать психологическому воздействию. Те или иные положительные или отрицательные характеристики личности или группы могут как затруднять его, так и повышать его эффективность, что необходимо заранее принимать во внимание.

Принцип единства, согласованности, преемственности в психологическом воздействии требует:

наличия единства взглядов всех субъектов психологического воздействия на его задачи;

достижения единства во всех элементах и во всем содержании психологического воздействия; использования достижений современной науки в интересах повышения эффективности общего воздействия на различных людей и их группы;

согласования линии психологического воздействия по отношению к отдельным людям; обобщения опыта по достижению согласованности и преемственности в психологическом воздействии в различных социальных условиях.

Закономерности психологического воздействия:

если оно направлено, в первую очередь, на потребностно-мотивацион­ную сферу людей, то его результаты сказываются, в первую очередь, на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

когда под прицелом оказывается эмоциональная сфера психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;

сочетание воздействий на обе названные сферы позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологи­ческий комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;

в результате психологического воздействия на интеллектуально-позна­вательную сферу человека изменяются в нужную сторону его представления, характер восприятия вновь поступающей информации и, в итоге, его картина мира.

Метод психологического воздействия – совокупность психологических приемов и операций по осуществлению воздействия на сознание и подсознание человека или групп лиц. Выделяют такие методы психологического воздействия, как убеждение, внушение, принуждение, заражение, подражание и др.

Различают прямые и косвенные методы воздействия на сознание [39], [78]. Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики. Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы, обращенной к разуму людей, был учет реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, проводить научный анализ. Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать четкие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют иррациональные способы. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Один из эффективных методов – метод большой лжи. В основе этого метода лежит использование довольно ограниченного характера восприимчивости масс наряду с учетом присущей массам забывчивости. Используется неготовность людей к «большой лжи», основанная на привычности к мелкому бытовому обману наряду с наличием социальных и внутренних запретов на существенный по масштабу обман.

Метод закрепления установок (положений). В основе метода лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать массив данных и его оперативная память ограничена, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений.

Метод синхронизации индивидуума с группой. Метод основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, кореллирующее поступки отдельных лиц, «стадное» чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества определенного «образа жизни» и т.п.

Метод рекламы. Применяется при нецелесообразности посылки заведомо ложной информации. Суть метода: «Всегда говорите правду, говорите много правды, говорите гораздо больше правды, чем от вас ожидают, но никогда не говорите всю правду».

Метод опосредованного воздействия средств массовой информации на общественное сознание через межличностные неформальные каналы информации. Основан на подаче нужного материала с вопросительным знаком и предложении обсудить, отзвонить, прокомментировать и т.д.

Косвенные методы связаны с воздействием на условия функционирования мозга людей. К этим методам относится инициализация нарушений мозговой деятельности путем повышения потребления алкоголя и организации наркосбыта в стане противника, также используется влияние на сознание людей электромагнитных и акустических полей.

Принуждение – один из методов психологического воздействия – применение таких мер к объектам психологического воздействия, которые побуждают их выполнять какие-либо действия вопреки собственной воле (желанию).

В информационном противоборстве применяются различные, многочисленные тайные (скрытые) способы и формы (технологии) принуждения личности [39]. Среди них: аферы, махинации, мошенничество, блеф, стратагемы, политические игры и мистификации, манипулятивное воздействие, провокации, психологические и тайные операции, пропаганда, политические игры и рекламные кампании, политическая и коммерческая реклама, дезинформация и оперативные игры – это далеко не полный перечень понятий, используемых для обозначения способов проявлений тайного принуждения человека.

Политические и оперативные игры, специальные и тайные операции, психологические операции и психологическая война, пропагандистские и рекламные кампании являются понятиями, отражающими устойчивые организационные формы целенаправленного комплексного применения различных способов и средств скрытого принуждения людей [37], включающих:

сокрытие истинных целей действий, суть которых заключается, как правило, в получении односторонней или большей выгоды для инициатора этих действий;

использование приемов, маскирующих истинные цели и побуждающих совершать действия, выгодные для инициатора их применения.

Основные источники информационно-психологического воздействия на человека включают в себя (в обобщенном виде) [39]:

государство (в том числе иностранные государства), органы власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;

общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);

различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и, проведения досуга и т.д.);

отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.