Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В информационном пространстве






 

Состав, степень влияния и особенности взаимодействия субъектов деятельности в информационном пространстве имеют ряд существенных особенностей и вместе с тем обладают общими базовыми свойствами для субъектов деятельности любой сферы.

Субъекты деятельности в информационном пространстве могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Отнесение рассматриваемых субъектов деятельности в информационном пространстве к одному из этих видов иногда может быть достаточно условным, так как в ряде случаев крупную корпорацию, осуществляющую масштабные информационные проекты (PR, медийная деятельность, бизнес-коммуникация и пр.), несмотря на возможное наличие в ней ряда самостоятельных подразделений, осуществляющих соответствующие виды информационной деятельности, можно рассматривать как индивидуальный субъект, так как чаще всего информационная деятельность таких субъектов подчинена единой логике и цели.

В информационном пространстве групповая принадлежность субъектов деятельности рассматривается в рамках реализации информационной политики с позиций преимущественно субъект-субъектных информационных взаимодействий, а в информационном противоборстве – в качестве объекта психологического (информационно-психологического) воздействия. В большинстве случаев объектом психологического воздействия выступает не один человек, а целые социальные группы людей.

Различные социальные группы в ряде случаев формируются и существуют в таковом качестве только в информационном пространстве. Социальная группа представляет собой относительно устойчивую, складывающуюся в рамках исторически определенного общества совокупность людей, объединенных единством интересов (а также культурных, национальных ценностей и норм поведения), находящихся в более или менее систематическом взаимодействии.

Устойчивость социальных групп в информационном пространстве, несмотря на порой значительную степень территориального удаления членов такой социальной группы друг от друга, обеспечивается прежде всего наличием возможностей поддерживать постоянное взаимодействие, используя глобальные информационно-телекоммуникационные системы.

Интересы, ценности и нормы поведения социальных групп в информационном пространстве могут существенно отличаться от традиционных, так как информационное пространство формирует свои интересы, культурные особенности, ценности и нормы поведения, а традиционные интересы, ценности и нормы при трансфере их в информационное пространство претерпевают зачастую существенные изменения.

Существуют следующие градации социальных групп:

1) по размеру – группы большие, средние, малые, микрогруппы;

2) по общественному статусу – формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

3) по устойчивости взаимосвязей членов группы друг с другом – реальные (контактные) и условные (формально выделенные по какому-то признаку);

4) по уровню развития – диффузные, ассоциации, корпорации, коллективы;

5) по значимости для членов – референтные (эталонные) и нереферентные.

Для информационного пространства общества характерны некоторые уникальные субъекты и сообщества, не имеющие прямых аналогов в иных пространствах.

К таковым относятся:

социальное виртуальное сообщество (ВСС);

онлайновое сообщество;

сетевой социум;

виртуальная коалиция.

Виртуальные социальные сообщества – социальные системы, включающие в себя совокупность различных социальных систем и их отдельных элементов, сегментов информационного пространства, источников интеллектуальных и материальных ресурсов, распределенных по земному шару и объединенных в рамках достижения общей цели единой для всех элементов виртуальной системы идеологией, являющейся наряду с открытыми телекоммуникационными сетями (ОТКС), которые обеспечивают для элементов системы взаимодействие между собой, главным системообразующим фактором.

ОТКС в этом процессе не только являются средством установления отношений между различными субъектами информационной (информационно-психологической) деятельности, объединения их интеллектуального и материально-технического потенциала в единую управляемую структуру, быстрого подбора необходимых сил и средств, их оперативной переброске (концентрации) на основных направлениях деятельности, но и как эффективное средство организации непрерывного процесса управления и координации этой деятельностью в режиме реального времени. В такой форме взаимодействия социальные структуры могут объединяться как временно (для решения конкретного вопроса или группы вопросов), так и на постоянной основе.

ВСС в информационно-психологическом пространстве являются прин­ципиально новой устойчивой формой существования социальных отношений, превосходя сетевые социумы по степени организованности и влиянию. ВСС создаются ее организаторами для достижения определенных целей на территории выбранного ими государства (или группы государств) из элементов социальной структуры этих государств и других субъектов информационно-психологической деятельности.

Онлайновое сообщество представляет собой сообщество субъектов деятельности, основанное на массовом переносе людьми, группами и организациями информационной активности и взаимодействий интерсетях в режиме онлайн. Развитие Internet сопровождается массовым переносом людьми своей информационной активности, а также и информационных взаимодействий друг с другом, из среды, создаваемой традиционными информационно-коммуникационными технологиями в виртуальную среду сети Internet, т.е. в онлайн. Тем самым один из основных результатов социально-экономических приложений Internet-технологий заключается в появлении в обществе большого числа онлайновых сообществ.

