Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности методики физического воспитания младший школьный возраст.






Основной фор­мой занятий физическими упражнениями в начальной школе яв­ляется урок физической культуры, который строится в соответ­ствии с общими педагогическими положениями, а также с мето­дическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловли­вает некоторые особенности урока физической культуры с уче­том возрастных особенностей занимающихся.

1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке явля­ются задачи совершенствования естественных двигательных дей­ствий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

2. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач, связанных с усвоением или совершенствованием учебного мате­риала.

3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреп­лению мышц стоп и формированию правильной осанки.

4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал должен занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.

5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выпол­нения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с воспитанием двигательных качеств.

Способность к запоминанию движений у детей быстро растет от 7 до 12 лет, а с 13 лет развитие двигательной памяти несколько замедляется.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная за­дача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развиваю­щие частоту движений. Упражнения на скорость следует выпол­нять кратковременно (6—8 с).

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных уп­ражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рас­сказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроиз­вести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихот­ворную форму.

Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, вхо­дящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи.

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овла­дение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

 

Особенности методики физического воспитания средний школьный возраст Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста яв­ляется углубленное обучение базовым видам двигательных дей­ствий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание). В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные раз­личия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регла­ментированного упражнения) примерно равное.

Особенности методики физического воспитания в старшем школь­ном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушка­ми проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психиче­ские особенности юношей и девушек требуют различного подхо­да к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к до­зировке физической нагрузки.

Функциональные возможности для осуществления интенсив­ной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физи­ческие нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Пери­од восстановления этих показателей до исходного уровня у юно­шей короче, чем у девушек.

При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.

В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уде­лить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возмож­ностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, ста­тической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестро­ения и согласование двигательных действий, способности произ­вольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упраж­нений сопряженного воздействия на кондиционные и координа­ционные способности, а также упражнений, при которых одно­временно закрепляются и совершенствуются двигательные навы­ки (техника) и физические качества.

Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути уси­ления тренировочной направленности уроков. Доля игрового ме­тода сокращается, а соревновательного — увеличивается.

В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных зада­ний, дополнительных упражнений, заданий по овладению двига­тельными действиями, развитию физических способностей с уче­том типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Прохождение и освоение учебного материала должно осуще­ствляться в логической последовательности, в системе взаимо­связанных уроков.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.