Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация спортивно-оздоровительных коллективных творческих дел.






Эффективность коммунарской методики не нужно доказывать. Ее позитивная роль в процессе воспитания и развития личности давно получила мировое признание. В основу спортивно-оздоровительных коллективных творческих дел прежде всего должны бть положены традиции народной педагогики. Забота о здоровье ребенка и его нормальном физическом развитии, воспитание выносливости, ловкости, сноровки – все это всегда было предметом неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и молодежи находило свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных соревнованиях. Народ имел определенное представление о функциях человеческого организма, об экзогенных и эндокринных факторах физического развития. Было понимание того, что чистых воздух – важнейший элемент здоровья: «Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарство». Народ понимал, что залог здоровья – физическое воспитание. Многие народные афоризмы рассматриваю здоровье, как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека.

К организационно-педагогическим условиям здоровьеформирующего образования относится:

1. Уточнение понятия «здоровье», создание образа здорового человека. Здоровьеформирование – это поэтапный процесс присвоения образцов. Создание здоровьеформирующего образовательного пространства должно стать основной целью образовательного учреждения любого типа и вида.

2. Стимулирование мотивации субъектов педагогического процесса на саморазвитие культуры здоровья: развитие способностей самопознания, самонаблюдения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации, здоровье творческой активности; личностно-ролевое участие обучающихся в организации образовательного процесса, мероприятиях оздоровительного характера; формирование потребностей здорового образа жизни, стрессоустойчивых установок.

3. Обеспечение санитарно-гигиенических условий образовательного (воспитательного) процесса, которые включают требования к зданию, естественному и искусственному освещению, воздушно-тепловому режиму, оборудованию помещений, организации питания, помещениям пищеблока, режиму жизнедеятельности, дневной и недельной учебной нагрузке, двигательному режиму обучающихся и их гигиеническому обучению, оборудованию и организации учебных занятий в компьютерных классах.

4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательном (воспитательном) процессе: предупреждение возникновения проблем развития; помощь в решении актуальных задач обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами и родителями) и т.п. Несомненно, что на разных ступенях образования задачи психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания различны. В дошкольном образовании –это может быть ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Для начальной школы –определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей. Основная школа – это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости. В старшей школе – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие псиосоциальной компетентности.

5. Социально-психологическая поддержка здоровья педагога в процессе его профессиональной деятельности. Развитие обучающихся непосредственно зависит от здоровья педагога. Вместе с тем, анализ результатов специальных исследований показывает, что увеличивается рост заболеваемости педагогов; возрастает травматизм; снижается уровень финансирования санаторно-курортного лечения педагогов; сокращается средний биологический возраст педагогов, что связано с высоким нервно-эмоциональным напряжением, сопровождающим их труд.

6. Психолого-педагогическое сопровождение информационно-коммуникативных технологий в образовании. Контакт человека с компьютером носит комплексный и многоплановый характер. В последнее время медицина столкнулась с новыми терминами: «компьютерный зрительный синдром»; «синдром компьютерного стресса», «компьютерная зависимость». Поэтому сегодня приоритетная проблема переосмысления национальной программы информатизации образования с переходом от акцентуации с экстенсивных показателей компьютеризации на акцентуацию гармоничной и, что самое главное, здоровой личности.

7. Разработка и реализация комплексной программы здоровьеформирующего образования, включающей, во-первых, внедрение системы мер связанных с улучшением организации питания, педагогически целесообразной занятости свободного времени обучающихся, организации здорового досуга и отдыха, лечебно-профилактических мероприятий, психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательного процесса; во-вторых, внедрение комплекса дополнительных образовательно-просветительских программ, направленных на формирование культуры здоровья у субъектов образовательного процесса; в-третьих, повышение уровня психолого-педагогического мастерства педагогов, использование современных технологий в пропаганде здорового образа жизни, возможностей для этого учебных дисциплин и курсов.

Мы предполагаем, что идеальный образ человека, соответствующий новому содержанию социально-культурного символа «Здоровье», ориентирован на приоритет национальных российских интересов при должном уважении к ценностям других цивилизаций. Такой человек готов сочетать в повседневной жизнедеятельности в разумных пределах личные интересы с интересами государства, общества и других людей; способен правильно выбирать жизненные цели, избегая крайностей коллективизма и индивидуализма. Он проявляет осознанную, устойчивую и разумную терпимость к другим людям и их ценностям и способность к конструктивной адаптации в изменяющихся социокультурных условиях, готовность активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха. Для него характерно разумное сочетание законопослушности и готовности к изменению общественного устройства для наиболее полного достижения интересов всего народа и отдельной личности без применения насилия в любых формах.

Мы предлагаем понятие «здоровый образ жизни» рассматривать как целостную характеристику жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется социально-культурным содержанием символа «Здоровье». Во всех остальных случаях здоровый образ жизни не является целостной характеристикой жизнедеятельности человека, и поэтому можно говорить лишь о проявлении его отдельных качеств (сторон). Основным условием здорового образа жизни является наличие у человека позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой и является внутренняя картина здоровья.

В соответствии с этим мы выделяем четыре типа внутренней картины здоровья индивида, которые с учетом содержательных особенностей назвали:

тип А – информационно пассивный,

тип В – адаптивно поддерживающий,

тип С – ресурсно прагматический,

тип Д – личностно ориентированный.

Выделенные нами типы внутренней картины здоровья образуют закономерную логическую цепочку присвоения индивидом содержания культурообразующего символа «Здоровье», развертывание которой в идеале должно совпадать с этапами развития человеческой индивидуальности.

В основу предлагаемой нами модели формирования внутренней картины здоровья человека в онтогенезе мы положили периодизацию развития субъектности человека в онтогенезе (В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев).

В качестве подходов, способов, методов решения проблемы в рамках разработки модели применялись: теоретико-методологический анализ, лонгитюдный метод, обобщение и интерпретация научных данных, ретроспективный анализ, анкетирование, метод экспертных оценок.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.