Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовное рождение шаманов






 

Данилов Никифор 59 лет,

З-го Мальжегарского наслега.

Январь 1925 года.

 

I. Сумасшествие шамана и обновление его тела

 

Душу человека («сюрюн, кутун»), который должен стать шаманом, берут (духи) и уносят в подземный мир. Там, го­ворят, есть особый дом, где заключаются эти (похищенные) души. Душа хорошего шамана заключается в продолжение трех лет, а плохого на один год. В это время сам человек сходит с ума и бессознательно воспевает, пока длится заклю­чение его души. Во время сна он бывает в указанном доме.

Эти злые духи (абаасылар) и есть источники зарождения шаманов. («Ойун тёрдё»). Описанный дом принадлежит им, там они воспитывают и обучают похищенную душу человека. По истечении определенного срока (смотря по качеству ша­мана), они должны разрезать, разрубить на кусочки тело бу­дущего шамана.

Рассекание тела производится так: сначала отреза­ют голову и кладут (садят) ее на верхнюю пол­ку своей юрты. Говорят, эта голова видит своими гла­зами всю процедуру разрубания своего тела. Все тело ша­мана разрезают на мелкие кусочки и делят между всеми трижды - девятью юёрями (Души обыкновенных людей, причиняющих болезни). Тело лучшего шамана должно хватать на всех злых духов. Тогда этот ша­ман будет знать пути, дороги всех духов, причиняющих болез­ни, и будет полезен при всяких заболеваниях. Если же тела не хватит при дележе и останутся обделенные, то он не смо­жет вылечить те болезни, которые причинены этими юёрями.

Вовремя разрезания тела будущий шаман у себя дома ле­жит тяжко болен, ни жив и ни мертв. Духи, изрезав и разделив мясо, говорят, наделяют кости новым мясом и садят прежнюю голову на место.

Со слов рассказчика записано по-якутски Семеном Дани­ловым, а перевод мой.

 

 

Слепцов Кузьма 62 лет.

4-го Мальжегарского наслега,

Зап.-Кангаласского улуса.

Январь 1925 года.

 

Обмирание шамана на три дня перед призванием

 

В Немюгинском наслеге не особенно давно был шаман Бётюрюю. Про него рассказывали: перед тем как стать ему шаманом, духи привели его на гору около местности Тураахтаах-Аана и там рассекли его тело на части. Голову, отделив, повесили на одну лиственницу, а четыре конечности на другую. Все это он сам видел но сне. В эту пору он лежал дома в течение трех суток в обмороке.

По рассказам, кровь шамана, подвергнутого рассеканию, собирают и, завернув в свежесодранную бересту, поручают чистому отроку или старцу, который не спит с женщиной, повесить на ветви большой лиственницы.

 

Устинов Константин Прокопьевич 82 лет.

5-го Мальжегарского наслега

Зап.-Кангаласского улуса.

27 января 1925 года.

Остров Хатын-Арыы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.