Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Номическая сущность и функции финансов.






До начала XX в. термин «финансы» употребляли в сравнительно узком смысле — именно государственных финансов. Государственные финансы – это совокупность денежных отношений, организованных и регламентируемых государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВНП в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Признаки финансов- денежный характер отношений, распределительный характер финансовых отношений: финасовые отношение всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

К сфере государственных финансов относятся отношения между:

· государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат,

· государством и организациями при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета,

· отдельными звеньями бюджетной системы др. финансовые отношения.

Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств, к которым относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ – распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, в процессе которого создаются основные или первичные доходы. Их сумма равна национальному доходу. Первичные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) заработная плата работников, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

В целом, распределительная функция финансов позволяет:

1. создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

2. осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, социальными группами населения;

3. создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления граждан. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В современных условиях финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение НТП, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, которая заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности

 

11. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ (ГОСУДАРСТВО КАК КРЕДИТОР).

Г-во как кред-р ( акт форма ГК). Гос кр0ты, предост-ые РФ: 1) иностр гос-ам, их юр л и междунар-ым орган-циям; 2) Бюдж кр-ты юрм л, не явл гос или мун унитар-и п/п. Долговые обяз-ва иностранных гос-в перед РФ как кр-тором форм-ют долг иностр-ых гос-в перед РФ. Предостав-е госкр-тов осущ-ся по 4-м осн-м напр-ям: атомная энергетика, теплогидроэнергетика и пр объекты, т-ры, усл и военно-техническ сотрудничество. Росс-ое прав-во предпочитает долгоср кр-ты. По напр-ию госкр-та(2001-2006) можно отм-ть, что осн объектами явл Индия, Китай, Вьетнам, Куба. Бюдж кр-т мб предоставлен юр л, не явл гос-ным или мун-ым унитарным п/п, на осн-ии дог-ра, закл-го в соотв-ии с гражданским законодател-ом РФ с учетом положений БК РФ и иных норм-ых актов, только при обеспечении кредита. Способами обеспечения явл: только банк-е гарантии, поручит-ва, залог им/ва в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Бюдж кредиты (%-ые и бес%-ые) предост-я гос или мун унитарным п/п на усл-ях и в пределах лимитов, кот предусм-ы соотв-ми бюдж. Получ-ли бюдж кредита обязаны: вернуть бюдж кредит и уплатить % за польз-е им в устан-ые сроки. Предост-ять инф-ю и отчет об использ-ии бюдж кредита в орг, исполн-е б-ет, и контрольные орг соотв-щих законодательных орг.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.