Онлайновые сообщества в простейшем случае представляют собой группы людей, общение которых основано на использовании Internet-технологий (WEB-форумы, списки рассылки, чаты и т.п.). В более сложных случаях – дополнительно к виртуальному способу общения люди используют особые методы координации и согласования своей деятельности, которые отличаются как от рыночных, так и от иерархических моделей управления социально-экономическими системами.

Группы людей, которые осуществляют свою социально-экономи­ческую деятельность в последнем режиме, образуют так называемые полнофункциональные онлайновые сообщества. Разновидностью онлайнового сообщества является, например, сетевая экономика в которой участники реализуют преимущественно экономические цели и задачи, осуществляя свои экономические взаимодействия посредством Internet-технологий.

В общем случае онлайновые сообщества существуют и могут возникать не только в экономике, но и применительно к любым другим видам совместной деятельности человека. Переход на новые информационные технологии позволяет повысить эффективность информационных взаимодействий между людьми при их переносе в онлайн. Это создает условия для массового формирования онлайновых сообществ во всех сферах человеческой деятельности.

Сетевой социум – это группа людей, взаимодействие которых протекает преимущественно в глобальных компьютерных сетях. Обязательной характеристикой сетевого социума является осознание своей общности, члены социума связаны общей идеологией, традицией и т.п. Формирование такого качественно нового вида социума, как сетевой социум, началось с развитием онлайновых сообществ.

В реальной жизни любая группа взаимодействует во внешней среде. Уникальность же сетевых сообществ состоит в том, что они действуют при полном отсутствии внешней среды.

Возникновение относительно устойчивых социальных групп в сети обусловлено тем, что достижение индивидуальных целей становится возможным только через создание группы. В большинстве случаев целью является интересное или полезное общение. Так как одному общаться довольно затруднительно, организуется группа. Эти группы не имеют некой внешней по отношению к самой группе цели. Весь смысл существования группы находится внутри ее самой, группа возникает для того, чтобы обслуживать интересы своих членов, и не более того. Как только участники группы «исчерпывают» друг друга, группа распадается. Это не относится к сетевым сообществам, имеющим внешнюю по отношению к группе цель – группам дистанционного обучения, различным коммерческим структурам, осуществляющим деятельность посредством сети и т.п.

Ярким примером сетевого социума является самый «долгоживущий» и самый большой виртуальный социум – ФИДО, в котором детально регламентированная и весьма жесткая система управления и отлаженный механизм обеспечения культурной преемственности обеспечили стабильность существования этого социума.

Виртуальные коалиции – это субъекты геополитической конкуренции, характерные для информационного общества и глобального информационного пространства. Кроме традиционных субъектов геополитической конкуренции, действующих на глобальном и региональном уровне, – государств и различного рода межгосударственных коалиций – в информационном пространстве возникают принципиально новые образования, включающиеся в геополитическую борьбу – «виртуальные» союзы и коалиции, в которые на равных правах могут входить государства, транснациональные корпорации, медиа-холдинги и т.д., масштабы деятельности которых имеют глобальный характер (т.е. охватывают значительные географические территории и/или сегменты информационного пространства), а результаты деятельности могут приводить к последствиям, влияющим на политику государств и их коалиций на международном уровне. При этом обладание государственным суверенитетом, собственной территорией и населением вовсе не является обязательным условием участия субъекта в геополитической конкуренции, что существенно отличает информационное общество от индустриального.

Относительная простота условий, при которых в информационном пространстве происходит объединение субъектов геополитической конкуренции в виртуальные коалиции, объясняется как высокой интенсивностью зарождения и развития информационных и информационно-психологи­ческих процессов, так и высокой способностью виртуальной коалиции, состоящей из любого количества разнородных субъектов геополитической конкуренции, приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней геополитической ситуации, маневрировать силами и средствами, быстро восстанавливать свой потенциал после временных неудач и подбирать для каждого из субъектов подходящие формы совместного участия в геополитической борьбе в соответствии с ее быстро и малопредсказуемо изменяющимися условиями в современном динамичном мире.

Непосредственно к субъектам деятельности в информационном пространстве общества, реализующим государственную информационную политику, относятся:

органы государственной власти и управления;

средства массовой информации и массовой коммуникации (СМИ и МК).

Органы государственной власти и управления в процессе построения информационного общества и развития информационной инфраструктуры формируют такой субъект деятельности в информационном пространстве общества, как «электронное правительство» (англ. – e-government).

Данный термин появился благодаря тому, что правительственные институты наряду с другими общественными институтами и механизмами в процессе стремительного развития информационных технологий стали обретать свой новый образ, действующую проекцию в виртуальной информационной среде, основанной на глобальных информационно-теле­коммуникационных сетях, таких, как Internet. В Окинавской хартии глобального информационного общества, в частности, говорится: «Информационно-телекоммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества».

В целом информационные технологии для госаппарата – это такая обширная область, что она распадается на многие компоненты, и электронное правительство – только одна относительно небольшая область использования информационных технологий в этой сфере.

В США под электронным правительством понимают государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны (гражданами США, а также иностранцами, например туристами) и структурами, не входящими в правительство. Такими структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и муниципальные органы власти и др.

Вместе с тем однозначного определения понятия электронного правительства не существует. В общем случае под данным термином понимается не только сетевая инфраструткура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления, т.е. «электронное государство», «электронный государственный аппарат».

Основой электронного правительства является государственная сетевая информационная инфраструктура как информационно-телекоммуни­кационная система, обеспечивающая оптимальное с точки зрения общества функционирование всех ветвей и уровней государственной власти и управления.

В этом случае под «электронным правительством» понимается сетевая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, поддерживающая процесс выполнения органами исполнительной власти своих функций в обществе.

Под «электронным правительством» в США понимают государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны (гражданами страны, а также иностранцами, например, туристами) и структурами, не входящими в правительство. Такими структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и муниципальные органы власти и др.

Все системы, работающие внутри правительства, – часть правительственных информационных систем, но не все они входят в состав электронного правительства. Например, использование вычислительной техники внутри государственных организаций для решения внешних задач не относят к электронному правительству.

Типичный пример систем электронного правительства – это представление в Internet информации о работе государственных структур или оплата налогов.

На базе развития современных методов информационного обмена между органами государственной власти и обществом создаются принципиально новые возможности для обеспечения информационной открытости и гласности принятия решений, для повышения уровня доверия и взаимодействия между обществом и органами государственной власти.

К средствам массовой информации и массовой коммуникации относятся информационные агентства, периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации (например, Internet-издания). СМИ и МК образуют систему средств массового информирования, осуществляющих распространение массовой социально значимой информации, объектом воздействия для которой выступает массовое сознание.

Сам термин «СМИ и МК» трансформировался из термина СМИ (средства массовой информации) благодаря интенсивному развитию информационно-телекоммуникационных систем, распространению интерактивного способа коммуникации между средствами массового информирования и пользователями массовой информации и вовлечению в систему массового информирования новых субъектов коммуникации.

Иногда для обозначения СМИ и МК используется термин «масс-медиа» (англ. – mass-media), где mass означает большое количество (масса) кого-либо и чего-либо, media – средство информации. Учение о масс-медиа называют медиологией.

Одно из свойств СМИ И МК, которое используется в информационных войнах, это то, что в целом масс-медиа строят свою картину («виртуальную модель») действительности, масштабы и суть которой не совпадают с реальными измерениями. Тем самым СМИ и МК принадлежит особая роль в нарастающем процессе применения методов информационно-психологи­ческого воздействия. На рубеже XXI столетия СМИ и МК из передаточного звена в сложном механизме политики превращаются в ее творца. В сочетании со средствами вторжения в психику человека, манипулирования его сознанием СМИ и МК могут стать массовым каналом воздействия на население страны, управляя течением событий в жизни общества.

В своей деятельности СМИ и МК используют такие принципы отбора материалов, которые плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности. В общем виде эти принципы формулируются следующим образом.

1. Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ и МК касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.

2. Неординарность фактов. Это означает, что информация о других экстремальных событиях – голоде, войнах, преступлениях и т.д. – доминирует над освещением явлений будничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ и МК к информации негативного характера и сенсациям.

3. Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т.д.

4. Успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте – типичное явление для СМИ и МК в рыночном обществе.

5. Высокий общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ и МК имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, военноначальники, министры и т.д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.

В информационном обществе со все более возрастающей зависи­мостью людей от информации, СМИ и МК как субъект деятельности приобретают все более манипулятивный характер. В основе этого процесса лежат следующие причины (группы причин).

1. Причины, вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой коммуникации, т.е. те искажения, которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями и т.п.

2. Причины, вызванные политическими, социально-экономическими и организационными условиями, в которых осуществляют свою деятельность средства массовой коммуникации. Основная из них – зависимость СМИ и МК от конкретных социальных субъектов. Она может проявляться в двух основных формах – экономической и административной. Экономическая форма зависимости проявляется в том, что СМИ и МК в рыночных условиях работают на определенных клиентов, например, рекламодателей и других заказчиков из числа представителей крупного капитала. Административная форма зависимости проявляется в том, что СМИ и МК подчиняются своим хозяевам и учредителям.

3. Причины, обусловленные самим процессом функционирования средств массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию СМИ и МК при подаче материалов и подготовке сообщений, различных программ руководствуются определенными общими правилами или принципами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.